Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы (06.04.2009)

Автор: Плугина Мария Ивановна

Продуктивность профессионального становления преподавателей высшей школы обеспечивается посредством активизации личностных потенциалов субъектов акмеологической среды, необходимыми составляющими которой являются профессиональный, образовательный компоненты и акмеологическое сопровождение. Включение в структуру акмеологической среды акмеологического сопровождения позволяет на основе учета потребности личности в самоактуализации активизировать личностные и средовые потенциалы, что обеспечивает ей выход на новый уровень становления и достижение профессионального акме. Оценить продуктивность профессионального становления преподавателей высшей школы можно на основе интегральных (объективный и субъективный) и конкретных (когнитивный, мотивационно-целевой, операциональный, эмоциональный) критериев и их показателей, которые отражают уровень сформированности профессионально значимых личностных качеств, образований, способностей, потребностей и готовности преподавателей к саморазвитию и освоению профессиональной деятельности.

Выделенные критерии в совокупности с действием внешне и внутренне обусловленных акмеологических механизмов обеспечивают представление о вершинных достижениях преподавателей высшей школы на каждом этапе профессионального становления:

– на этапе адаптации – осознание и принятие требований общества к деятельности и личности преподавателя высшей школы, успешное освоение новой социальной роли, адекватная оценка и соотнесение индивидуально-типологи-ческих особенностей требованиям профессии;

– на этапе первичной и вторичной профессионализации – принятие и выполнение на высоком уровне предписанных функций, способность компетентно решать профессиональные задачи, развивать профессионально значимые личностные качества, имиджевые характеристики в направлении заданных образцов, проектировать позитивные жизненные стратегии, частично или полностью реализовывать себя в профессии;

– на этапе профессионального мастерства - способность реализовывать индивидуальный стиль деятельности и педагогические позиции, проектировать собственную деятельность, выполнять роль наставника, передавать свой опыт другим, достигать максимальную продуктивность и поддерживать уровень вершинных достижений.

Оптимизация профессионального становления преподавателей высшей школы рассматривается как система мер, обеспечивающих максимальные достижения на каждом этапе процесса профессионализации. В эту систему входят:

– интеграция действий всех служб, специалистов акмеологической среды, обеспечивающих личностно-профессиональное развитие педагогических кадров и оптимальный режим их совместной деятельности;

– построение позитивных межличностных отношений между субъектами акмеологической среды;

– создание службы акмеологического сопровождения, которую следует рассматривать как форму обеспечения личностно-профессионального развития субъекта в деятельности; как условие, обеспечивающее целостный и непрерывный процесс анализа развития и коррекции всех субъектов труда и жизни; как механизм совершенствования профессионализма деятельности и личности на пути к достижению вершин профессионального мастерства; как самостоятельную форму повышения профессионализма деятельности через профессионализм личности;

– проведение научно обоснованной акмеологической диагностики, направленной на удовлетворение потребности преподавателей в самопознании, самореализации и самоактуализации;

– расширение сферы услуг, предоставляемых системой повышения квалификации, и организация специальной подготовки кадров, осуществляющих процесс обучения преподавателей на этапе послевузовского образования, готовых учитывать и использовать опыт организации образовательной деятельности слушателей системы повышения квалификации;

– использование современных образовательных технологий в системе повышения квалификации, которые обеспечивают формирование акмеологической культуры, позволяют переводить обучение на субъект-субъектную основу, стимулируют творческую активность субъектов совместной деятельности;

– проведение профессионального консультирования руководителей вуза, системы повышения квалификации, преподавателей, аспирантов по профессиональным и личностным проблемам;

– разработка и реализация дисциплин психолого-акмеологического блока в систему повышения квалификации, обеспечивающих личностно-профессио-нальное развитие преподавателей вуза;

– формирование установок, связанных с необходимостью повышения профессионального мастерства, саморегуляции и самоконтроля, учебной мотивации, потребности в самообразовательной деятельности, потребности в самопознании;

– разработки акмеологических программ, индивидуальных акмеограмм, обеспечивающих преподавателям возможность актуализировать имеющиеся потенциалы, преодолевать противоречия, проявлять активность, направленную на преобразование собственной личности и средового пространства.

Основное содержание диссертации и результаты исследования автора отражены в публикациях общим объемом более 140 п. л.

Монографии

1. Плугина М.И. Гуманизация отношений в педагогическом коллективе как условие профессионального развития учителя // Психология и педагогика развития личности: Монография / С.В. Бобрышов, О.Г. Власова, И.Ф. Игропуло и д.р. – М.: Илекса, 2002. – 35,5п.л./1,4 п.л.

2. Плугина М.И. О стимулах и барьерах образовательной деятельности преподавателей высшей школы // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Монография / Б.В. Асатрян, Т.П. Агафонова, Н.М. Бружкова и д.р. – Воронеж: ВГПУ, 2004. – 16,75п.л./0,75 п.л.

3. Плугина М.И. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателей высшей школы: Монография. – М. – Ставрополь: МГОПУ, 2004. – 12,9 п.л.

4. Плугина М.И. Факторы, сопутствующие образовательной деятельности преподавателя высшей школы на этапе послевузовского обучения // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Монография / Л.М. Акимов, С.Н. Бредихин, Е.Е. Дудникова и др. -Воронеж: ВГПУ, 2005. –21,7п.л./0,75 п.л.

5. Плугина М.И. Влияние психолого-акмеологического сопровождения на развитие потребности преподавателей высшей школы в самоактуализации // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Монография. / Л.Е. Галаганова, Н.В. Валуйсков, В.А. Далингер и д.р. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 22,4п.л./0,82 п.л.

6. Плугина М.И. Система психолого-акмеологического сопровождения профессионального становления преподавателей высшей школы: Монография. – Ставрополь: ИДНК, 2006. – 14,9 п.л.

7. Плугина М.И. Акмеологические основы исследования и формирования имиджа преподавателя высшей школы: Монография. / М.И. Плугина, Л.Ю. Донская. – Ставрополь: ГОУВПО СевКавГТУ, 2007. –12,4п.л./6,2 п.л.

8. Плугина М.И. Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального становления личности. // Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма: Монография / А.В. Бабаян, Е.Л. Берладина, С.В. Бобрышов и д.р. – Ставрополь: СКСИ, 2007. – 30,37п.л./ 1,55 п.л.

9. Плугина М.И. Акмеологическое сопровождение профессионального становления преподавателей высшей школы: Монография. – М.: ООО «ПКЦ» «Альтекс», 2008. - 26 п.л.

10. Плугина М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы: Монография. – М.: ООО «ПКЦ» «Альтекс», 2008. - 24 п.л.

Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных работ, отражающих содержание докторских диссертаций

11. Плугина М.И. Психологическое сопровождение как условие оптимизации образовательной деятельности преподавателей высшей школы. //Научная мысль Кавказа. 2004. № 8 (62). – 0,5 п.л.

12. Плугина М.И. Организация системы повышения квалификации //Высшее образование в России. 2005. № 1. – 0,33 п.л.

13. Плугина М.И. Служба психологического сопровождения // Высшее образование в России. 2005. № 6. – 0,25 п.л.

14. Плугина М.И. Формирование психологической компетентности преподавателей вуза на этапе послевузовского образования // Интеграция образования. – 2005. № 3 (40). – 0,45 п.л.

15. Плугина М.И. Психологическое сопровождение как фактор оптимизации личностных образований взрослого человека //Научная мысль Кавказа. 2005. № 7 (61). – 0,6 п.л.

16. Плугина М.И. Психологическое сопровождение профессионального развития преподавателя технического вуза // Акмеология. 2005. № 4. – 0,47 п.л.

17. Плугина М.И. О концепции психологического сопровождения профессионально-личностного развития преподавателей высшей школы // Известия ТРТУ. 2006. № 1. – 0,4 п.л.

18. Плугина М.И. Развитие модульного обучения преподавателей высшей школы в системе повышения квалификации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2006. № 4(20). – 0,9 п.л.

19. Плугина М.И. Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма управленческих кадров высшей школы // Вестник университета (Государственный университет управления). 2006. № 6(22). – 0, 3 п.л.

20. Плугина М.И. Методологические основы проектирования психолого-акмеологического сопровождения профессионального становления преподавателей высшей школы в системе повышения квалификации. // Вестник университета (Государственный университет управления). 2006. № 8(24). – 0,5 п.л.

21. Плугина М.И. Психолого-акмеологическое сопровождение как условие и метод совершенствование профессионализма преподавателей высшей школы // Вестник университета (Государственный университет управления). 2006. № 9(25). – 0,4 п.л.


загрузка...