Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение (06.04.2009)

Автор: Храмцова Флюра Ибрагимовна

Храмцова Флюра Ибрагимовна

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:

ГЕНДЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Специальность 23..00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре политологии и социальной политики

Российского государственного социального университета

Научный консультант: доктор политических наук, профессор

Климантова Галина Ивановна

Официальные оппоненты: доктор политических наук

Шведова Надежда Александровна

доктор политических наук, профессор

Вартумян Арушан Арушанович

доктор психологических наук, профессор

Лаптев Леонид Григорьевич

Ведущая организация: Московский институт труда

и социальных отношений

Защита состоится 17 июня 2009 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.341.02 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корпус 2, 4 этаж, зал заседаний диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного социального университета.

Автореферат разослан «_____» ______________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор Г.И. Авцинова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современном мире гендерное равенство относится к уровню глобальных проблем. Декларация Тысячелетия (Саммит, 2000 г.) вслед за Пекинской Платформой действий (1995 г.) определила равенство прав и возможностей женщин и мужчин как основу устойчивого развития общества. Политический акцент 2009 года, Года молодежи, объявленного Российской Федерацией и Содружеством Независимых Государств, актуализирует дискурс диссертационного исследования.

Гендерная парадигма реконструкции политических систем государств переходного типа актуализирует проблему модернизации политической социализации молодежи. Преобразование общества закономерно связано с молодежью. Важнейшим источником политической социализации является пол. Именно гендерное равенство выступает индикатором демократического общества. В новых политических условиях фундаментальной для политической социализации является проблема политического участия женщин. Это решающий фактор доступа женщин к системе распределения власти и ресурсов.

Несмотря на достигнутые результаты гендерного равенства в Республике Беларусь, проблема доступа женщин к процессам принятия политических решений является актуальной. Продвижение равенства женщин и мужчин, главным образом, затруднено устойчивыми гендерными стереотипами воспроизводства социализации. Такие явления, как низкая динамика политического участия женщин, сохраняющаяся гендерная асимметрия в политической и социальной сферах, латентный характер политической идентичности молодежи, требуют концептуального осмысления и анализа.

Политическая социализация молодежи испытывает неоднозначное воздействие трансформационных процессов. С одной стороны, налицо постепенное сокращение гендерных различий в сфере труда, семьи, социальных ролей, а с другой, размываются этнические традиции, нравственные и семейные ценности, составляющие основы традиционного общества и национальной государственности как источника преемственности и обновления воспроизводства политической культуры общества.

В такой ситуации политическая ставка прорыва должна быть связана с изменением политического сознания всего общества и самосознания женщин. Глубинные причины гендерных противоречий, главным образом, концентрируются в этико-мировоззренческой сфере. Решение проблемы гендерного равенства требует обновление механизмов политической социализации молодежи. Это позволит обеспечить условия формирования эгалитарного типа сознания как идейного базиса гендерной культуры молодежи. Именно гендерная культура призвана стать мощным каналом интеграции молодежи в политические отношения. В этой связи необходимо обоснование эгалитарной концепции как мировоззренческой парадигмы политической социализации молодежи.

При таком подходе вся система политической социализации молодежи в Республике Беларусь нуждается в принципиально новом, гендерном измерении как неотъемлемой части политической субъектности, политической культуры общества, национальной государственной политики. В данной работе гендер рассматривается как категория политологического анализа социально-политических различий девушек и юношей вследствие дифференцирующей социализации. Усложняющаяся политическая практика нуждается в разработке теоретико-методологического инструментария, адекватного современной идеологии гендерного равенства. Необходимо обоснование дифференциации расширяющихся смыслов взаимообусловленных категорий «гендерное измерение», «гендерный подход», «гендерный фактор» в контексте политологического анализа. Требуется разработка теоретико-методологических положений процедуры гендерного измерения политической социализации молодежи как анализа социальных статусов, уровней политической образованности, динамики политического участия.

Эффективное государственное управление политической социализацией молодежи, молодежной политикой, поддержкой молодежных инициатив в условиях общественных организаций и объединений невозможно без учета гендерного фактора. Практика показывает, что внедрение гендерного подхода в государственную политику влияет на уровни политического участия индивидов, тем самым повышаются их социальные статусы.

Объединительные процессы национальных государств выдвигают на повестку дня интеграционную, гендерно сбалансированную архитектуру политической социализации молодежи в рамках строительства Союзного государства и Содружества Независимых Государств. В этой связи разработанная и апробированная на практике концептуальная модель политической социализации молодежи в гендерном измерении расширит возможности изучения этой актуальной проблемы в контексте закономерностей политической науки.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема политической социализации молодежи в гендерном измерении носит междисциплинарный характер. Разработка методологии опирается на научно-теоретический опыт политологии и положения гендерной теории. Если научные изыскания в области теорий политической социализации многоплановы, то разработка гендерной методологии политической социализации не предпринималась. Концепты гендерного измерения политической социализации выработаны на основе подходов гендерных исследований с учетом совокупности факторов целостности социальной общности.

Первая научная постановка проблемы социально-классового характера неравенства полов принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу. Классики марксизма вскрыли причины неравенства как первого разделения труда в браке, семье, распределении власти, продуктов труда . В последующем это стало предпосылкой идеологии феминизма, в особенности, «второй волны» под девизом: «личное есть политическое». К. Маркс и Ф. Энгельс выделили воспитание как функцию классового общества, часть системы воспроизводства социального неравенства.

Становление теорий политической социализации связано с именем Д. Истона, применившего понятие «политизация» как процесса формирования политических убеждений и мировоззрения . Термин политическая социализация введен в научный оборот Г. Хайменом в работе «Политическая социализация» (1959). Г. Хаймен интерпретировал закономерности психологической теории для обоснования механизмов воспроизводства норм, ценностей относительно политической системы. Это послужило основой возникновения исследований политической социализации как направления политической науки. Истоки становления этого направления восходят к работе Ф. Гиддингса . Изначально теории политической социализации фокусировали внимание на индивидууме, его свойствах, взглядах, политическом поведении, требующих постоянного измерения. Американские политологи Г. Госнелл, Б. Беренсон, П. Лазарсфельд, Ч. Мерриам, У. МакФи, Г. Тингстен и др. применили междисциплинарный подход к измерению политических позиций граждан как фактора поведения на выборах, выделив особенности политических предпочтений мужчин и женщин.

В исследованиях Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорта, Г. Тэшфела, Дж. Тернера, Ф. Хайдера, С. Эш и др. обоснованы закономерности трансформации мотивов как двигателей социального развития индивидуума. Ими раскрыта роль динамической силы когнитивных процессов, планирования, намерения. Ученые обосновали социальное значение уникальности мотивов развития индивидов . Западные ученые Т. Адорно, Э. Фромм, Э. Гидденс и др. исследовали проблему авторитарной личности, доказали опасность стереотипов сознания, сформулировали признаки антидемократической структуры. В их работах обоснована необходимость измерений отношений личности к демократическим ценностям путем эффективно заряженных вопросов. Западные философы и социологи Л. Колберг, Дж. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, М. Хоркхаймер, З.Фрейд, Э. Эриксон и др. исследовали влияние макро и микрофакторов на сознание индивида, раскрыли половозрастные особенности различных стадий социализации, функции социальных ролей. В работах Д. Белла, Ф. Бро, К. Геертца , Э. Гидденса, Т. Жиро, К. Манхейма, Дж. Сартори, О. Рэнни и др. исследованы мировоззренческие аспекты, механизмы идеологии как политической доктрины, ее роль в социальной стратификации. Проблема взаимосвязи политической культуры и социального пола как фактора электорального поведения индивидуума рассматривалась в трудах Г. Алмонда, Р. Далтона, М. Вебера, С. Вербы, Е. Вятра, Ф. Гринстейна, К. Будона, Ф. Буррикэнда, Дж. Палма, Дж. Патрика, Дж. Пауэлла, К. Строма и др.

Значимы выводы И. Гофмана, Р. Сеннета, Дж. Хейхаза и др. о необходимости демократизации общества, равенства полов и преодоления «дистанцирования индивидов от гражданской роли». Ученые вскрыли противоречия между индивидуумом и политической системой, ведущие к абсентеизму. В работах М. Вебера, М. Догана, К. Манхейма, М. Мид, Д. Пеласси и др. разработаны функции политической социализации в рамках теории культурной трансмиссии, раскрыта роль демократического принципа распределения доходов и благосостояния между классами и группами. М. Доган, Д. Пеласси развивают идеи М. Вебера и К. Манхейма трансляции политической культуры путем циркуляции вертикальной и горизонтальной мобильности.

Исследователи Т. Литт, П. Массинг, Л. фон Мизес, Р. Ниеми и Дж. Смит, Х. Пласс, Д. Уайльке, Г. Хайман, Р. Энгельгарт и др. применили междисциплинарный подход, показав закономерности политической самоидентификации индивида. Это подготовило возникновение и развитие политической дидактики. Исследования Г. Алмонда, С. Вербы, Б. Джойса, М. Вейла, М. Догана и Д. Пеласси, С. Линдемана, М. Оукшота, Г. Ричардсона, М. Троу, П. Фавра и др. выявили детерминанты политических процессов в различных измерениях: мотивах поведения, ценностях, образа самого себя . Работы Д. Адельсона, Д. Бартелеми, К. Вайсмунда, Б. Грина, В. Гагеля, Д. Истона и Дж. Дениса, Б. Клауссена, Дж. Патрика и др. развивают положения о целях, содержании, способах политического образования молодежи как динамического средства развития демократии .


загрузка...