Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы (06.04.2009)

Автор: Плугина Мария Ивановна

– разработка на основе идентификации с профессиональным сообществом стратегий профессионального становления, обеспечивающих возможность профессионального самоутверждения; формирования и развития профессионально значимых личностных качеств и научной компетентности;

– самопроектирование и самокоррекция собственной деятельности, творческая самореализация на основе сформированного индивидуального стиля деятельности, устоявшихся педагогических позиций, обеспечивающих достижение вершин педагогического мастерства.

Определены акмеологические технологии профессионального становления преподавателей высшей школы (самопознания, саморазвития, самореализации), которые имеют гуманистическое содержание, нацелены на прогрессивное личностно-профессиональное развитие, обеспечивают выбор вектора профессионального становления.

Раскрыты акмеологические механизмы, обусловливающие профессиональное становление преподавателей высшей школы. Доказано, что детерминирующее влияние на профессиональное становление преподавателей высшей школы оказывают универсальные механизмы (адаптация, саморегуляция, самоконтроль, рефлексия), роль которых усиливается действием специфических механизмов, возникающих на определенных этапах становления (этап адаптации – стереотипизации и социальной самоидентификации; этап профессионализации – интериоризации, сдвига мотива на цель, локус контроля, самоапперцепции; этап профессионального мастерства - самоактуализации и создание дополнительного смысла).

Показано, что на профессиональное становление преподавателей высшей школы оказывают влияние объективные механизмы, возникновение и действие которых обусловлено специфическим содержанием: 1) профессиональной сферы деятельности (контроля, оценки, стимулирования, доверия, потенцирования); 2) системы послевузовского образования (когнитивный, мотивационный, формирующий, стимулирующий, мобилизующий); 3) акмеологического сопровождения (психологической поддержки, социальной фасилитации, корректировочный, развивающий, обратной связи).

Установлено, что выделенные механизмы обеспечивают преподавателю высшей школы возможность осознавать и адекватно принимать требования профессии; идентифицировать свой реальный образ с оптимальным образом профессионала; осуществлять контроль за личностно-профессиональным развитием на этапах профессионального становления; приобретать опыт профессиональной деятельности, интегрировать его; определять векторы достижения вершин профессионализма личности и деятельности.

Дана оценка продуктивности профессионального становления преподавателей высшей школы в условиях акмеологической среды. Акмеологическая среда описана как совокупность внешних и внутренних условий, возникающих и создаваемых под влиянием мега-, макро- и микрофакторов, обеспечивающих продуктивность профессионального становления личности, построение эффективных стратегий этого процесса, актуализацию и реализацию имеющихся потенциалов.

Показано, что необходимыми составляющими акмеологической среды являются: профессиональный компонент, образовательный компонент и акмеологическое сопровождение, преобразующее традиционную образовательную среду в среду акмеологическую. Акмеологическое сопровождение восполняет недостатки развивающего потенциала среды, стимулируя скрытые возможности других ее компонентов.

Профессиональный и образовательный компоненты отражают сущностное содержание тех сфер, где преподаватель является субъектом профессиональной деятельности, общения, познания: кафедра, факультет, аспирантура, научные лаборатории, предприятия и учреждения, в которых осуществляются научные исследования, факультет повышения квалификации, факультеты дополнительного образования.

Представлено авторское определение акмеологического сопровождения, которое понимается как система деятельности психологов и акмеологов, обеспечивающих развитие, обучение и переподготовку педагогических кадров на всех этапах профессионального становления на основе субъект-субъектных отношений, которая направлена на актуализацию потенциальных возможностей личности; на создание оптимальных условий для эффективного усвоения новых знаний в области профессиональной деятельности и построения жизненной стратегии; на совершенствование профессионализма личности и деятельности.

Показано, что под влиянием акмеологической среды наблюдаются позитивные изменения по следующим показателям: готовность преподавателей к саморазвитию; способность осознавать и преодолевать факторы, препятствующие профессиональному становлению; психолого-акмеологическая и научная компетентность; уровень субъективного контроля, потребность в самоактуализации, социальная зрелость, саморегуляция и самоконтроль.

Эмпирически выявлены и обоснованы амеологические зависимости, которые проявляются как устойчивые связи между готовностью преподавателей принимать новое и способностью преломлять полученное в различные сферы практической жизни; уровнем профессиональной компетентности и такой ее составляющей, как психолого-акмеологическая компетентность; тенденцией к согласованию общего представления о природе человека и ростом познавательных потребностей; между направленностью на самоактуализацию в профессиональной деятельности и потребностью в самосовершенствовании; общей зрелостью и потребностью в развитии собственного творческого потенциала, личной ответственности, чувства гражданского долга.

Выявлены акмеологические закономерности профессионального становления преподавателей вуза, обусловленные влиянием акмеологической среды:

– продуктивность профессионального становления преподавателей высшей школы обусловлена совокупностью условий, которые обеспечивают личности возможность постоянно самосовершенствоваться; устанавливать адекватную связь с другими субъектами акмеологической среды; осознавать недостаточность существующего опыта; проявлять активность, направленную на анализ, оценку и самокоррекцию личностно-профессионального развития, использование возможностей среды, приобретение необходимого опыта;

– совершенствование профессионализма личности преподавателя на любой стадии профессионального становления создает основу для совершенствования профессионализма деятельности и формирует личностную готовность к развитию и саморазвитию;

– повышение уровня психолого-акмеологической компетентности обеспечивает совершенствование профессионально значимых личностных качеств на каждом этапе профессионального становления, формирование новых установок на педагогическую профессию, построение жизненной стратегии;

– повышение уровня социальной зрелости преподавателей способствует возникновению тех новообразований личности, которые обеспечивают адекватное принятие профессии в соответствии с ее требованиями, установление оптимального баланса между реальным и желаемым образом посредством преобразования своих характеристик в характеристики, отражающие содержание оптимального образа профессионала.

Определены условия, факторы и пути оптимизации процесса профессионального становления преподавателей вуза. Выявлены три группы условий:

– нормативно-регламентирующие (ориентируют субъектов акмеологической среды на инструктивные документы, законы, определяющие функционирование системы высшего образования, системы повышения квалификации и акмеологического сопровождения);

– организационно-деятельностные (интеграция деятельности субъектов акмеологической среды в направлении решения задач, связанных с повышением профессионально-личностного роста педагогических кадров, удовлетворения потребности преподавателей в самопознании, самореализации, самоактуализации);

– психолого-акмеологические (связаны с научным представлением о психологии деятельности и образовании взрослых, о стратегиях профессионального становления, о факторах, сопутствующих профессиональному становлению преподавателей высшей школы, о способах оказания помощи, поддержки, акмеологического сопровождения преподавателей на этапах профессионального становления).

Установлено, что оптимизация профессионального становления высшей школы осуществляется под влиянием субъективных (активность, профессиональный и жизненный опыт, способность к рефлексии, потребность в выполнении научно-исследовательской деятельности) и объективных факторов (наличие в акмеологической среде установок на осознание и принятие требований педагогической профессии, на повышение профессионального мастерства; оптимального режима совместной деятельности субъектов акмеологической среды; средств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности и личностного развития).

Показано, что оптимизация процесса профессионального становления преподавателей высшей школы осуществляется посредством:

– включения преподавателей в систему послевузовского образования (аспирантура, докторантура, ФПК, стажировки), где применяются различные образовательные технологии. Выявлено, что в процессе развития психолого-акмеологической компетентности преподавателей широкое распространение получила технология модульного обучения, которая способствует формированию акмеологической культуры, переводит обучение на субъект-субъектную основу, стимулирует творческую активность субъектов совместной деятельности, предоставляет личности возможность проявлять самостоятельность, инициативность, заявлять о собственном опыте, использовать полученные знания на практике, что подтверждено экспериментальными исследованиями;

– разработки программы акмеологического сопровождения, обеспечивающей преподавателям формирование установок на личностное совершенствование; стремление к самопознанию; потребности в анализе собственных личностных качеств, потенциалов и качества других людей; ответственности за процесс и результаты профессиональной деятельности. Обоснована необходимость включения в систему задач программы акмеологического сопровождения разработки индивидуальных акмеограмм, обеспечивающих преподавателю видение вектора и способов достижения профессионального акме.

Определены основные направления оптимизации профессионального становления преподавателей высшей школы: совершенствование содержательных характеристик компонентов акмеологической среды и повышение уровня профессиональной компетентности субъектов акмеологической среды. Установлено, что в процессе повышения уровня профессиональной компетентности субъектов акмеологической среды можно использовать все многообразие теоретических и технологических форм обучения. При этом доказано, что акцент в содержании обучения правомерно переместить на формирование психолого-акмеологической компетентности, что позволяет личности выстраивать собственную жизненную стратегию, проектировать ступени личностно-профессио-нального роста.

Практическая значимость исследования

Разработанная акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы в ее теоретическом и прикладном аспектах обеспечивает возможность выделения и анализа системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности следующих акмеологических феноменов: акмеологическая среда, механизмы, обеспечение и компетентность, продуктивность профессионального становления, профессиональная зрелость и идентичность, профессионализм, субъект деятельности, субъектность, самоактуализация, самореализация, саморазвитие. Возможно применение данной концепции в процессе подготовки будущих преподавателей для высшей школы, при работе с аспирантами, в процессе подготовки и переподготовки руководителей высших учебных заведений и преподавателей на этапе послевузовского образования.

Апробированный и предложенный комплекс психодиагностических методик позволяет определить готовность преподавателей к саморазвитию, их потребность в анализе факторов, сопутствующих становлению, готовность к преодолению специфических проблем каждого этапа профессионального становления; выявлять уровень психолого-акмеологической компетентности и сформированности профессионально значимых личностных характеристик, а также определять динамику их развития в процессе взаимодействия преподавателей с субъектами акмеологической среды (специалисты управленческих структур, системы повышения квалификации, акмеологического сопровождения).

Выявленные условия оптимизации профессионального становления преподавателей высшей школы позволяют дать обоснование необходимости подготовки специалистов, осуществляющих процесс обучения слушателей различных систем повышения квалификации, готовых учитывать психологию «взрослого» ученика как субъекта познавательной деятельности; использовать эффективные приемы, формы, виды организации образовательной деятельности преподавателей; использовать активные методы обучения и акмеологические методы воздействия в процессе обучения.

Выявленные факторы, сопутствующие и препятствующие профессиональному становлению преподавателей высшей школы, позволяют обосновать необходимость интеграции усилий руководителей вуза по организации акмеологической среды, обеспечивающей преподавателям успешное вхождение и осуществление каждого этапа профессионального становления.

Использование метода экспертной оценки обеспечило выявление стратегий профессионального становления, разработка которых обусловлена готовностью и способностью преподавателей к созданию оптимального баланса между желаемым (идеальная модель деятельности и личности преподавателя высшей школы) и реальным образом профессионала посредством коррекции, преобразования, совершенствования характеристик реального образа в направлении их приближения к оптимальному образу.

На основе экспериментальных данных было показано, что в процессе профессионального становления складываются следующие стратегии: примитивного функционирования, карьерная стратегия, актуализации себя в профессии; творческого самовыражения, вершинных достижений. Формирование определенной стратегии обусловлено уровнем развития профессионально значимых личностных качеств, заявленных в профессиональных образах, готовности личности к саморазвитию, качеством среды.

В соответствии с идеями акмеологической концепции профессионального становления разработаны программы, направленные на оптимизацию изучаемого процесса. Ведущее значение принадлежит программе акмеологического сопровождения процесса профессионального становления преподавателей высшей школы.

На основе акмеографического подхода разработана структура акмеограммы и представлена совокупность типичных характеристик для каждого ее элемента, отражающих специфику деятельности и личности преподавателя высшей школы: объективные и субъективные характеристики; условия и факторы становления; акмеологические инварианты; характеристики, являющиеся противопоказаниями, что выступает основой для психодиагностики и разработки индивидуальных акмеограмм.

В процессе экспериментального исследования выделены и описаны группы преподавателей, имеющих различные уровни продуктивности профессионального становления, исходя из содержания которых можно корректировать программу акмеологического сопровождения и разрабатывать индивидуальные акмеограммы.

Подготовлены и апробированы научно-практические рекомендации по оптимизации процесса становления, функционирования системы повышения квалификации и самообразовательной деятельности вузовских преподавателей.

Результаты системного применения научно-практических рекомендаций позволили получить позитивную динамику по следующим показателям: потребность в самоактуализации, социальная зрелость, общая интернальность, самоуправление и самоконтроль, психолого-акмеологическая компетентность.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и переподготовке научно-педагогических кадров высшей школы в системе повышения квалификации; при чтении теоретических курсов по психологии профессиональной деятельности, акмеологии для аспирантов, преподавателей и руководителей высших учебных заведений.

Апробация и внедрение результатов исследования


загрузка...