Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития (05.10.2009)

Автор: Жигорева Марина Васильевна

-теоретический анализ общей и специальной медицинской, психолого-педагогической и социально-психологической научной литературы; изучение и обобщение инновационных отечественных и зарубежных достижений в области обучения и развития детей с комплексными нарушениями;

-наблюдения за детьми дошкольного возраста во всех сферах деятельности;

-анкетирование психологов, педагогов; беседы с родителями с целью получения данных о раннем развитии ребенка; изучение анамнестических сведений о каждом ребенке с комплексным нарушением;

-психолого-педагогический эксперимент, для которого была разработана авторская диагностическая программа изучения социальных, когнитивных особенностей детей с комплексными нарушениями;

-лонгитюдное исследование, позволившее определить диапазон индивидуальной изменчивости в ходе систематической коррекционно-обучающей работы, в процессе реализации модульной системы психолого-педагогической помощи;

-качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования. Статистическая обработка проводилась с помощью балльной оценки для определения коэффициента успешности выполнения заданий, корреляционного анализа по t–критерию Стьюдента.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в течение 18 лет на базе специальных образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, консультативно-диагностических и развивающих центров городов Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Краснодара, Ставрополя, Вышнего Волочка, Сергиева Посада, Уфы (Республика Башкортостан), Якутска (Республика Саха). В опытно-экспериментальной работе принимали участие 163 ребенка в возрасте 5-7 лет, имеющих различные сочетания первичных нарушений, и 20 детей дошкольного возраста (5 лет) с нормальным психическим развитием для проведения сравнительного исследования на диагностическом этапе, а также психологи, педагоги, воспитатели, родители детей с комплексными нарушениями (более 150 человек).

Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 1990-2008г.г. на базе дошкольных образовательных учреждений (компенсирующего и комбинированного видов), центров психолого-медико-социального сопровождения и включало четыре этапа.

I этап (1990-1994) – аналитический, был посвящен изучению специальной литературы по проблеме сложных нарушений развития у детей; системному анализу своеобразия становления психики детей с комплексными нарушениями развития; формулированию проблемы исследования и разработке концептуальных подходов построения системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития, а также определению стратегии и тактики опытно-экспериментальной работы.

II этап (1995-2007) – диагностический, представляет собой комплексное изучение психических особенностей детей со сложными нарушениями развития при использовании диагностической программы; был произведен сравнительный анализ полученных результатов: социального, психологического, логопедического обследования дошкольников, с целью выявления специфических закономерностей психического развития и оценки уровня развития детей, имеющих сочетания первичных нарушений; анализировались данные распространенности комплексных нарушений у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения разного вида. На данном этапе разрабатывались анкеты-опросники закрытого типа, предназначенные для специалистов педагогов и психологов, работающих с детьми данной категории, для выяснения трудностей в отборе содержательно-методического материала, что позволило теоретически обосновать специальные условия психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития.

III этап (2003-2006) – формирующий, на котором осуществлялось моделирование образовательного процесса в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с комплексными нарушениями; конкретизация инновационных подходов коррекционно-психолого-педагогической работы с детьми данной категории; проведение катамнестического исследования развития детей; обобщение и анализ результатов внедрения системы психолого-педагогической помощи детям, изучаемой категории, на практике, с целью оценки ее эффективности.

IV этап (2006-2008) - заключительный. На этом этапе производился теоретический анализ, обобщение результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

-на основе теоретического анализа специальной литературы и результатов опытно-экспериментальной работы содержательно уточнены понятия «сложное нарушение», «комплексное нарушение», «множественное нарушение», «сложная структура нарушения», раскрыты их сущность и сформулированы определения;

-проанализирована зависимость между этиопатогенезом, особенностями проявлений нарушений и уровнем психического развития детей с комплексными нарушениями;

-на основе разработанной диагностической программы и выделенных качественных диагностических критериев, получены новые данные об отличительных особенностях развития дошкольников с комплексными нарушениями - определены три уровня психического развития;

-впервые реализован уровневый подход к оценке нарушений комплексного характера с целью дифференциации детей по образовательным возможностям;

-разработана и внедрена в систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья модель коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, где основными составляющими являются динамические модули, в каждом из которых раскрыты содержательные аспекты;

-доказана необходимость скоординированного взаимодействия специалистов различного профиля и родителей при оказании психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в рамках постоянно действующих динамических модулей;

-определены принципы построения психологических и педагогических технологий, органично включенные в систему психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями;

-конкретизированы основные организационно-методические и содержательные аспекты коррекционной работы, а именно раскрыт механизм проектирования индивидуальных психолого-развивающих и обучающих программ, согласно уровню психического развития дошкольников, имеющих различные сочетания нарушений.

Теоретическая значимость исследования обусловлена следующими положениями: конкретизированы и дополнены научные представления о комплексных нарушениях развития у детей; на основе многоаспектного изучения особенностей развития детей и сравнительного анализа полученных данных описаны новые редко встречающиеся сочетания первичных нарушений; выявлен разноуровневый характер формирования социальной и познавательной деятельности детей с комплексными нарушениями развития; на теоретическом уровне обоснованы представления о смешанном варианте психического дизонтогенеза; разработаны теоретико-методологические основы системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, включающие основные концептуальные положения, цели, задачи и направления диагностической, коррекционно-диагностической и коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей дошкольного возраста; раскрыта значимость психологического направления работы в общей системе психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в дошкольный период развития.

Практическая значимость исследования:

Разработана диагностическая программа всестороннего изучения развития детей с комплексными нарушениями, на основе которой, возможно получить фактические данные о неравномерности психического развития детей с комплексными нарушениями. Выделенные три уровня (низкий, средний, выше среднего) психического развития дошкольников с комплексными нарушениями позволяют прогнозировать дальнейшее развитие таких детей и планировать адекватное содержание коррекционно-развивающей работы. Реализация предложенной системы психолого-педагогической помощи и отдельных ее компонентов в дошкольных образовательных учреждениях (компенсирующего и комбинированного видов), где обучаются дети с комплексными нарушениями, повышает эффективность коррекционно-педагогической работы.

Определены и конкретизированы профессиональные функции педагога, психолога, а также родителей в работе с детьми, имеющими сочетания первичных нарушений, в образовательном пространстве. Представлены конкретные рекомендации по организации и проведению коррекционно-развивающей работы с детьми с комплексными нарушениями, которые могут быть использованы в различных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты. На основе результатов исследования разработаны и внедрены в систему подготовки специальных педагогов и психологов программы учебных курсов: «Психология лиц со сложными нарушениями в развитии», «Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития».

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась: методологическим, общенаучным и методическим обеспечением процесса исследования; ориентированием на современные достижения психолого-педагогических, медицинских наук; рациональным использованием теоретических, экспериментальных и математико-статистических методов исследования; содержанием качественных и количественных критериев оценки уровня психического развития детей с комплексными нарушениями дошкольного возраста; реализацией личностно-ориентированного, системного, комплексного подходов; теоретико-методическим обоснованием построения системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития и внедрением ее в практику дошкольных образовательных учреждений и детских развивающих центров.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем личного участия автора в коррекционно-педагогическом процессе в дошкольных образовательных учреждениях (компенсирующего, комбинированного видов), в обучении студентов психологических, дефектологических факультетов, в системе переподготовки педагогов, психологов, учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими сочетания интеллектуальных, сенсорных, двигательных и речевых нарушений.

Результаты исследования докладывались на международных конференциях: в Москве (2008, 2009), Санкт-Петербурге (2002), Сергиев Посаде (2005, 2006, 2007); межрегиональных конференциях: в Краснодаре (1995,1996),Нальчике (1998), Новокузнецке (2003), Якутске (2006,2007,2008), Уфе (2009); на курсах повышения квалификации работников образования Нижегородской, Московской областей и Москвы, Башкортостана (2000-2009), на заседаниях кафедры сурдопедагогики, а также специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А.Шолохова.

По теме исследования разработаны и прочитаны лекции: в МГГУ им. М.А. Шолохова и его филиалах (представительствах), в городах: Ижевск, Калуга, Коломна, Краснодар, Нальчик, Рязань, Тула, Стерлитамак, Ступино, Уральск (Казахстан), Якутск; в МГПУ, в МПГУ, в Столичном Гуманитарном институте и его филиалах: Нефтеюганск, Сургут (2005-2009).

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Конкретизированные понятия: «сложное нарушение», «комплексное нарушение», «множественное нарушение», представляющие собой сочетание двух и более первичных нарушений, на теоретическом уровне определяют своеобразие психического дизонтогенеза смешанного типа; соотношение данных дефиниций с понятием «сложная структура нарушения».

2.Группа дошкольников с комплексными нарушениями развития полиморфна в силу многообразия сочетаний сенсорных, двигательных, речевых, интеллектуальных нарушений; для эффективного управления развитием таких детей, стимулирования активности психических процессов, речевой функции и положительного воздействия на формирование, необходимых умений и навыков социального поведения, требуется углубленная диагностика структуры нарушения и психического развития ребенка.

3.Совокупность диагностических критериев (самостоятельность выполнения заданий; способность к подражанию; качество самоконтроля при выполнении заданий; использование помощи) позволяет оценивать степень выраженности нарушений и определять разноуровневый характер психического развития детей с комплексными нарушениями (низкий, средний, выше среднего).

4.Концепция психолого-педагогической помощи дошкольникам с комплексными нарушениями развития, ориентированная на повышение образовательного потенциала каждого ребенка, включает:

-организацию динамически действующих модулей, составляющих систему психолого-педагогической помощи, и скоординированное взаимодействие всех участников коррекционного – развивающего процесса;

-моделирование диагностических программ на основе специально разработанных положений, позволяющих раскрыть особенности психического развития, максимально информативно выявить потенциальные возможности ребенка и спрогнозировать линию развития;

-построение индивидуального маршрута развития ребенка с комплексным нарушением на основе полученных фактических данных при обследовании;

-проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих, обучающих программ, методических приемов, организационных форм работы, с учетом уровня психического развития детей с комплексными нарушениями.

5.Психологическое сопровождение, являющееся одним из звеньев целостной системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, приобретает особую актуальность для максимальной реализации потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями, развития их личностной сферы и оптимизации образовательного процесса.

6.Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, включающая диагностический, коррекционно-диагностический, коррекционно-развивающих модули, выступает в качестве важнейшего условия, способствующего разрешению их индивидуальных, социальных потребностей; механизм ее структурирования доступен для реализации в любом дошкольном образовательном учреждении, консультативно-диагностическом центре, что позволяет включить каждого ребенка с комплексными нарушениями в образовательное пространство.


загрузка...