ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ (06.04.2009)

Автор: Киприянова Елена Владимировна

Киприянова Елена Владимировна

Организация инновационной

Образовательно-профессиональной среды

в муниципальном лицее

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Челябинск – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Гостев Анатолий Германович.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Вазина Кима Яковлевна,

доктор педагогических наук, профессор

Ильясов Динаф Фанильевич,

доктор педагогических наук, профессор

Бухарова Галина Дмитриевна.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

Защита состоится 18 июня 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

Кийкова Н.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия отечественное образование вступило в новый этап своего развития. Период бурного реформирования, охвативший страну в конце 1980-х – 1990-х гг., сопровождавшийся сложными, противоречивыми процессами, небывалым всплеском инновационной активности, в той или иной степени проявившимися на всех уровнях образования и отразившимися в деятельности большинства образовательных учреждений, сменился этапом осмысления проведенных преобразований и их результатов, выявления объективных тенденций и конъюнктурных, безосновательных решений, поиска более продуманных и взвешенных подходов к обновлению и развитию образования.

Новый этап развития России, геополитические реальности, изменение роли и статуса России в современном мире, политический курс Российского государства, разработка долгосрочной государственной стратегии предполагают новые подходы к осмыслению этих процессов в системе образования и выработку стратегий образовательной деятельности.

В контексте этих изменений многие явления педагогической реальности современной России, появившиеся в ходе социальных преобразований и ставшие сегодня уже привычными, требуют всестороннего научного исследования, выявления их реальной значимости для образовательной практики и определения перспектив развития. К числу такого рода явлений с полным основанием можно отнести лицейское образование.

Лицеи как инновационная разновидность общеобразовательного учреждения появились в нашей стране в начале 1990-х гг. Не имея нормативно определенного статуса, они по существу стали экспериментальной площадкой по обоснованию реальной потребности образовательной системы в таком типе образовательного учреждения.

За прошедшие годы лицеи утвердились в типологии учебных заведений страны, получили нормативное статусное закрепление наряду с гимназиями и другими типами и видами учреждений общего образования. Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования. Таким образом, лицей нормативно определен как профильное учреждение общего образования естественнонаучной направленности – в отличие от гимназии, осуществляющей углубленную подготовку по образовательным программам гуманитарного профиля.

Однако в существующей практике образования многие общеобразовательные лицеи возникли, получили развитие и до настоящего времени функционируют как многопрофильные общеобразовательные учреждения. Такие учебные заведения, по существу, продолжают работать в инновационном режиме, внося неопределенность в статусное положение лицея как особой разновидности образовательного учреждения.

В данной ситуации актуализируются научные исследования лицейского образования как инновационного педагогического явления, направленные на осмысление и обобщение опыта функционирования лицеев в нашей стране, выявление специфики лицейского образования, общественных потребностей, обусловливающих его развитие, методологических и концептуальных оснований, проблем и противоречий образовательной деятельности лицеев на современном этапе развития отечественного образования, перспектив и возможностей лицейского образования.

В частности, требует глубокого научного осмысления значение и роль лицеев в процессах реальной гуманизации образования. Независимо от конкретной содержательной модели, избранной организаторами лицеев, изначально все они были ориентированы на гуманистические цели и продолжают в этом направлении инновационные поиски, которые в силу этого приобретают общенаучный смысл в русле исследования проблем развития образования в современном мире.

Вместе с тем на сегодняшний день научные исследования, посвященные всестороннему, комплексному, системному исследованию лицейского образования как нового педагогического феномена – во всем многообразии его характеристик и специфических особенностей, носят единичный характер (А.Г. Гостев, Т.Г. Калугина, А.Б. Невелев и др.).

Кроме того, очень незначительно число научно-педагогических работ, посвященных исследованию специфики реализации гуманистических идей в лицее как особой локальной образовательной системе, имеющей расширенные по сравнению с массовой школой возможности для развития личности.

Проведенный анализ образовательной теории и практики подтвердил необходимость дальнейших исследований лицейского образования, ориентированного на реализацию гуманистических подходов и позволил выявить следующие противоречия:

между потребностью государства в обеспечении консолидации нации на основе формирования национальной системы позитивных ценностей, идеалов гуманизма, взаимоуважения, творчества, солидарности как стратегической цели системы образования и разработкой инновационных стратегий деятельности образовательных учреждений;


загрузка...