Развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного и модельного эксперимента (06.04.2009)

Автор: Чудинский Руслан Михайлович

Чудинский Руслан Михайлович

Развитие учебной деятельности студентов

направления «Технологическое образование»

средствами натурного и модельного эксперимента

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики, психологии и профессионального образования АНОО ВПО «Воронежский институт высоких технологий»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Фактор Алексей Моисеевич

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор,

член-корреспондент

Российской академии образования

Григорьев Сергей Георгиевич

доктор педагогических наук, профессор

Смирнов Александр Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Хачикян Елена Ивановна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Коломенский государственный

педагогический институт»

Защита состоится «16» июня 2009 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.09 по защите докторских диссертаций по специальностям:

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика),

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

в ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 а, корп. 2, ауд. 10.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет».

Автореферат разослан «_____» ___________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент С.А. Кордышева

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Основным направлением современной образовательной политики Российской Федерации является комплексная модернизация образования на всех его уровнях и ступенях. В этой связи одной из приоритетных задач выступает повышение качества образования. В ее решении повышается роль учителя, педагога, преподавателя. Повышение профессионализма педагогов, формирование педагогического корпуса, соответствующего требованиям современной жизни, – необходимое условие модернизации всей системы образования. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования.

Изменения, произошедшие в социальной, информационной и технологической сферах, позволяют говорить о кризисе поддерживающего образования, которое явно не соответствует современным, а тем более перспективным требованиям, поскольку не может обеспечить полноценную подготовку человека к новым быстроизменяющимся условиям жизни. При этом традиционная передача и трансляция знаний только педагогом утрачивает свой смысл. Более того, темпы научно-технологического прогресса таковы, что многие знания устаревают уже в течение 3-5 лет, что необходимо учитывать в системе образования. В настоящее время основной задачей процесса образования выступает право выбора траектории своей учебной деятельности с учетом интересов личности студента, что предполагает единство образованности, воспитанности, общей и профессиональной развитости. Поэтому на современном этапе образования приоритетным является развитие самостоятельной учебной деятельности студента, предусматривающей возможность мобилизовать его личностный потенциал для решения различного рода проблем и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности.

Специфика развития учебной деятельности студентов заключается не в том, что осваиваются, прежде всего, кем-то переработанные готовые знания, кем-то предложенные к усвоению, а исследуются условия происхождения нового знания и приобретения нового опыта деятельности. В этом случае студенты самостоятельно осуществляют сбор, получение, обработку, преобразование и анализ необходимой информации об исследуемом объекте или явлении. В ходе такой учебной деятельности они приобретают новые виды опыта деятельности: выявление и идентификация проблемы, исследование и проектирование, сотрудничество, применение известных и создание новых технологий получения продукта, оценка качества результатов и т. д.

Проблемы организации самостоятельной (совместной и индивидуальной) учебной деятельности обучающихся рассматривались в трудах Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др.

Главной задачей технологического образования является формирование технологической культуры молодежи, содействие в ее подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности. «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из различных областей математики, физики, химии, биологии, технологии и показывающая их использование в системной, целенаправленной деятельности человека. Теоретико-методологические основы технологического образования разработаны в трудах П.Р. Атутова, П.Н. Адрианова, В.М. Жучкова, В.М. Казакевича, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.

Эксперимент и наблюдение являются экспериментальными методами исследования в процессе подготовки студентов направления «Технологическое образование». Конечно же, студенты имеют довольно значительный запас наблюдений, близких к изучаемым в общетехнических дисциплинах объектам и явлениям. Среди этих наблюдений имеются и наблюдения явлений самой природы, и наблюдения технических установок и машин, технических и технологических систем и процессов. Естественно, необходимо максимально использовать предшествующий опыт обучающихся, связать изучение общетехнических дисциплин с будущей профессиональной деятельностью, упорядочить и систематизировать то, что они приобрели в своей предыдущей деятельности. Но эти предшествующие наблюдения студентов могут в большинстве случаев служить лишь введением в изучение той или иной проблемы, а также быть заключительным элементом, но не основой для приобретения новых знаний и нового опыта деятельности. Только постановка учебного эксперимента, резко выделяющего для студентов то, что составляет существо познаваемого объекта или явления, дает возможность подвести их к полному пониманию или знанию. Эксперимент является важным средством для полного, всестороннего и глубокого познания объектов и явлений, технических и технологических систем, составляющих основу общетехнических дисциплин. Дидактические особенности системы учебного эксперимента, теории и методики обучения физики исследованы в работах А.И. Бугаева, В.А. Бурова, Ю.И. Дика, Б.С. Зворыкина, П.А. Знаменского, С.Е. Каменецкого, А.В. Перышкина, А.А. Покровского, Н.С. Пурышевой, Л.И. Резникова, И.М. Румянцева, А.А. Синявиной, Л.С. Хижняковой, Н.М. Шахмаева и др.

В настоящее время персональный компьютер является необходимым и неотъемлемым средством в системе учебного эксперимента, применение которого, с одной стороны, модифицировало класс технических средств эксперимента, а с другой, привело к появлению нового класса средств эксперимента – программного. Использование персонального компьютера в процессе обучения имеет широкий диапазон: от непосредственного сбора, обработки и преобразования полученной информации из мира физико-химических величин, моделирования реальных объектов и явлений, до осуществления контроля и самоконтроля усвоения студентами новых теоретических знаний и нового опыта деятельности. Проблемам теории и методики использования персонального компьютера и средств информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения естественным и техническим наукам посвящены исследования Л.И. Анциферова, Г.А. Бордовского, А.Л. Бугримова, Я.А. Ваграменко, Ю.А. Воронина, С.Г. Григорьева, В.А. Извозчикова, А.С. Кондратьева, В.В. Лаптева, А.В. Смирнова и др.


загрузка...