Развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента (06.04.2009)

Автор: Чудинский Руслан Михайлович

Оценивание уровня репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» при выполнении учебного натурного и модельного эксперимента опирается на контроль усвоения новых теоретических знаний и нового опыта деятельности, которые осуществляются в виде самоконтроля и внешнего контроля.

Внешний контроль осуществляется со стороны преподавателя и носит характер текущего или оперативного контроля за уровнем развития учебной деятельности. Форма внешнего контроля – прохождение студентами тестирования на этапах входного, промежуточного и итогового контроля, выполнение дополнительных заданий, ответы на контрольные вопросы и защиты отчетов по выполненным лабораторно-практическим работам.

В свою очередь, самоконтроль студенты осуществляют как проверку соответствия результатов собственной учебной деятельности по выполнению задач лабораторно-практической работы с ее целью, отражающей структуру и функции учебной деятельности студентов при выполнении натурного и модельного эксперимента. Кроме того, самоконтроль при выполнении самостоятельных заданий служит для закрепления учебного материала и постановки проблемных ситуаций, требующих творческого подхода к их разрешению и направленных на более глубокое исследование познаваемых объектов и явлений. Он является базой для развития самостоятельности и творчества, т.к. именно при выполнении таких заданий студенты ставятся в новую проблемную ситуацию, требующую анализа и нестандартного подхода к ее разрешению, что, в конечном счете, и приводит к развитию учебной деятельности студентов.

Глава IV «Опытно-экспериментальная проверка эффективности методики развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента» посвящена описанию организации, методики проведения, оценке и анализу результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования. Опытно-экспериментальная работа, структура которой представлена в табл. 1, включала в себя три этапа: констатирующий, поисковый, обучающий.

На этапе обучающего эксперимента осуществлялась проверка предложенной методики развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента. Эффективность предлагаемой методики развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента нами проверялась по следующим критериям: новые знания – уровень обученности студентов и новый опыт деятельности: уровень совместной учебной деятельности студентов при выполнении учебного натурного эксперимента и модельного эксперимента над материальными моделями, уровень индивидуальной самостоятельной учебной деятельности при проведении компьютерного модельного эксперимента.

Табл. 1

Структура педагогического эксперимента

Этапы Цели Экспериментальная

база Годы Участники

Констатирующий 1. Выявление уровня развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента.

2. Определение причин несоответствия реального и требуемого уровней развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента.

3. Формулировка концептуальных положений решения проблемы. Воронежский

государственный

педагогический

университет 2000-2001 141 студент 3-5 курсов, обучающихся по направлению «Технологическое образование» и специальности «Технология и предпринимательство», 5 преподавателей каф. ТМТО ВГПУ

Поисковый 1. Разработка, апробация и корректировка модели развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента.

2. Разработка методики развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента. Воронежский

государственный

педагогический

университет 2000-2002 365 студентов 3-5 курсов, обучающихся по направлению «Технологическое образование» и специальности «Технология и предпринимательство», 5 преподавателей каф. ТМТО ВГПУ

Обучающий 1. Проверка гипотезы исследования и определение эффективности модели развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента.

2. Оценка эффективности методики развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента. Воронежский государственный педагогический университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Липецкий государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет,

Коми государственный педагогический институт, Шадринский государственный педагогический институт 2002-2005 678 студентов 3-5 курсов, обучающихся по направлению «Технологическое образование» и специальности «Технология и предпринимательство», 24 преподавателя

Нами была проведена оценка уровня усвоения новых теоретических знаний студентов направления «Технологическое образование» при выполнении учебного натурного и модельного эксперимента в процессе обучения дисциплинам «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Теория машин и механизмов», «Электрорадиотехника», «ЭВМ в системах измерения и управления». Для проверки уровня усвоения новых теоретических знаний в контрольных и экспериментальных группах был проведен ряд тестовых испытаний с использованием системы критериально-ориентированных тестовых заданий. По результатам выполнения тестовых испытаний студентами экспериментальных групп нами была установлена явная тенденция повышения уровня усвоения новых теоретических знаний студентов, нового опыта деятельности при выполнении учебного натурного и модельного эксперимента (рис. 5).

Рис. 5. Сравнение уровней теоретических знаний студентов направления

«Технологическое образование» в контрольной и экспериментальной группах

Результаты опытно-экспериментальной проверки критерия развития учебной деятельности: новых знаний – уровня обученности студентов в экспериментальных группах – позволяют говорить о повышении уровня полученных новых знаний по изучаемым общетехническим дисциплинам «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Теория машин и механизмов», «Электрорадиотехника», «ЭВМ в системах измерения и управления», о приобретении нового опыта деятельности по организации и выполнению учебного натурного эксперимента, модельного эксперимента над материальными моделями и компьютерного модельного эксперимента при проведении лабораторно-практических работ, что способствует развитию учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента.

Оценка уровней совместной учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» при выполнении учебного натурного эксперимента и модельного эксперимента над материальными моделями (рис. 6) показала переход студентов от репродуктивного к продуктивному уровню, позволяя говорить об индивидуализации учебной деятельности каждого студента при выполнении лабораторного эксперимента.

Рис. 6. Сравнение уровней развития совместной учебной деятельности студентов при выполнении

лабораторного натурного и модельного экспериментов над материальными моделями

в контрольных и экспериментальных группах

Следовательно, результаты опытно-экспериментальной проверки критерия развития учебной деятельности студентов: нового опыта деятельности – уровня совместной учебной деятельности студентов в экспериментальных группах – позволяют говорить о повышении уровня совместной учебной деятельности студентов, выражающейся в переходе большинства студентов с репродуктивного на продуктивный уровень совместной учебной деятельности за счет приобретения нового опыта деятельности при выполнении учебного натурного эксперимента и модельного эксперимента над материальными моделями на лабораторно-практических занятиях. Развитие совместной учебной деятельности студентов выражается в проявлении личностного смысла в планируемой учебной деятельности; в выявлении роли каждого студента, в свободном выборе и предложении своей роли в совместной учебной деятельности при общем решении проблемы и в подборе средств и способов выполнения своей части общей проблемы в совместной учебной деятельности при выполнении учебного натурного эксперимента и модельного эксперимента над материальными моделями эксперимента; в проведении рефлексии каждым студентом как своей учебной деятельности (саморефлексия), так и учебной деятельности остальных членов группы (рефлексия межличностного общения).

Определение уровней развития индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» производилось при выполнении ими компьютерного модельного эксперимента. В итоге нами были получены следующие результаты (рис. 7), основанные на наблюдении за студентами в процессе выполнения ими самостоятельных работ, а также анализе их отчетов по изученным темам. Анализ и наблюдение осуществлялись в экспериментальных и контрольных группах. Результаты оценки уровня индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студентов при выполнении компьютерного модельного эксперимента анализировались в соответствии с репродуктивным (воспроизводящим и реконструктивно-вариативным) и продуктивным (эвристическим и исследовательским (творческим) уровнями учебной деятельности.

Рис. 7. Результаты итоговой оценки уровней развития индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студентов при выполнении компьютерного модельного эксперимента

в контрольных и экспериментальных группах

Оценка уровней индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студентов в экспериментальных группах позволила выявить положительную динамику изменений в развитии учебной деятельности, что характеризуется переходом от репродуктивного (воспроизводящего и реконструктивно-вариативного) к продуктивному (эвристическому и исследовательскому (творческому)) уровню. Результаты опытно-экспериментальной проверки критерия развития учебной деятельности студентов: нового опыта деятельности – уровня индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студентов в экспериментальных группах – позволяют говорить о повышении индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студентов, выражающемся в переходе большинства студентов с репродуктивного на продуктивный уровень индивидуальной самостоятельной учебной деятельности за счет приобретения нового опыта деятельности при выполнении компьютерного модельного эксперимента на лабораторно-практических занятиях. Развитие индивидуальной самостоятельной учебной деятельности выражается в приобретении студентами следующего нового опыта деятельности: выделять и формулировать проблему в появившейся перед ними задаче моделирования; выдвигать новую проблему и разрабатывать план ее решения; определять пути поиска этого решения и алгоритм построения эксперимента с использованием необходимого программного средства компьютерного модельного эксперимента; в проявлении личностного смысла в планируемой учебной деятельности; в свободном выборе вектора учебной деятельности при решении проблемы моделирования и в подборе средств и способов ее выполнения; в проведении рефлексии и саморефлексии каждым студентом своей учебной деятельности при выполнении компьютерного модельного эксперимента.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в разных высших педагогических учебных заведениях, осуществляющих подготовку студентов по направлению «Технологическое образование», подтверждают гипотезу исследования. Развитие учебной деятельности студентов средствами натурного и модельного эксперимента осуществляется на теоретических основаниях, определяющих взаимосвязь целей, содержания, средств, методов и организационных форм обучения с учетом конкретного содержания данной подготовки и адекватных педагогических технологий. Это способствует самостоятельному приобретению обучающимися субъективно новых знаний и опыта деятельности на личностном уровне, основанного на рефлексии их применения в новых и неизвестных условиях при переходе от репродуктивной к продуктивной деятельности, активизации учебной деятельности студентов, формированию и развитию у них опыта исследовательской деятельности, системного мышления, рефлексивных умений, творческих способностей, самостоятельности и творческой активности, способности к саморазвитию. Использование методики развития учебной деятельности средствами натурного и модельного эксперимента позволило вывести на новый качественный уровень аудиторную (совместную и индивидуальную) и внеаудиторную самостоятельную учебную деятельность студентов направления «Технологическое образование», а также обеспечило ее индивидуализацию и дифференциацию.

Основные результаты и выводы

1. Проведенный анализ позволил осуществить теоретические обобщения подходов, используемых нами для развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента: системный подход, который заключается в рассмотрении развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента с позиции целостной системы составляющих ее компонентов в многообразии их связей и отношений; личностно-деятельностный подход, который рассматривает личность студента как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Развитие учебной деятельности представляет собой процесс самостоятельного приобретения студентами субъективно новых знаний и опыта деятельности на личностном уровне, основанный на рефлексии их применения в новых и неизвестных условиях при переходе от репродуктивной к продуктивной (исследовательской) деятельности в ходе обучения. Личность студента находится в центре процесса обучения, в котором учебная деятельность, а не преподавание, будет ведущей в процессе системной совместной деятельности преподавателя и студентов. При этом приоритетными для развития личности являются: самостоятельное приобретение и особенно применение полученных новых знаний и нового опыта деятельности, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные и индивидуальные исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний.


загрузка...