Развитие пенсионной системы России (вопросы теории и практики) (06.04.2009)

Автор: Федотов Дмитрий Юрьевич

7. Разработана комплексная модель финансирования льготных пенсий, охватывающая рабочие места, связанные с вредными условиями производства, а также с работой на Крайнем Севере и в приравненной к нему местности

В ходе диссертационного исследования было установлено, что одной из проблем исполнения бюджета Пенсионного фонда России является неэффективная модель финансирования выплаты льготных пенсий. Отвлечение из общих финансовых ресурсов Пенсионного фонда России средств на пенсионную защиту льготников сокращает ресурсную базу системы обязательного пенсионного страхования страны и ограничивает возможности ощутимого повышения размера пенсии.

В России пенсионеры-льготники составляют около 20% всех пенсионеров. Это достаточно много, ведь еще в начале 1990-х гг. пенсионеры-льготники составляли немногим более 10%, а на протяжении 90-х гг. ХХ века их доля удвоилась. Принятие Правительством РФ в начале 90-х гг. ХХ века недостаточно проработанных (и в большей степени популистских) решений о расширении перечня льготных профессий привело к автоматическому переводу вполне трудоспособного населения из категории трудящихся в категорию пенсионеров. Еще более остро данная проблема стоит в регионах Сибири и Дальнего Востока, что вызвано сочетанием двух факторов: территориального (в данных регионах значительная часть территории приходится на районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности) и профессионального (в советское время в данных регионах возводилось много опасных и вредных производств). Поэтому в Иркутской области доля досрочных пенсионеров значительно превосходит среднероссийский уровень – в 2007 г. она составила 39,7%.

Массовый характер предоставления льготных трудовых пенсий приводит к размыванию ресурсов системы ОПС России, снижает средний размер трудовой пенсии в стране. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет взносов, размер которых установлен на основании единых ставок (кроме отдельных случаев, не связанных с предоставлением льготных трудовых пенсий), тогда как пенсионные выплаты назначаются в неравных условиях – льготникам на 5-15 лет ранее общеустановленного срока. Поэтому нарушается ключевой принцип эквивалентности взносов и выплат, присущий страховому механизму – часть взносов, отчисленных с заработка застрахованного лица по общим основаниям, направляется на выплату пенсии льготнику, который имеет страховой стаж меньшей продолжительности, а период выплаты пенсии зачастую больший.

По мнению автора диссертационного исследования, существующая отечественная система выплаты льготных пенсий уже изжила себя, ее модель устарела и требует обновления в новых экономических и политических условиях развития России. Ведь ее основы были сформированы еще в 1932 г. За время, прошедшее после утверждения перечня льготных профессий, изменилась структура хозяйства, появились новые отрасли промышленности и технологии с неблагоприятными условиями труда. В то же время в ряде отраслей были существенно улучшены условия труда благодаря механизации, автоматизации, появлению оборудования, снижающего вредное воздействие на человека, однако сокращения объемов предоставляемых льгот не произошло, более того, в 1991 г. списки были расширены. По оценкам экспертов, среди работников, имеющих право на досрочную пенсию, 30% трудятся в нормальных условиях.

В целях реформирования устаревшей модели финансирования выплаты льготных пенсий в диссертационной работе предложено создание обязательных профессиональных пенсионных систем, образованных по профессиональному и территориальному признакам, чьи финансовые ресурсы должны быть отделены от ресурсов системы обязательного пенсионного страхования, предоставляющей трудовые пенсии на общих основаниях.

На рис. 13 представлена предлагаемая автором модель обязательного пенсионного страхования работников опасных и вредных производств, а также лиц, работающих на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях. В предложенной схеме работодатели, имеющие рабочие места с вредными и опасными условиями труда, либо расположенные в районах Крайнего Севера и в приравненной к нему местности, уплачивают дополнительные взносы на профессиональное страхование своих работников. Взносы начисляются на сумму начисленной заработной платы работника, подлежащего обязательному профессиональному пенсионному страхованию (ОППС). Обязательные взносы перечисляются работодателем либо в НПФ, с которым работодатель заключил договор об ОППС своих работников, либо в бюджет ПФР, если работодатель не заключил вышеуказанный договор ни с одним НПФ.

Работникам опасных и вредных производств, а также лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненной к нему местности, при достижении ими возраста и выработке стажа, дающих право на получение льготной пенсии из системы ОППС, назначается данная пенсия, которая выплачивается либо из негосударственного пенсионного фонда, либо из Пенсионного фонда России в зависимости от того, в какой финансовый институт вносил работодатель обязательные платежи за данного работника. Досрочная профессиональная пенсия выплачивается льготному пенсионеру только в период до достижения ими общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости (60 лет - мужчины, 55 лет – женщины), начиная с которого ему назначается пенсия по старости на общих основаниях.

Рис. 13. Предлагаемая модель обязательного пенсионного страхования работников опасных и вредных производств, а также лиц, работающих на Крайнем Севере и в приравненной к нему местности

На рисунке стрелки показывают:

Автором был проведен расчет размера тарифа обязательных платежей в систему ОППС, достаточного для полного покрытия финансовых обязательств по финансированию выплаты льготных пенсий. На основе данных расчетов тариф обязательного платежа для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда, составит 9,8% размера начисленной оплаты труда. Для работников, занятых в особых условиях труда, тариф обязательного платежа составит 4,4%.

8. На основе изучения передовых методик актуарного оценивания развития пенсионной системы России составлена математическая модель прогнозирования численности трудовых пенсионеров, формирования ресурсов и осуществления выплат из системы обязательного пенсионного страхования России на период 2010-2050 гг.

Непременным элементом анализа финансов пенсионной системы является актуарная оценка основных показателей процесса пенсионной защиты. В ходе диссертационного исследования автором составлена математическая модель прогнозирования численности трудовых пенсионеров, формирования ресурсов и осуществления выплат из системы обязательного пенсионного страхования России на период 2010-2050 гг. При ее разработке учтены современные тенденции развития мирового финансового кризиса и его влияние на функционирование пенсионной системы России.

Прогнозирование численности пенсионеров, в разрезе отдельных видов пенсий, было проведено на основе нижеследующей формулы 1.

где N – численность пенсионеров;

- количество мужчин, попадающих в возрастную группу получателей пенсии определенного вида, по демографическому распределению;

- количество женщин, попадающих в возрастную группу получателей пенсии определенного вида, по демографическому распределению;

- вероятность наступления страхового случая, предоставления права на получение пенсии.

Моделирование поступления доходов в бюджет Пенсионного фонда России производилось по формуле 2:

- общие доходы ПФР;

- доходы ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии;

- доходы ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

- доходы ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- прочие доходы ПФР.

Расчет доходов ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии осуществляется по формуле 3:

Расчет доходов ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии производится по формуле 4:

Расчет доходов ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии производится по формуле 5:

- уровень собираемости ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии;

- уровень собираемости страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии;

- уровень собираемости страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- фонд оплаты труда;

- ставка ЕСН, зачисляемая в федеральный бюджет на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии;

- тариф страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии для работников 1966 г.р. и старше;

- тариф страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии для работников моложе 1966 г.р.;

- тариф страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- численность занятых в экономике;

- численность работников 1966 г.р. и старше, не включенных в накопительную пенсионную систему;

- численность работников моложе 1966 г.р., с заработка которых начисляются страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии.

) производился исходя из размера данных видов доходов, сложившегося в 2007 году, с учетом их индексации в соответствии с темпами инфляции в стране.

Моделирование расходов бюджета Пенсионного фонда России производилось по формуле 6:


загрузка...