Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы (06.04.2009)

Автор: Плугина Мария Ивановна

На основе полученных данных о динамике уровня потребности в самоактуализации был сделан вывод о том, что значимые изменения в группе слушателей системы ФПК произошли по шкалам: компетентность во времени, поддержка, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие. В группе аспирантов наиболее значимые изменения можно наблюдать по шкалам: самоуважение, самопринятие, представление о природе человека, синергия и принятие агрессии. В группе преподавателей, занимающихся самообразованием, значимых изменений при расчете t-критерия по Стьюденту не наблюдалось.

По некоторым шкалам произошло снижение показателей. Это связано с тем, что актуализация проблемы совершенствования не только профессиональной, но и личностной компетентности вывело преподавателей на новый уровень личностной рефлексии, что способствовало переоценке своих наличных и потенциальных способностей.

По результатам исследования, полученными на группах аспирантов и слушателей ФПК, установлено, что существует тенденция к взаимосвязи между рядом шкал методик «УСК» и «САТ» (табл. 5).

Таблица 5. Зависимости между показателями субъективного контроля и самоактуализации у респондентов в ходе формирующего эксперимента

Шкалы УСК

Шкалы САТ 1 2 3 4 5 6 7

Общая интернальность Интернальность достижений Интернальность неудач Семейных отношений Производственных отношений Межличностных отношений Интернальность здоровья

1 Компетентность во времени 0,1938 0,258 0,157 0,174 0,298 0,045 -0,409

2 Поддержка 0,706 0,503 0,53 0,498 0,527 0,509 -0,022

3 Ценностные ориентации 0,473 0,395 0,511 0,537 0,146 0,651 -0,155

4 Гибкость поведения 0,738 0,709 0,532 0,369 0,543 0,244 0,219

5 Сензетивность к себе 0,494 0,397 0,475 0,684 0,446 0,295 0,078

6 Спонтанность 0,229 0,09 0,46 0,753 0,355 0,292 -0,017

7 Самоуважение 0,494 0,374 0,257 0,003 0,131 0,151 -0,341

8 Самопринятие 0,327 0,419 0,308 0,01 0,155 0,02 0,303

9 Представление

о человеке 0,004 0,335 -0,036 -0,336 -0,375 -0,052 -0,485

10 Синергия -0,255 0,07 0,021 0,305 -0,332 0,255 -0,151

11 Принятие агрессии 0,73 0,56 0,598 0,488 0,606 0,396 -0,035

12 Контактактность 0,446 0,44 0,327 0,389 0,586 0,225 0,206

13 Познаватвательные потребности 0,383 0,349 0,439 0,29 0,297 0,064 0,295

14 Креативность 0,466 0,432 0,636 0.452 0209 0,149 0,294

В частности, были выделены те взаимосвязи, в которых был получен достаточно высокий коэффициент корреляции (по Пирсону). Шкала общей интернальности по методике «УСК» имеет тесную связь с рядом шкал методики «САТ»: поддержка, гибкость поведения, принятие агрессии. Прослеживается тесная связь между шкалами интернальность в области достижений и гибкость поведения; интернальность в области неудач и креативность; интернальность семейных отношений и сензитивность; интернальность межличностных отношений и ценностные ориентации.

Данные об уровнях социальной зрелости, динамика ее показателей в выборках испытуемых представлены в таблице 6.

Таблица 6. Динамика показателей социальной зрелости респондентов в ходе формирующего эксперимента

№ Уровни развития Выборки испытуемых Аспекты социальной зрелости

Средний

прирост

Мотив достижения Отношение к «Я» Чувство долга Жизненные установки Способность к психологической близости

1 Очень

высокий Слушатели ФПК +2,8 +9,7 0 +4,1 +11,4 +5, 6

Аспиранты +2,2 +2,3 +1,2 +3,8 +2,3 +2,4

Контрольная группа +1,4 +1,4 +1,5 +1,5 0 +1,2

2 Высокий Слушатели ФПК +2,8 +12,5 +12,5 +12,5 +20,9 +12,2

Аспиранты +8,6 +12,6 +12 +10,3 +6,3 +10

Контрольная группа +1,4 +1,4 0 -1,5 +1,4 +0,6

3 Удовлетворительный Слушатели ФПК -4,2 -13,9 -8,4 -15,3 -13,9 -11,2

Аспиранты -6,9 +3,4 +2,3 -4,6 0 -1,2

Контрольная группа -2,8 -4,2 0 -12,9 0 -4

4 Неудовлетворительный Слушатели ФПК -1,4 -8,3 -4,2 -1,4 -18,1 -6,7


загрузка...