Психология профессионального кризиса у безработных (06.04.2009)

Автор: Бендюков Михаил Александрович

Другая проблема состоит в определении места безработицы в структуре и этапности профессионального развития в целом. Действительно, безработица может рассматриваться двояко: и как особый, зачастую весьма длительный (до нескольких лет), период профессионального пути личности, имеющий собственную этапность; и как особый вид профессионального кризиса – перелома с многовариантными исходами. Здесь обнаруживается противоречие между непрерывным характером профессионального развития и наличием длительных периодов невключенности профессионала в трудовую деятельность.

В настоящее время в отечественной психологии труда отсутствует целостное представление о месте и роли безработицы в структуре профессионального пути личности. Имеющиеся исследования психологических особенностей безработицы носят по преимуществу прикладной характер. При этом недостаточно разработана психологическая теория, которая раскрывает особенности содержания, структуры, механизмов, факторов, детерминант и закономерностей профессионального развития индивидов в условиях безработицы и вынужденной перемены труда. Недостаточная разработанность данной проблемы в психологической науке не позволяет осуществлять разработку научно обоснованных способов поддержки конструктивного разрешения ситуации безработицы и вынужденной перемены труда.

Таким образом, исходя из высокой практической и социально-экономической значимости рассматриваемой проблемы, ее научной неразработанности в рамках концептуального поля психологии труда, была определена тема диссертационного исследования и его цель.

Цель исследования. Разработка концепции и стадиальной модели профессионального кризиса занятости у безработных, их методологическое, теоретическое и эмпирическое обоснование, а также создание на этой основе системы психологического профконсультирования безработных на рынке труда, включающей модели, формы и алгоритмы деятельности психолога-консультанта при оказании услуг по профконсультированию безработным индивидам и эмпирическая верификация разработанной системы.

Объект исследования. Субъекты труда в кризисных условиях потери работы, безработицы и вынужденной перемены труда.

Предмет исследования. Психологические характеристики личности в условиях профессионального кризиса потери работы, вынужденной перемены труда и безработицы, а также технологии психологического сопровождения безработных на рынке труда.

Гипотезой исследования послужили следующие положения:

особенности трудовых отношений, возникающих в условиях гарантированной или негарантированной государством трудовой занятости, являются ключевым фактором, определяющим характер профессионального пути субъектов труда, включенных в данную социально-экономическую реальность;

основными характеристиками профессионального развития субъекта труда в условиях негарантированной занятости и либерального рынка труда являются кризисность, нелинейность и ненормативность, основанная на системной детерминации;

в условиях либерального рынка труда нормативное линейно-стадиальное профессиональное развитие субъекта труда является частным случаем развития в ситуации стабильности внешних контекстных факторов;

безработица и вынужденная перемена труда могут рассматриваться как особый период профессионального пути личности: ненормативный профессиональный кризис занятости, имеющий свою собственную динамику, этапность и характеристики, отличающие его от других профессионально-обусловленных кризисов;

динамика и исход профессионального кризиса занятости у безработных во многом определяется особенностями эмоционального переживания и индивидуальной системы отношений к различным аспектам занятости, структурой ценностных ориентаций и мотивации, а также чертами личности;

психологическое профконсультирование, понимаемое как «помогающая деятельность» по сопровождению безработных индивидов, опирающееся на психологическую теорию профессиональных кризисов и научно-обоснованные методы психологического консультирования и психодиагностики, является фактором конструктивного разрешения профессионального кризиса у безработных.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ роли и места профессиональных кризисов в отечественных и зарубежных концепциях профессионального развития и карьеры.

2. Изучить общенаучные и психологические представления о профессиональном пути личности в условиях гарантированной и негарантированной государством трудовой занятости.

3. Выявить основные характеристики профессионального пути личности и особенности формирования критической ситуации потери работы, вынужденной перемены труда и безработицы в условиях либерального рынка труда.

4. В рамках нового научного направления психологии труда — изучение ненормативного профессионального кризиса занятости у безработных — дать определение профессионального кризиса у безработных, а также раскрыть этапность, психологические факторы и механизмы, определяющие основные направления разрешения критической ситуации потери работы, безработицы и вынужденной перемены труда.

5. На основе эмпирических исследований определить характеристики ценностно-мотивационной сферы личности, эмоциональных переживаний, системы отношений личности к различным аспектам кризиса занятости и индивидуально-типологических особенностей, влияющие на возникновение, динамику и исход профессионального кризиса у безработных.

6. Разработать основные понятия, принципы, модели, формы и алгоритмы системы психологического профконсультирования безработных на рынке труда, как инструмента психологического сопровождения конструктивного разрешения профессионального кризиса у безработных.

7. Апробировать основные компоненты системы психологического профконсультирования безработных на рынке труда и провести эмпирическое исследование их эффективности для решения задач конструктивного разрешения профессионального кризиса у безработных.

Теоретико-методологическая основа исследования.

При разработке проблематики диссертационного исследования использовались следующие концепции, теоретические положения и отдельные результаты исследований:

- теория единства сознания и деятельности и теория активности субъекта во взаимоотношении человека с окружающей действительностью (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);

- методология системного и системно-синергетического подхода (В. И. Арнольд, С. П. Курдюмов, Э. Лоренц, И. Пригожин и др.) и ее применение в психологии (В. А. Аверин, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, В. Н. Панферов, Б. Д. Парыгин, В. Д. Шадриков и др.);

- теоретические и методологические подходы к изучению личности в социуме (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, И. П. Волков, Б. Д. Парыгин, А. Л. Свенцицкий, А. А. Смирнов и др.);

- концепции общего и профессионального развития в отечественной (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Регуш, А. А. Реан и др.) и зарубежной (Д. Сьюпер, Б. Ливерхуд, Э. Эриксон и др.) психологии;

- концепции возрастных (П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Н. Поливанова, Д. Б. Эльконин и др.) и профессиональных (Р. А. Ахмеров, Ф. Е. Василюк, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. И. Слободчиков, Э. Э. Сыманюк и др.) кризисов на жизненном пути личности.

Особое значение для разработки теоретико-методологической основы диссертации имели:

- концепция «системной детерминации психики» (Б. Ф. Ломов);

- современные представления о психическом развитии как процессе необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (В. А. Аверин, А. Г. Асмолов, А. А. Реан, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейн и др.);

- современные, рыночно ориентированные теории профессионального и карьерного развития (Н. С. Пряжников, A. Collin, D. Hall, A. Keskinen, M. McMahon, W. Patton, M. Savickas, D. Super, D. Tiedeman, T. Vahamottonen, R. Young и др.), концепции психологической обусловленности экономической жизни (В. Н. Машков) и поведения индивида в сфере хозяйственной деятельности (О. С. Дейнека, Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова);

- теоретические основания помогающей психологической деятельности (Кораблина Е. П. и др.), современные представления о психологическом консультировании (Т. Ахола, Р. Нельсон-Джоунс, М. Ролло и др.) и социально-психологическом тренинге (С. И. Макшанов, Б. Д. Парыгин, Н. Ю. Хрящева и др.).

Методы исследования подбирались и разрабатывались в соответствии с задачами.

Теоретические методы: анализ отечественных и зарубежных монографий, статей и других научных публикаций, отражающих состояние проблемы общего и профессионального развития, профессионально обусловленных кризисов, проблем социальной и экономической трансформации российского общества в части, касающейся трудовых отношений, а также социальных и психологических аспектов потери работы, вынужденной перемены труда, безработицы и восстановления занятости.

Аналитические методы: беседа, изучение мнения экспертов.

В качестве эмпирических методов исследования применялись психодиагностические методики и анкетные методы.

Психодиагностические методики: cтандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) для оценки индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния; методы экспериментальной психосемантики: семантический дифференциал (Ч. Осгуд) и метод цветовых метафор (вариант «Цветового теста отношений» А. М. Эткинда) для изучения ценностно-мотивационной структуры сознания и оценки эффективности профконсультационной работы.

Анкетные методы использовались для исследования особенностей системы отношений личности к различным аспектам кризиса занятости, а также для оценки эффективности профконсультационной работы.

Методы обработки данных включали количественный анализ (математико-статистическая обработка данных с помощью корреляционного, кластерного и факторного анализа с использованием программы статистической обработки данных «Statistica for Windows») и качественный анализ данных. Для интерпретации результатов применялся генетический метод (интерпретация материала в характеристиках развития) и структурные методы (типологизация и классификация).


загрузка...