Роль социальной политики в построении социального государства (05.10.2009)

Автор: Сочнева Елена Николаевна

В отечественной литературе известна классификация социальных политик предложенная С. Н. Наделем. Его классификация исходила не из эволюции социальной политики и социальных механизмов, а из двух общих политико-философских концепций социальной политики государства, выражаемых в рамках двух стратегических линий правящего класса.

Одна из них основана на буржуазно-либеральном подходе к решению социальных проблем. Этот подход придает решающее конструктивно-положительное значение вмешательству, в том числе прямому, государства в экономическую и социальную жизнь общества. Его воплощением служит, в частности, доктрина государства благосостояния.

Другая стратегическая линия определяется как «консервативная» или «правоконсервативная». Она исходит из той принципиальной установки, что социальные программы государства приносят обществу больше вреда, чем пользы. А наилучшие возможности для решения социальных проблем создают «свободный» рынок и частный сектор реальной экономики. Исходя из этой общей посылки, социальная роль государства должна ограничиваться оказанием материальной помощи отдельным, наиболее беззащитным слоям населения.

Шведский исследователь Г. Терборн выстроил типологизацию видов социальных политик таким образом, что они дополняют друг друга. Прежде всего, Терборн попытался выделить два типа государства благосостояния, существующие в экономически развитых странах. При этом в качестве критерия использовались различные движущие силы, источники, «классовая основа» социальной политики и ее механизмов.

Один из выделенных типов – «пролетарский». Его специфика заключается в принципиальной реализации права рабочих на получение средств к существованию, на труд, на безопасность, отдых и т. д. Данный тип социального государства сложился в результате классовой борьбы пролетариата за свои права, в результате которой господствующий класс должен был пойти на уступки для того, чтобы избежать социальных потрясений.

Другой тип – «буржуазный». Его специфика заключается в приспособлении государственной системы поддержания дохода малоимущих и приспособления социальных услуг к потребностям накопления капитала, к стимулированию труда на производстве. Основная цель такого государства благосостояния носит экономическую направленность.

В литературе существует известная классификация моделей социальной политики, которая основывается на взаимодействии основных социальных институтов, таких как социальное страхование и социальное обеспечение. С этой точки зрения выделяют две основные модели – Бевериджа и Бисмарка.

Модель Бисмарка нацелена на сохранение работником своих доходов в момент наступления страховых рисков. Большой упор в ней делается на формы страхования работников, однако в целом страхование осуществляется за счет самих работников (например, создание товариществ взаимного страхования).

Модель Бевериджа в большей степени направлена на защиту населения, поэтому ее часто называют моделью «государства всеобщего благоденствия». Страхование рисков должно осуществляться в равной степени, как за счет государства, так, и за счет работодателей и наемных работников (трехуровневый тип социальной защиты). Другой важной характеристикой этой модели является предоставление социальных гарантий лицам, находящимся за чертой бедности, а для лиц с низкими доходами предусматриваются пособия на детей. Борьба с массовой безработицей также является одной из характеристик данной модели.

В директивной экономике СССР и других социалистических стран реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Патернализм, по определению Я. Корнаи, - это модель, при которой «центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным». Положительным моментом данной модели является равенство населения в потреблении материальных благ и услуг. К отрицательным моментам можно отнести торможение в рамках такой модели экономического развития государства.

В настоящее время в литературе наиболее известна и хорошо описана классификация моделей социальных политик, выделяющая либеральную, консервативную, социал-демократическую и рудиментарную модели.

Таким образом, в настоящее время система государственного регулирования трансформировалась в сторону приоритета социальной функции государства. Появляются даже общие принципы регулирования социальной политики разных стран. Кроме этого, существуют модели социальной политики, объединяющие общие институциональные закономерности социальной политики разных стран, однако, несмотря ни на что, каждая страна имеет свои только ей присущие особенности социальной политики, базирующиеся на ее экономическом укладе и зависящие от социальных, исторических, культурных и других факторов. Задача современного подхода к вопросам социальной политики состоит в определении модели и современных характеристик социальной политики России.

Во втором разделе приводится характеристика современной российской социальной политики и анализ деятельности ее институтов.

Наиболее точно состояние социальной сферы в стране можно охарактеризовать при помощи динамики основных показателей, таких как заработная плата, занятость, размер пенсий, расходы на социальных программы и другие.

Заработная плата большей части населения России, начиная с начала 90-х годов, находится на недопустимо низком уровне, и именно это является основной причиной демографического кризиса. Если даже учесть некоторый рост реальной заработной платы за последние годы, то она всеравно не достигает величины конца 80-х годов. Так, в 2006 году величина номинальной заработной платы составила 10 633 руб., в 2007 году – 13 527 руб., прирост к предыдущему году реальной заработной платы в процентном исчислении составил в 2006 году 13%, в 2007 году – 16 %. В настоящее время средняя заработная плата составляет около 20 000 руб.

Для справки: даже законодательно установленный размер минимальной месячной оплаты труда в европейских странах варьируется от 261 евро (Чехия) до 1467 евро (Люксембург), что практически несопоставимо с доходами российских граждан. В России величина МРОТ не отвечает даже порогу бедности.

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2002 году составила 35,6 млн. чел., в 2003 году – 29,3 млн. чел., в 2004 году – 25,2 млн. чел., в 2005 году – 25,2, в 2006 – 21,5, в 2007 – 18,9 млн. чел. В процентах к общей численности эти величины составили: в 2002 году – 24,6 %, в 2003 году – 20,3 %, в 2004 году – 17,6 %, в 2005 году – 17,7%, в 2006 – 15,2%, в 2007 – 13,4%. Прожиточный минимум находится на уровне чуть больше 4 тыс. руб., а средний размер пенсии в 2008 году составлял 3 682 руб.

В сложившейся ситуации значительная часть граждан из-за низких доходов ни в состоянии оплачивать даже жизненно важные социальные услуги, такие как медицинское обслуживание и образование, большая часть которых является в настоящее время платной.

Реальные доходы россиян в 2008 году выросли за первые полгода всего на 8,1%. Темпы ниже, чем в предыдущем году – деньги стремительно пожирает инфляция. За первые полгода номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 28,7% по сравнению с тем же периодом 2007 года. В 2007 году прирост за 6 месяцев был 26,6%.

Совсем удручающе выглядят реальные располагаемые доходы населения, подсчитанные не только с учетом инфляции, но и за вычетом обязательных платежей. С января по июнь 2008 года они увеличились всего на 8,1%. Для сравнения, в 2007 году за те же сроки прирост составил 9,5%.

Другие показатели развития социальной сферы в России также очень низки. Средний размер пенсии в шесть раз ниже средней заработной платы по стране, размер ежемесячных выплат по уходу за ребенком не соответствует даже прожиточному минимуму.

Нынешние параметры воспроизводства народонаселения откровенно пессимистичны. Начавшаяся в 90-е годы минувшего столетия естественная убыль населения приобрела устойчивый характер и продолжается в настоящее время. Последние 15 лет характеризуются тем, что в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, в 2 раза больше, чем в европейских странах и США. При этом в нашей стране ежегодно рождалось в этот период 1,2 — 1,5 млн. человек.

По показателю средней продолжительности жизни в России ситуация также удручающая. В 2007 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составляла 67,5 лет, при этом для мужчин этот показатель находился на уровне 61,4 года, для женщин – на уровне 73,9 года.

В Концепции демографической политики Российской Федерации приводятся данные, согласно которым при отсутствии каких-либо решительных мер в области демографической политики, население России может сократиться к  2015 году на 6,2 млн. человек, что  составит 136 млн. человек, а  к  2025 году эта цифра может опуститься до 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни также может уменьшиться, численность женщин репродуктивного возраста сократиться (более чем на 18 процентов), доля граждан старше трудоспособного возраста будет расти. Необходимо заметить, что в настоящее время, несмотря на наличие таких программ, демографическая ситуация продолжает ухудшаться, что говорит об их неэффективности.

В работе показано, что в существующей практике не реализуется ряд основополагающих принципов социального государства. Прежде всего, речь идет о распределении доходов между большинством населения и узким кругом собственников. Интересы последних возрастают, а пропорциональная шкала налога на доходы физических лиц способствует дальнейшему расслоению населения на бедных и богатых. Децильный коэффициент с 1992 года по 2007 год вырос в два раза (с 8 до 16,2). В настоящее время доля заработной платы в ВВП составляет 47 % и это говорит о том, что из-за высокой дифференциации доходов большая часть доходов находится у незначительной доли групп. При этом все же необходимо отметить, что для достижения уровня жизни населения до кризиса 90-х годов необходимо довести показатель удельного роста заработной платы в структуру ВВП до 65-70 процентов.

Сильнейшему расслоению на богатых и бедных в России несомненно содействует единый налог на доходы физических лиц, который составляет 13 процентов. Для сравнения налог на богатых в Англии составляет 40 процентов, в Италии – 50, США – 52, Германии – 53, Франции – 56, Швеции – 62 процента. При этом за рубежом лица со скромными доходами вовсе освобождаются от налогов. В США, Германии, Японии, Франции люди с доходами до 1500 долларов в месяц налоги не платят, а получают субсидии.

В работе показано, что конституционное признание модели социального государства предполагает необходимость теоретической разработки концепции соответствующего государственного устройства и механизма ее практической реализации с учетом конкретных исторических, социально-экономических, культурных и других особенностей конкретного государства.

Проведенный в диссертации анализ выявил, что, несмотря на разнообразие классификаций моделей социальных политик, в литературе недостаточно проработаны методологические аспекты признаков классификации этих моделей.

Под социально-экономической моделью предлагаем понимать не формализованную взаимосвязь отдельных параметров, элементов, характеристик экономики, а комплекс экономических институтов, определяющих дееспособность экономической и социальной систем в конкретных условиях развития отдельной страны. Социально-экономическая модель – это регулирование хозяйственного порядка и хозяйственных процессов со стороны, как государства, так и других организационных структур.

В работе выделены основные модели социальных государств из всего их многообразия и определены критерии классификации этих моделей. Это скандинавская модель (шведская модель), англосаксонская модель (модель Бевериджа), континентальная модель (модель Бисмарка) и южно-европейская (рудиментарная модель).

Автор обобщил и представил в структурированном виде сравнительную характеристику моделей по предложенным критериям (таблица 2).

Критерии классификации этих моделей следующие. Во-первых, основная ответственность, под которой предлагается понимать глобальный социальный институт, несущий основную ответственность за реализацию социальной политики. Во-вторых, вид солидарности, под которым автор предлагает понимать институт, который является определителем или регулятором отношений в обществе. Вид солидарности задает тон поведению всех субъектов в экономике. В-третьих – уровень перераспределения доходов в обществе. Он показывает средний уровень налогообложения и характеризует степень вмешательства государства в рыночную экономику. В-четвертых – это уровень предоставления социальных услуг. Этот критерий показывает характер направленности социальных услуг. Пятый критерий - степень охвата жителей социальными услугами - показывает группы лиц, охваченные мероприятиями социальной политики. В-шестых – это источники финансирования. В седьмых – это система управления, которая показывает институты, управляющие социальными процессами на местах или вблизи непосредственных объектов социальной политики. Необходимо отметить, что все представленные критерии задаются вторым критерием, а именно видом солидарности – одним из видов неформальных институтов.

Таблица 3. Модели социального государства

Критерии выделения моделей Скандинавская модель Англосак-сонская модель (модель Бевериджа) Континен-тальная модель (модель Бисмарка) Южно-европейская модель (рудимен-тарная)

Основная ответствен-ность Государство государство Рынок труда Семья и церковь

Вид солидарности Общественная Преимущест-венно индиви-дуальная Экономичес-кая Семейная

Уровень перераспреде-ления доходов Высокий Средний Ограничен-ный Ограниченный

Уровень предоставляе-мых социальных услуг Средний/ высокий Средний/

высокий Дифферен-

цированный Низкий


загрузка...