Обеспечение информационной защищенности автоматизированных систем управления воздушным движением в условиях роста интенсивности полетов (06.04.2009)

Автор: Акиншин Руслан Николаевич

Акиншин Руслан Николаевич

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РОСТА ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЛЕТОВ

Специальность 05.22.13

Навигация и управление воздушным движением.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре «Управление воздушным движением»

Московского государственного технического

университета гражданской авиации

Научный консультант: Заслуженный деятель науки и техники РФ,

доктор физико-математических наук, профессор

Козлов Анатолий Иванович

Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки РФ,

доктор технических наук, профессор

Балыбердин Валерий Алексеевич

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор технических наук, профессор

Логвин Александр Иванович

Доктор технических наук, профессор

Олейников Александр Яковлевич

Ведущая организация: НИИ «Восход», г. Москва.

Защита состоится ____ ___________ 2009 г. в __.__ часов на заседании диссертационного совета Д 223.011.01 при Московском государственном техническом университете гражданской авиации по адресу: 125993, г. Москва., Кронштадтский бульвар, д. 20.

Автореферат разослан ____ __________2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Заслуженный работник

высшего профессионального образования РФ,

доктор технических наук, профессор

С.К. Камзолов

Актуальность темы. Расширение возможностей использования воздушного пространства России для полетов воздушных судов (ВС) отечественных и зарубежных авиакомпаний невозможно без существенного повышения степени технической оснащенности современными средствами воздушной и наземной связи, наблюдения и автоматизации управления воздушным движением (УВД), отвечающим требованиям глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (ИКАО), районных центров единой системы организации воздушного движения в районах Арктики, Крайнего Севера и Сибири, где проходят действующие и вновь открываемые воздушные трассы.

В настоящее время разрабатываются автоматизированные системы сбора, обработки, хранения и распространения аэронавигационных данных (АССОАД), обеспечивающих аэронавигационные системы и пользователей воздушного пространства Российской Федерации (РФ) аэронавигационной информацией.

АССОАД предназначена для обеспечения безопасности полетов, повышения экономичности и регулярности полетов авиации различных ведомств в районе аэродрома, на воздушных трассах и во внетрассовом воздушном пространстве путем автоматизации процессов текущего планирования, сбора, обработки и отображения радиолокационной и радиопеленгационной информации (в перспективе - информации, полученной по каналам автоматического зависимого наблюдения) и метеоинформации.

Безопасность, регулярность и экономичность полетов тесно связаны друг с другом и существенно зависят от эффективности УВД. Радикальным методом решения возникающих при этом проблем является автоматизация сбора передачи и обработки информации о воздушной обстановке.

Разработка комплексов автоматизации наблюдения за воздушной обстановкой нового поколения началась в конце 80-х - начале 90-х годов. Работы велись различными предприятиями и фирмами. В перечень отечественных разработок входили «Синтез КСА-УВД» (ВНИИРА, СПб), «Коринф» (Радар ГА, Москва), «Строка-Ц» (РИМР, СПб), «Карм-ДРУ» (СПАС, Москва), «Топаз-2000» (ЛЭМЗ, Москва), «Норд» и «Альфа» (НИТА, СПб.).

Наиболее полное развитие к настоящему времени получили такие системы, как «Топаз-2000», «Синтез» и «Альфа». На базе этих комплексов средств автоматизации наблюдения строятся автоматизированные системы (АС) УВД высокого уровня. К наиболее известным зарубежным АС УВД следует отнести «EUROCAT 2000». Ряд принципов заложенных в ней использован при разработке АС УВД «Альфа».

Уровень надежности оборудования, входящего в состав АС УВД, для решения поставленных задач должен характеризоваться следующими показателями: наработка на отказ - не хуже 6000 ч.; коэффициент готовности - не менее 0.999.

АС УВД должна предоставлять пользователям достоверную аэронавигационную и метеорологическую информацию в реальном масштабе времени с целью выбора предпочтительных маршрутов полета, обеспечивать поддержание требуемого уровня безопасности воздушного движения.

Важнейшей задачей по обеспечению безопасности полетов, подлежащей автоматизации, является функция предотвращения столкновений одного ВС с другим. Проблема предотвращения столкновений ВС имеет ряд фаз своего решения. Первая - обнаружения и сигнализации об угрозах столкновений. Вторая состоит в выработке управляющих команд. Операции по этим фазам могут проводиться как на земле, так и на борту ВС, но обязательно с помощью АС УВД.

Важнейшая общая закономерность АС УВД, в частности, состоит в том, что пропускная способность всегда должна опережать рост интенсивности воздушного движения. Если такого рода запас отсутствует, то критические ситуации, связанные с перегрузкой диспетчера, неизбежны, именно они и являются основными определяющими уровень безопасности воздушного движения.

Особую остроту принимает проблема надежной защиты информации, циркулирующей в АС УВД, т.е. предупреждение ее искажения и уничтожения, несанкционированной модификации, злоумышленного получения и использования.


загрузка...