Роль социальной политики в построении социального государства (05.10.2009)

Автор: Сочнева Елена Николаевна

В настоящее время перед Россией поставлено ряд задач или ориентиров перспективного социально-экономического развития. В частности, выход России на мировые рубежи развития в области технологий, рост производительности труда в несколько раз, выделение прослойки среднего класса, улучшение демографической ситуации и т. д. Но подъем экономики может быть достигнут за счет решения ряда проблем. Прежде всего - это создание равных условий и равных стартовых возможностей для всех, изменение психологии людей в части формирования инновационного поведения, нацеленного на творческое и самостоятельное решение поставленных задач. Все это приведет к росту производительности, и, как следствие, к повышению эффективности экономики.

Если предположить, что по пессимистическому сценарию экономической политики государство будет удерживаться в рамках инерционного и энергосырьевого путей развития, то все это, безусловно, скажется на развитии социальной сферы, так как экономика является фундаментом для социальной политики. Без устойчивого развития экономики невозможно развитие социальной сферы. Социальная политика вторична по отношению к экономической, хотя степень социализации общества зависит и от других факторов, например, исторического развития нации, ее культуры и других факторов, но экономика является определяющей составляющей. В подтверждение этого следует заметить, что государствами с развитой социальной сферой являются экономически развитые, а не отсталые.

Реализация неоклассических теорий содействовала превращению предпринимательского капитализма в спекулятивно-ростовщический. Основным критерием, отличающим современный капитализм от его прежних этапов, служит всепоглощающее стремление к обогащению: усиление мотива прибыли и проникновение его в сферы, где ранее преобладали иные ориентиры. Некогда в жизни людей нематериальные ценности играли более значительную роль: в частности, считалось, что представители культуры и свободных профессий руководствуются культурными и профессиональными ценностями, а не коммерческими соображениями. Чтобы понять отличие современного капитализма от его прежних этапов, необходимо признать растущую роль денег в качестве самодовлеющей ценности. Не будет преувеличением сказать, что деньги правят теперь жизнью людей в большей степени, чем когда-либо раньше. А это, в свою очередь, приходит к необходимости построения новой социально-экономической модели государства.

Анализ показал, что любая модель социальной политики базируется на экономической модели капитализма. К основным характеристикам капитализма можно отнести следующие: частная собственность; максимизация прибыли и полезности в качестве мотивации хозяйственной деятельности субъектов; координация через рынки и систему цен в отличие от централизованного планирования.

В наиболее общем виде можно выделить четыре основные модели капитализма и соответствующих им моделей социальных политик. Это англосаксонская или либеральная модель (Великобритания, Ирландия, Канада), скандинавская или шведская модель (Швеция, Норвегия, Финляндия), консервативная или германская модель (Германия, Австрия, Швейцария, Франция), рудиментарная модель (Греция, Испания, Италия).

В настоящее время представляет интерес классификация моделей капитализма Мишеля Альбера. В основе этих моделей капитализма лежат две концепции. Альбер назвал одну из моделей рейнской, так как, по его мнению, экономические системы стран, расположенных на берегах этой реки имеют схожие черты. Такая терминология претендует на выявление общеевропейской модели. В классификации Альбера отсутствуют разновидности азиатского капитализма, однако интерес представляет противопоставление именно этих двух моделей капиталистических систем.

Американская модель ориентирована на почти полное освобождение рынка и трех характеристик капитализма от экономических и политических ограничений. Рейнская модель – это модель встроенности рынка в государство. Такая модель придает большое значение уравновешиванию тех тенденций капитализма, которые ведут к монополизации и массовому неравенству. Во-первых, данная модель подразумевает, что государство гарантирует всем возможность получения высшего образования. Во-вторых, это прогрессивный подоходный налог. Надо отметить, что в Америке также существует прогрессивный подоходный налог, но в 1980-х годах степень прогрессии была значительно сокращена. И, в-третьих – это налог на наследство, который также способствует уменьшению дифференциации доходов.

Наконец, важно отметить, что в рейнской модели государство понимается, первую очередь, как социальное государство, но не как государство благосостояния в английской реформистской традиции, которая восходит к политике, предложенной в 1940-х годах Бевериджем, основателем английского государства благосостояния, а как государство социальной безопасности в традиции Бисмарка, заложенное в 1890-х годах.

Можно отметить, что на современном этапе появляются общие черты различных государств, позволяющих их объединять в отдельные группы и выделять соответствующие модели государственных устройств. Все это объясняется, зарождающимися процессами глобализации, которые ведут к стиранию границ между странами и взаимопроникновению экономических, политических и социальных культур. При этом, на наш взгляд, говорить об единой модели социальной политики даже для европейских государств пока рано, несмотря на то, что уже существуют общие принципы для европейских стран, являющихся социальными государствами. К таким принципам относят следующие:

-принцип, провозглашающий то, что более работоспособные платят за менее работоспособных (это достигается за счет прогрессивной шкалы налогов на доходы и системы государственного перераспределения);

- принцип социальной защищенности человека в случае наступления каких-либо сложных жизненных ситуаций;

- принцип доверия населения государству и высокой ответственности последнего;

- принцип, признающий регулирующую роль государства в части сглаживания недостатков рыночной экономики;

- принцип социального партнерства и отраслевого тарифного регулирования.

На сегодняшний день европейский страны достигли высоких показателей в области жизнеобеспечения и социальной защиты населения, что доказывает на практике жизненность идей социального государства.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на разнообразие классификаций моделей социальных политик, в литературе недостаточно проработаны методологические аспекты признаков классификации этих моделей. В наиболее общем виде критерии выделения моделей представлены ниже:

- Защищенность населения от стихийных рыночных сил и низкого уровня доходов населения.

- Наличие социального права и социальной поддержки наиболее уязвимых социальных групп населения.

- Удельный вес негосударственных расходов в совокупных расходах на страхование, пенсионное обеспечение и др. социальные нужды населения.

- Масштабы негосударственного финансирования социальных программ и нужд, включая вклады граждан.

- Масштабы дифференциации системы социального обеспечения по различным профессиональным группам и группам социального риска (безработные, пенсионеры, инвалиды и др.).

- Емкость фондов перераспределения социальной политики, включающих налоговые поступления и доходы фондов социального страхования.

Одна из первых попыток классификации социальных политик принадлежит Р. Тимусу. Он выделял три модели такой политики в зависимости от ее сущности, объектов и механизмов.

Первая модель основана на преобладании «естественных» каналов, к которым он относил рынок и семью, через которые удовлетворяются потребности индивида и решаются его социальные проблемы. Только в том случае, если эти механизмы перестают выполнять свои социальные функции, государство начинает их восполнять, но лишь до тех пор, пока «естественные» институты не заработают снова.

Вторая модель ставит в основу государственную систему социального страхования, которая распространяется на занятую в общественном производстве часть трудоспособного населения.

Третья модель рассматривает государственную систему в качестве интегрального института, обеспечивающего социальные услуги за пределами рынка. Объектом такой политики является все население. Согласно этой модели социальная защита предусматривает предоставление дифференцированной материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта.

?F????#?

?F????#?

????????

?F????#?

????????

?F????#?

?F????#?

????????

?F????#?

????????

?F????#?

?F????#?

???????¤?¤?$???????

-Перечисленные модели представляют собой эволюцию теорий социальной политики. На начальном этапе социальная политика представляет собой поддержку отдельных слоев населения, на следующем этапе она переходит к социальному страхованию и лишь на завершающем этапе социальная политика – это целостная система защиты населения в целом, где государству отводится решающая роль.


загрузка...