Развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента (06.04.2009)

Автор: Чудинский Руслан Михайлович

4. Обоснована и разработана обобщенная система учебного натурного эксперимента, отражающая компоненты и содержание учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование».

5. Обоснована и разработана система модельного эксперимента, положенная в основу структуры и содержания учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» при проведении модельного эксперимента над материальными моделями и компьютерного модельного эксперимента.

6. Разработана система средств натурного и модельного эксперимента, используемая для развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование», состоящая из двух классов: технические средства эксперимента и программные средства эксперимента.

7. Разработаны методические рекомендации по развитию учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента.

Теоретическая значимость исследования заключается:

1. В обосновании концепции и разработке модели развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента, что позволяет осуществлять педагогический процесс на основе самостоятельного приобретения студентами субъективно новых знаний и опыта деятельности на личностном уровне при выполнении натурного и модельного эксперимента и обеспечивает развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» на всех ее иерархических уровнях.

2. В развитии теории и методики обучения посредством исследования сущности использования средств натурного и модельного эксперимента при подготовке студентов направления «Технологическое образование».

3. В обосновании и использовании соотношения и взаимного дополнения натурного и модельного эксперимента в процессе развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование».

4. В решении проблемы использования натурного и модельного эксперимента для развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование», способствующей переходу от репродуктивной к продуктивной (исследовательской) учебной деятельности в обучении, самостоятельному приобретению обучающимися новых знаний и нового опыта деятельности на личностном уровне, формированию и развитию у них системного мышления, рефлексивных умений, творческих способностей и способности к саморазвитию, самостоятельности и творческой активности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса дидактических и методических материалов, включающего:

учебные пособия для студентов педвузов по организации и развитию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности студентов при выполнении компьютерного модельного эксперимента;

систему лабораторно-практических работ, отражающую структуру и функции учебной деятельности студентов при выполнении учебного натурного и модельного эксперимента;

систему самостоятельных заданий, направленных на более глубокое исследование познаваемых объектов и явлений, позволяющих развивать учебную деятельность студентов направления «Технологическое образование»;

систему контроля и оценивания развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» при выполнении натурного и модельного эксперимента.

Методические разработки автора нашли широкое практическое применение. Результаты экспериментальной проверки свидетельствуют, что они могут использоваться не только для подготовки студентов направления «Технологическое образование», но и студентов естественнонаучных специальностей в педагогических вузах, а также в технических вузах и при повышении профессиональной квалификации учителей и обучении учащихся в учреждениях общего полного среднего образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи, результаты и выводы исследования на различных этапах обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях, прошедших в г. Москве (2001-2006 гг.), г. Самаре (2000 г.), г. Глазове (2001, 2002 гг.), г. Кирове (2001 г.), г. Екатеринбурге (2001, 2002 гг.), г. Ярославле (2001 г.), г. Уфе (2001 г.), г. Шахты (2001 г.), г. Санкт-Петербурге (2002 г.), г. Туле (2002, 2004 гг.), г. Иркутске (2002 г.), г. Нижнем Новгороде (2002 г.), г. Комсомольске-на-Амуре (2002 г.), г. Курске (2003 г.), г. Новосибирске (2003 г.), г. Шадринске (2003, 2005 гг.), г. Брянске (2005 г.) и др. Результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики, психологии и профессионального образования АНОО ВПО «Воронежский институт высоких технологий».

Основные результаты работы отражены в 75 публикациях по теме диссертации общим объемом 136 печатных листов, в том числе в 4 монографиях, 12 учебных пособиях и 10 публикациях в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Методика развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента прошла полную проверку и внедрена в учебный процесс в ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет». Отдельные элементы методики были апробированы и внедрены в учебный процесс в ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт», ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента представляет собой процесс самостоятельного приобретения обучающимися субъективно новых знаний и опыта деятельности на личностном уровне, основанного на рефлексии их применения в новых и неизвестных условиях при переходе от репродуктивной к продуктивной (исследовательской, творческой) деятельности в ходе обучения.

2. Концепция развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента: самостоятельное приобретение студентами субъективно новых знаний и опыта деятельности на личностном уровне при выполнении натурного и модельного эксперимента обеспечивает развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» на всех ее иерархических уровнях.

3. Модель развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента включает в себя: элементы (информация, преподаватель, студенты, компьютеризированная система средств обучения) и компоненты (цель, содержание, компьютеризированная система средств обучения, методы и организационные формы обучения), на основе которых строится ее реализация.

4. Методика развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента, предполагающая:

оптимизацию графика освоения общетехнических дисциплин для проведения учебного натурного и модельного эксперимента;

выбор технических и программных средств учебного натурного и модельного эксперимента;

выбор методов развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» при выполнении натурного и модельного эксперимента;

выбор различных форм аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов при проведении учебного натурного и модельного эксперимента;

систему лабораторно-практических работ, отражающую структуру и функции учебной деятельности студентов при выполнении учебного натурного и модельного эксперимента;

систему самостоятельных заданий, направленную на более глубокое исследование познаваемых объектов и явлений, позволяющих развивать учебную деятельность студентов;

систему контроля и оценивания развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» при выполнении учебного натурного и модельного эксперимента.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, отражающих теоретические и практические аспекты проведенного исследования, заключения, списка литературы, включающего 295 наименований, и приложений.

Общий объем диссертации – 456 страниц. Основной текст диссертации – 379 страниц, включая 8 таблиц, 29 диаграмм, 16 рисунков. Приложения занимают 77 страниц.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность и сформулирована тема исследования; определены объект, предмет и цель исследования; сформулированы гипотеза и задачи исследования; раскрыты методы и описаны этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Глава I «Теоретические основы развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» посвящена исследованию теоретических основ развития учебной деятельности студентов.

В процессе исследования понятия «развитие» было выявлено, что развитие есть всеобщее свойство материи и сознания. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения, направленность и закономерность происходящих в развивающемся объекте изменений, время, точнее, протяженность во времени, которое и выявляет направленность развития. Проведенный анализ развития человека показал, что одни исследователи видят его сущность в развитии способностей личности; другие ученые рассматривают данное понятие как развитие мышления; третьи исследователи определяют развитие человека как развитие личности; четвертые – в развитии личности как субъекта деятельности. Все вышеперечисленные качества развития человека обязательным образом взаимосвязаны, и в действительности их невозможно представить один без другого.

Развитие студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента мы будем исследовать в плане развития их учебной деятельности. Это связано с тем, что основной формой включения в общественное бытие студенческого возраста остается учебная деятельность (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Г.Н. Сериков и др.). Понимание развития учебной деятельности связано с пониманием того, как могут изменяться ее структурные составляющие: что именно должно изменяться и как.

Любая деятельность человека (физическая и психическая) состоит из действий и операций, которые могут переходить друг в друга: во-первых, внутренняя деятельность постоянно включает в себя отдельные внешние действия и операции, а развитая внешняя практическая деятельность включает мыслительные действия и операции; во-вторых, действия могут превращаться в операции (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Поэтому в компонентный состав внешней структуры учебной деятельности входят: учебная мотивация субъекта; учебная цель; учебная задача (проблема); решение учебной задачи (проблемы) посредством учебных действий и операций; контроль и самоконтроль; оценка и самооценка (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Как и любая другая деятельность, учебная характеризуется активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью и имеет определенную структуру и содержание, при этом структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат, а внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы. В то же время учебная деятельность, как и любая целенаправленная деятельность, связана с развитием, причем развитие есть не просто изменения, вообще присущие всякому движению, а представляет собой изменения, связанные с процессами отражения, сопровождаемые упорядочением связей, накоплением информации.


загрузка...