Формирование транспортной культуры школьников (05.10.2009)

Автор: Якупов Александр Мубинович

определенная нами цель согласуется с содержанием образования и направлена на развитие личностных функций школьника, с учетом того, что он выступает и как субъект социально-когнитивной деятельности, и как субъект транспортного процесса;

Сохранение жизни и здоровья детей в транспортной среде и

1. Подготовить школьника к безопасному участию в транспортных процессах.

2. Воспитать школьника как транспортнобезопасную личность.

1. Программа «Безопасность на транспорте» в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-11 классов.

2. Программа общешкольной воспитательной работы «Культура поведения школьника в транспортной среде» с учащимися 1-4 классов, для 5-9 классов и для 10-11 классов.

а) средние общеобразовательные учреждения; б) семья; в) внешкольные детские учреждения;

г) профессиональные учебные учреждения; д) СМИ; е) учреждения культуры и здравоохранения;

а) специальное обучение школьников безопасности на транспорте и их подготовка к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах;

б) формирование у школьников специальных качеств, определяющих их как транспортнобезопасных личностей;

в) развитие у школьников умений и навыков безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем интеграции деятельности всех заинтересованных субъектов данного процесса

Критерии оценки сформированности транспортной культуры школьников

1. Когнитивный критерий.

2. Операционно-деятельностный критерий.

Рис. 1. Структурно-содержательная модель формирования транспортной культуры школьников

– задачи модели: а) передача школьникам специальных знаний основ безопасности на транспорте и формирование у них соответствующих этим знаниям умений с последующим их закреплением в устойчивые навыки и привычки; б) формирование у учащихся мотивов, ценностных ориентаций школьника как безопасного участника транспортных процессов и личных качеств – ответственность за собственную безопасность во время движения и безопасность окружающих его других участников этих процессов; дисциплинированности в транспортной среде и др.; в) специальная подготовка школьников не только к самостоятельному принятию безопасных решений, адекватных постоянно возникающим, развивающимся и изменяющимся различным транспортным ситуациям, но и к самостоятельной и безопасной реализации этих решений; г) воспитание у учащихся моральных норм и норм общегражданской этики поведения в транспортной среде.

Нормативно-содержательный блок модели включает в себя три следующих компонента: нормативно-законодательная база формирования транспортной культуры школьников; содержание формирования транспортной культуры и образовательная среда ее формирования у школьников.

Нормативно-законодательная база формирования транспортной культуры школьников является правовой основой всей деятельности общеобразовательных учреждений, направленной на интеграцию воспитывающей среды по формированию транспортной культуры школьников. Она включает в себя требования следующих правовых документов, действующих на территории Российской Федерации:

1) Конвенция ООН «О правах ребенка» (1992 г.);

2) Конституция Российской Федерации (в редакции 1996 г.);

3) Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.);

4) Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (1995 г.);

5) Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» (2006 г.);

6) Правила дорожного движения Российской Федерации (введены в действие с 01.01.2006 г.) и др.

Содержание формирования транспортной культуры школьников представлено интеграцией нескольких образовательных и учебно-воспитательных программ, представляющих собой системное единство общего содержания формирования транспортной культуры школьников:

1) программой раздела «Безопасность на транспорте» школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-11 классов с соответствующими подразделами для начальной школы – «Мы познаем мир»;

2) программой общешкольной воспитательной работы «Культура поведения школьника в транспортной среде» раздельно для 1-4, 5-9 и 10-11 классов, учитывающая возрастные, а вместе с этим, психофизиологические, анатомические, психические и другие особенности обучаемых, их уровень знаний, умений и навыков безопасного пребывания в транспортной среде, а также интеллектуальный уровень развития школьников;

3) общешкольной программой «Школьник – личность безопасного типа участия в транспортной среде», разработанной для 5-9 и 10-11 классов соответственно.

Две последние программы, разработанные нами в процессе исследования проблемы, были апробированы в тех базовых школах, где проводилась экспериментальная работа по формированию транспортной культуры школьников. Они показали свою высокую эффективность в практической деятельности педагогических коллективов.

Социально-педагогическая среда формирования транспортной культуры школьников является неотъемлемой органической составляющей всей образовательной среды учащихся. К ней мы относим следующие элементы: школу, семьи учащихся, учреждения дополнительного образования и другие детские учреждения и общественные организации; педагогические вузы и колледжи; средства массовой информации (СМИ); подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД); учреждения культуры и здравоохранения; коллективы транспортных предприятий, автошкол и т.п.; общественность и др. Именно в таком сочетании перечисленных компонентов и элементов рассматриваемой нами среды, их структурных связей и активного взаимодействия между собой, мы считаем возможным рассматривать ее как системную педагогическую среду.

Организационно-технологический блок сконструированной нами концептуальной модели состоит из трех компонентов: комплекс организационно-педагогических условий формирования транспортной культуры школьников, субъекты процесса и проблемно-ситуационная технология этого формирования.

Нами выявлено, что организационно-педагогические условия формирования транспортной культуры школьников включают в себя:

1) специальное обучение школьников безопасности на транспорте и их подготовка к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах. Введение этого условия вызвано спецификой формирования транспортной культуры школьников;

2) формирование у школьников специальных качеств, определяющих их как транспортнобезопасных личностей. Его введение продиктовано необходимостью сохранения жизни и здоровья детей в транспортной среде и снижением уровня детского транспортного травматизма;

3) развитие у школьников умений и навыков безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем интеграции деятельности всех заинтересованных субъектов данного процесса. Введение данного условия определено необходимостью формирования готовности школьников к сохранению жизни и здоровья как своей, так и окружающих в сложных условиях, возникающих в транспортной среде в результате аварий или чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального, криминогенного или военного характера.

К субъектам формирования транспортной культуры мы относим учащихся учреждений общего образования всех ступеней; учителей школ, педагогов и воспитателей дополнительного образования и воспитателей различных внешкольных детских учреждений; родителей школьников; сотрудников ГИБДД, специалистов в области безопасности на транспорте и др.

Проблемно-ситуационная технология формирования транспортной культуры школьников, разработанная нами, представляет собой триаду взаимодействующих, взаимообусловливающих и взаимозависимых специальных образовательных технологий – это: 1) моделирующая технология, 2) технология воспитания и 3) ситуационно-тренировочная технология. Она направлена на снижение уровня детского транспортного травматизма путем подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах и безопасной жизнедеятельности в транспортной среде.

Отсюда рассматриваемый компонент данного блока модели состоит из трех элементов, название которых совпадает с названиями указанных технологий.

Результативно-оценочный блок – завершающий блок в системе блоков модели формирования транспортной культуры школьников. Он содержит в себе три компонента:

Критерии и показатели формирования транспортной культуры, включающие в себя такие основные критерии, как когнитивный, операционно-деятельностный и личностно-ценностный.


загрузка...