Формирование ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом педагогическом пространстве (05.10.2009)

Автор: Вершинина Лидия Васильевна

– формирование опыта ценностно-ориентационной деятельности студентов базируется на развитии у них способности к поиску ценностей, к их оценке, к выбору и к рефлексии результатов выбора ценностей (этот опыт, вычитываемый из конкретных ситуаций педагогической деятельности, оказывается представленным в продолжающихся рассуждениях студентов об избирательности нравственности).

Выполненное нами исследование проблемы формирования ценностного сознания будущего учителя вносит определенный вклад в решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение, – проблемы установления смыслового ценностного единства между учителем и учащимися, содержательным ядром которого является взаимопонимание, позволяющее под знаком нравственно-понимающего отношения друг к другу осуществлять действия, признаваемые каждым отвечающими представлениям о благе. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как формировать этическое сознание будущего учителя в поликультурном образовательном пространстве.

Основные положения диссертационного исследования отражены

в следующих публикациях:

I. Монографии, учебные пособия

1. Вершинина, Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя : монография / Л.В.Вершинина. – Самара : СГПУ, 2003. – 150 с. (10,0 п.л.).

2. Вершинина, Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ состояния) : монография / Л.В.Вершинина. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 180 с. (11,25 п.л.).

3. Вершинина, Л.В. Читаем и понимаем по-немецки тексты по психологии : учебное пособие для студентов, аспирантов, соискателей / Л.В.Вершинина. – Самара : СГПУ, 2004. – 96 с. (12 п.л.).

4. Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя : монография / Л.В.Вершинина. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2009. – 258 с. (16 п.л.).

II. Научные статьи

а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки для публикации основных положений докторской диссертации

5. Вершинина, Л.В. Структура ценностного сознания студента – будущего учителя / Л.В.Вершинина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара : СНЦ РАН, 2003. – С. 64–72 (1 п.л.).

6. Вершинина, Л.В. Научные предпосылки ценностной проблематики в философии И.Канта / Л.В.Вершинина // Вестник Оренбургского государственного университета.– 2004. – № 1. – Оренбург : ОГУ, 2004. – С. 48–54 (0,75 п.л.).

7. Вершинина, Л.В. Становление научных представлений о ценностном сознании личности в неокантианской и феноменологической аксиологических школах / Л.В.Вершинина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2004. – № 1. – Самара : СНЦ РАН. – С. 15–25 (1,25 п.л.).

8. Вершинина, Л.В. О содержании понятия «ценностное сознание» учителя / Л.В.Вершинина, В.П.Бездухов // Известия Российской академии образования. – 2004. – № 3-4. – С. 42–50 (1 п.л. Авт. текст 0,5 п.л.).

9. Вершинина, Л.В. Ценностно-ориентационный портрет будущего учителя / Л.В.Вершинина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – 12. – Оренбург : ОГУ, 2005. – С. 17–24 (1 п.л.).

10. Вершинина, Л.В. Что «знает» ценностное сознание будущего учителя о морали? / Л.В.Вершинина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2006. – № 1. – Самара : СНЦ РАН. – С. 112–117 (0,6 п.л.).

11. Вершинина, Л.В. О ценностном сознании в педагогическом образовании / Л.В.Вершинина // Мир образования – образование в мире : научно-методический журнал. – 2007. № 2 (26). – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО). – 2007. – С. 113–121 (0,5 п.л.).

12. Вершинина, Л.В. Пространство как педагогическая категория / Л.В.Вершинина // Мир образования – образование в мире : научно-методический журнал. – 2009. – № 2 (34). – М. : Издательский дом Российской академии образования (РАО). – С. 41–49 (0,8 п.л.).

13. Вершинина, Л.В. Аксиологическое пространство как педагогическое явление / Л.В.Вершинина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.– Т. 11. № 4 (30). – 2009. – Самара : СНЦ РАН, 2009. – С. 323–327 (0,6 п.л.).

б) опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках

14. Вершинина, Л.В. Новые технологии переподготовки и повышения квалификации учителей средней школы / Л.В.Вершинина, И.В.Вершинин // Педагогический процесс как культурная деятельность : материалы и тезисы докладов Международной научно-практической конференции. – Самара : СИПКРО, 1997. – С. 28–36 (0,9 п.л. Авт. текст 0,5 п.л.).

15. Вершинина, Л.В. Концепция «Я – педагог» – важнейшая проблема профессионального высшего образования / Л.В.Вершинина // Педагогический процесс как культурная деятельность : материалы и тезисы докладов Международной научно-практической конференции. – Самара : СИПКРО, 1999. – С. 91–94 (0,4 п.л.).

16. Вершинина, Л.В. Ценностное сознание сознания учителя / Л.В.Вершинина // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности : межвузовский сборник научных статей. – Вып. 2. – Самара : СГПУ, 2002. – С. 67–82 (0,94 п.л. Авт. текст 0,6 п.л.).

17. Вершинина, Л.В. Личностный портрет студентов субъектов различных структур / Л.В.Вершинина // Педагогический процесс как культурная деятельность : материалы и тезисы докладов Международной научно-практической конференции. 2002 г. – Самара : СНЦ РАН. – 2002. – С. 141–145 (0,31 п.л.).

18. Вершинина, Л.В. Философско-этические предпосылки становления научных представлений о ценностном сознании учителя / Л.В.Вершинина // Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога : межвузовский сборник научных трудов. – Тула : ТГУ, 2003. – С. 41–44 (0,39 п.л.).

19. Вершинина, Л.В. Иноязычная письменная речь как средство формирования коммуникативной культуры будущего учителя / Л.В.Вершинина, В.В.Бондарева // Научные чтения в СФ УРАО : сборник научных трудов. –

Вып. 5–7. – Самара: СНЦ РАН, 2004. – С. 10–15 (0,6 п.л. Авт. текст 0,3 п.л.).

20. Вершинина, Л.В. Ценностные аспекты пространства педагогической деятельности / Л.В.Вершинина // Актуальные проблемы воспитания и образования : сборник научных статей. – Вып. 5. – Самара : СГУ, 2005. – С. 18–32 (0,9 п.л.).

21. Вершинина, Л.В. Этико-педагогический подход к обоснованию аксиологического пространства / Л.В.Вершинина // Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога : межвузовский сборник научных трудов. – Выпуск 3 / под ред. А.А. Орлова. – Тула : ТГПУ, 2005. – С. 28–35 (0,43 п.л.).

22. Вершинина, Л.В. Идеал как структурный компонент ценностного сознания учителя / Л.В.Вершинина // Актуальные проблемы профессионального образования : сборник научных статей / под. ред. И.В. Юстус. – Ульяновск : Симбирская книга, 2005. – С. 30–35 (0,31 п.л.).

23. Вершинина, Л.В. Что знает, на что обращает внимание ценностное сознание будущего учителя? / Л.В.Вершинина // Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности: К 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора Е.Г. Оссовского : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ч. 2. – Саранск : Мордовский государственный педагогический институт, 2005. – С. 53–57 (0,6 п.л.).

24. Вершинина, Л.В. Сущность аксиологического педагогического пространства / Л.В.Вершинина // Ментальность Российской провинции : сборник материалов VI-ой Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания. – Самара : СГПУ (Факультет психологии), 2005. – С. 352–358 (0,37 п.л.).

25. Вершинина, Л.В. Использование метода главных компонентов для изучения ценностного сознания будущего учителя / Л.В.Вершинина // Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы : материалы V сессии Всероссийского семинара по методологии педагогики / под. ред. В.М. Полонского. – М. : ИТИП, 2006. – С. 52–57 (0,75 п.л.).

26. Вершинина, Л.В. О методах изучения ценностного сознания студента – будущего учителя / Л.В.Вершинина // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Самара : СГПУ, 2006. – С. 62–67 (0,75 п.л.).

27. Вершинина, Л.В. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе технического вуза / Л.В.Вершинина, Ю.И.Грачева // Высшее гуманитарное образование ХХI века: проблемы и перспективы : материалы Второй международной научно-практической конференции, – Самара : СГПУ, 2007. – С. 80–84 (0,5 п.л. Авт. текст 0,3 п.л.).

28. Вершинина, Л.В. О структуре ценностного сознания учителя / Л.В.Вер-шинина // Психология сознания: современное состояние и перспективы : материалы Всероссийской конференции. – Самара : НТЦ РАН, 2007. – С. 464–467 (0,37 п.л.).

29. Вершинина, Л.В. Изучение ценностного сознания будущего учителя с позиции этики долга и этики добродетелей / Л.В.Вершинина // Проблемы модернизации современного образования : сборник научных статей – Самара : СГПУ, 2007. – С. 26–33 (0,37 п.л.).

30. Вершинина Л.В. Этапы формирования педагогического коллектива кафедр вуза как высокоорганизованной группы / Л.В.Вершинина, И.В.Данилова // Высшее гуманитарное образование: проблемы и перспективы : материалы Третьей международной научно-практической конференции. – Самара : СГПУ, 2008. – С. 64–71 (0,9 п.л. Авт. текст 0,6 п.л.).

31. Вершинина, Л.В. Ценностное сознание учителя как аспект и компонент нормативно-оценочного сознания / Л.В.Вершинина // Образование в современном мире : проблемы и перспективы : сборник научных статей. – Оренбург : ОГПУ, 2008.– С. 54–69 (1,0 п.л.).


загрузка...