Конструирование содержания и технология подготовки преподавателей дошкольной педагогики и психологии (06.04.2009)

Автор: Морева Наталья Александровна

Он включал в себя апробацию и внедрение авторской концепции подготовки преподавателей дошкольной педагогики и психологии в рамках разработанной технологии. Осуществление технологии проходило посредством организации: 1) аудиторных учебных занятий; 2) самостоятельной деятельности студентов в аудиторное и внеаудиторное время; 3) психолого-педагогического практикума; 4) педагогической практики; а также; 5) разработки учебно-методического комплекса информационно-предметного обеспечения технологии; 6) мониторинга результатов усвоения студентами содержания дисциплин предметной подготовки.

Контрольный этап эксперимента проводился с помощью организации мониторинга результатов усвоения студентами содержания дисциплин предметной подготовки на завершающем этапе эксперимента [Рис. 4.].

Рис. 4. Структура мониторинга освоения студентами

интегративного блока дисциплин предметной подготовки

Результативность деятельности будущего преподавателя, степень выраженности его педагогической культуры и мастерства, сформированность системы профессиональных компетенций проверялись на преддипломной практике в педагогических колледжах. Была составлена программа наблюдения, которая отражала: степень проявления студентами педагогической культуры и мастерства; уровни результативности преподавательской деятельности в соответствии с профессиональными компетенциями; умения преподавателей-практикантов по созданию гуманистической среды на учебных занятиях со студентами колледжа.

Степень проявления педагогической культуры, мастерства и профессиональных компетенций отражают показатели, согласно которым разрабатывались уровни, стадии, образные сравнения [Рис. 5.].

Рис. 5. Показатели сформированности профессиональных компетенций в соответствии с уровнями и стадиями становления педагогической культуры и мастерства преподавателей-практикантов

Анализ полученных результатов показал, что суммарное соотношение сформированности профессиональных компетенций, уровня педагогической культуры и стадии становления педагогического мастерства у экспериментальной группы составляет 85%, что подтверждает эффективность применяемой технологии подготовки преподавателей дошкольной педагогики и психологии.

Показателем результативности деятельности преподавателя стали конспекты учебных занятий, для анализа которых была использована шкала новизны (В.В. Степакова), представленная уровнем абсолютной, локально-абсолютной, условной, нормативной новизны [рис. 6.].

Исходя из полученных результатов, делаем вывод, что практикантам доступен творческий подход при разработке конспектов занятий и воплощении его на учебном занятии со студентами колледжа, так как степень новизны на двух высших уровнях – уровне абсолютной и локально-абсолютной новизны проявляют 55% респондентов экспериментальной группы. Полученные результаты стали возможны благодаря тому, что интеграция содержания учебной информации в блоке дисциплин предметной подготовки направлена на продуктивное и позитивное взаимодействие преподавателя и студентов на аудиторных занятиях в режиме паритетного диалога, анализ и рефлексию результатов учебного занятия. Высокие показатели новизны, полученные в экспериментальной группе, подтверждают факт становления педагогической культуры и мастерства у будущих преподавателей колледжа, а также наличие у них устойчивой системы профессиональных компетенций.

Рис. 6. Уровни проявления творчества в конспектах занятий

преподавателей-практикантов

Лучшие результаты в ЭГ свидетельствуют о том, что преподаватели –практиканты не испытывали страх и неуверенность, устанавливали позитивный контакт со студенческой аудиторией колледжа. Создать комфортную обстановку, уйти от психологических барьеров общения позволили тренинговые занятия, предложенные студентам вуза на занятиях учебных дисциплин «Основы педагогического мастерства» и «Тренинг педагогического общения».

Комплексная обработка всех данных контрольного эксперимента показала, что в экспериментальной группе наблюдается увеличение количественно и качественно высоких показателей не только в усвоении знаний, умений и навыков, но и в сформированности профессиональных компетенций, которые выводят студентов на тактический (профессионально-адаптивный) уровень педагогической культуры, стадию деятельности педагогического мастерства, и, частично, на стратегический (профессионально-творческий) уровень педагогической культуры и, соответственно, стадию творчества в педагогическом мастерстве.

Рис. 7. Оценка коммуникативной деятельности

преподавателей-практикантов

Таким образом, итоги всех этапов эксперимента реально показали, что: конструирование содержания в виде интегративного блока дисциплин предметной подготовки дает возможность концентрировать объем профессиональных знаний, умений и навыков; придает подготовке преподавателей фундаментальность; гуманизирует процесс взаимодействия субъектов педагогического процесса; позволяет осуществить принципы функциональной полноты и согласованности в овладении будущими преподавателями системой профессиональных компетенций.

В заключение отметим, что в ходе проведенного исследования научно обоснована, теоретически доказана, экспериментально проверена и подтверждена гипотеза, решены все поставленные задачи.

Сформулированы следующие выводы, подтверждающие эффективность проделанной работы:

1. Осуществлен анализ системы подготовки педагогических кадров в условиях вузовского обучения. Установлено, что традиционная организационно-содержательная структура подготовки преподавателей дошкольной педагогики и психологии находится в противоречии с современными тенденциями развития системы профессионального образования, такими, как фундаментализация, диверсификация, гуманизация, интеграция, развитие личности специалиста в контексте культуры. Условием разрешения противоречия является конструирование содержания и создание специальной технологии подготовки, направленных на формирование личности педагога и последующее осуществление профессиональной педагогической деятельности конкурентоспособного специалиста с высоким уровнем педагогической культуры и мастерства, овладевшего системой профессиональных компетенций.

2. Определены сущность, компоненты, специфика профессиональной педагогической деятельности преподавателя педагогического колледжа по дошкольной педагогике и психологии: ярко выраженная профессиональная активность преподавателя; опора на культурные и педагогические традиции; инновационная учебно-методическая и научно-методическая деятельность; наличие обозримых целей и стратегических образовательных задач, реализуемых преподавателем профессиональной школы; личный пример преподавателя как образец поведения в каждодневной ситуации общения со студентами; универсальность деятельности преподавателя, одновременно направленной на студентов колледжа и детей дошкольного возраста.

3. Разработаны и научно обоснованы принципиально новая концепция и процессуальная модель подготовки преподавателей дошкольной педагогики и психологии к профессиональной педагогической деятельности, основанием которых являются личностно-ориентированный, интегративный, компетентностный, системно-деятельностный, контекстный подходы, дающие возможность учитывать социальный заказ общества на модель конкурентоспособного специалиста в области дошкольного и среднего профессионального образования, обладающего высоким уровнем педагогической культуры и мастерства, позволяющие ориентировать высшие учебные заведения на реализацию данной концепции и модели на всех этапах вузовского обучения, показывающие взаимозависимость государственных, общественных, профессиональных и личных интересов выпускника.

4. В исследовании доказано, что разработанное содержание интегративного блока дисциплин предметной подготовки способствует формированию личности современного преподавателя педагогического колледжа, его профессиональной педагогической деятельности. Интеграция дисциплин «Педагогика среднего профессионального образования», «Технологии профессионального образования», «Основы педагогического мастерства», «Тренинг педагогического общения» дает возможность будущим преподавателям дошкольной педагогики и психологии приобрести устойчивую систему знаний, умений и навыков, овладеть профессиональными компетенциями, утвердиться в профессиональных ценностях посредством выражения отношения к педагогической деятельности, учащимся колледжа, самим себе.

5. В исследовании научно разработана и обоснована технология подготовки преподавателей дошкольной педагогики и психологии, которая позволяет осуществить цепочку технологических процедур по овладению будущими преподавателями: системой активных методов, средств, инновационных форм обучения; моделью позитивно направленного взаимодействия субъектов педагогического процесса; накопить профессиональный опыт; выработать индивидуальный стиль преподавания; развить творческие спо-собности.

6. Разработано содержание учебно-методического комплекса информационно-предметного обеспечения технологии. Опытным путем доказано, что использование учебных программ, учебных пособий, современных информационных технологий, дидактического инструментария мониторинга усвоения содержания учебных дисциплин, позволяет интенсифицировать теоретическую и практическую подготовку преподавателей дошкольной педагогики и психологии, создает условия для формирования самостоятельности, общеучебных, организационных, рефлексивных, коммуникативных умений.

7. В процессе настоящего исследования разработана и обоснована система профессиональных компетенций, ранее не существовавших в практике подготовки преподавателей колледжа. Созданная система компетенций учитывает универсальность деятельности преподавателей как специалистов в области дошкольного и среднего профессионального образования. В структуру включено два блока компетенций: базовые и специальные, содержанием которых стали общекультурные знания, коммуникативные умения и навыки, артистические, художественно-творческие способности, компетенции личностных достижений, обеспечивающие успех в работе с детьми дошкольного возраста и студентами колледжа. Данные компетенции, трансформированные сначала в педагогическую технику, а затем в педагогическое мастерство, позволяют будущему преподавателю стать конкурентоспособным специалистом.

8. Исследована сущность, взаимосвязь, взаимозависимость между педагогической культурой и педагогическим мастерством преподавателя дошкольной педагогики и психологии. Установлено, что педагогическую культуру следует рассматривать как системное, интегральное, личностное образование в единстве всех ее характеристик и базисных компонентов. При этом центральным компонентом и высшим уровнем проявления педагогической культуры является педагогическое мастерство.

С помощью разработанных в исследовании критериев, уровней, стадий педагогической культуры и мастерства диагностируется объем и качество профессиональных знаний, результативность профессиональных умений и навыков, показывается степень развитости профессиональных компетенций, что позволяет корректировать образовательный процесс в целях повышения качества подготовки специалистов и обеспечения комплексного формирования личности и профессиональной педагогической деятельности преподавателя дошкольной педагогики и психологии.

Становление педагогической культуры и мастерства происходит за счет организации инновационных видов учебных занятий с приоритетом тренинговых.

Результаты оценки эффективности технологии показали, что при соответствующей организации процесса обучения педагогическую культуру преподавателей дошкольной педагогики и психологии возможно поднять на профессионально-адаптивный уровень, а мастерство – перевести на стадию деятельности и, отчасти, на стадию творчества.

9. Современное учебное занятие в студенческой аудитории рассматривается как культурологический феномен, построенный на принципах свободы выбора, безусловно позитивного отношения, фасилитаторской позиции преподавателя и студентов вуза в отношении друг к другу. Специфической чертой современного учебного занятия является режиссура сквозного педагогического действия, паритетный диалог, продуманная стратегия и тактика коммуникативного поведения преподавателя учебной дисциплины. Выработанные подходы переводят преподавателя и студентов на эмоциональный путь передачи, восприятия и освоения учебной информации; обеспечивают расширение границ профессионального поля, повышают возможности использования специалиста по дошкольной педагогике и психологии в разных сферах социально-общественной и профессиональной деятельности и его конкурентоспособность на рынке труда.

10. Апробация содержания интегративного блока дисциплин предметной подготовки и педагогической технологии показала эффективность проведенного исследования. Действенность результатов подтверждают высокие качественные и количественные показатели эксперимента, результаты практической деятельности будущих преподавателей дошкольной педагогики и психологии, данные внедрения результатов исследования в образовательную практику детских садов, средних и высших учебных заведений.

Проведенная работа создает предпосылки для дальнейших научно-практических разработок, направленных на создание гибких образовательных технологий подготовки педагогических кадров разных педагогических специальностей в системе высшей и средней профессиональной школы.

Автор имеет 109 публикаций, из них 100 по теме исследования, общим объемом более 378 п.л., опубликовано 69 научных статей (5 работ - за рубежом), издано 14 учебных программ, 14 учебных пособий, 2 учебника, монография.

Основное содержание и результаты диссертационного исследования представлены в следующих публикациях:

Монография

Морева Н.А. Конструирование содержания и технология подготовки преподавателей средних педагогических профессиональных учебных заведений: моногр. /Н.А. Морева. – М.: Зеркало, 2007. – 16, 25 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

Морева Н.А Техника взаимодействия на тренингах педагогического общения /Н.А. Морева //Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 4. – С. 177–184.

Морева Н.А Технология тренинговых занятий в студенческой аудитории /Н.А. Морева //Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 110–116.


загрузка...