Роль социальной политики в построении социального государства (05.10.2009)

Автор: Сочнева Елена Николаевна

- исследовать и обобщить опыт построения социальной политики зарубежных государств;

- выявить критерии моделей социального государства и позиционировать российскую социальную экономику в рамках приведенных моделей;

- разработать рекомендации в области совершенствования политики социального государства России.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Выводы и основные положения диссертации базируются на фундаментальных теоретико-методологических разработках, отраженных в трудах отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования, основ функционирования рыночной экономики, социального государства и социальной политики.

При разработке теоретических и методологических основ исследования использовались методы анализа и синтеза, исторического и логического, метод научной абстракции, статистические методы, методы дедукции и индукции.

Эмпирическая база исследования формировалась на основе Федеральных законов и Указов Президента Российской Федерации, документов Министерств и ведомств, официальных данных Госкомстата России, данных региональных служб статистики, общей и специальной литературы, материалов размещенных в сети Интернет и правовых базах, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, обзора социально-экономической полемики, материалов периодической печати, данных содержащихся в изданиях Академии труда и социальных отношений, материалов специализированных социальных институтов и их территориальных отделений, таких как Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, служба занятости, Федеральное агентства труда и занятости, Федерация независимых профсоюзов России и др.

При написании работы использовались монографические исследования отечественных и зарубежных экономистов, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, семинаров и «круглых столов».

Научная новизна диссертационной работы состоит, во-первых, в обосновании теоретико-методологических основ социальной политики Российской Федерации; и, во-вторых, – в системной характеристике механизмов её формирования, доведенной до уровня практических рекомендаций.

В плане конкретизации заявленной новизны на защиту выносятся следующие основные результаты, полученные лично соискателем:

1. Доказано, что на социальную политику, в первую очередь, влияет фактор экономического роста, который измеряется ростом ВВП. Из чего сделан вывод, что в центре изучения социальных процессов лежит социоэкономика, как межотраслевая наука о социальной политике, основывающейся на экономическом росте и институциональных особенностях модели капитализма.

Обоснован вывод о научной несостоятельности неоклассического определения и сущности валового национального продукта, который является основой для расчета основных социальных показателей. Валовой национальный продукт должен рассчитываться на основе результатов деятельности сфер материального производства и услуг социально значимых отраслей.

3. Предложено определение социальной политики с двух позиций. С одной стороны, социальная политика может рассматриваться в прикладном, практическом смысле (контексте) – это совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В широком смысле социальная политика – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между субъектами экономики, в центре которых главная и конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Можно сказать, что социальная политика – это совокупность конкретных мер и мероприятий складывающихся под воздействием взаимоотношений и взаимодействий между субъектами экономики или опосредованных этими взаимодействиями.

4. Доказано, что любая модель социальной политики базируется на экономической модели капитализма. К основным характеристикам капитализма можно отнести следующие: частная собственность. максимизация прибыли и полезности в качестве мотивации хозяйственной деятельности субъектов, координация через рынки и система цен в отличие от централизованного планирования.

В наиболее общем виде можно выделить четыре основных модели капитализма и соответствующих им моделей социальных политик. Это англосаксонская (либеральная) модель, скандинавская (шведская) модель, консервативная (германская) модель, рудиментарная модель. Можно также противопоставить общеевропейскую и американские модели капитализма. Так американская модель нацелена на почти полное освобождение рынка и трех характеристик капитализма от распределительных и политических ограничений. Общеевропейская модель – это модель встроенности рынка в государство. Она также придает особое значение уравновешиванию тех тенденций капитализма, которые ведут к монополизации и массовому неравенству.

5. Определены критерии позиционирования моделей социальных политик. В основу составления данных критериев положен экономический подход. К критериям относят следующие.

Первый критерий - это основная ответственность, под которой предлагается понимать глобальный социальный институт, на который возложена функция реализации социальной политики.

Второй критерий - вид солидарности, под которым предлагается понимать институт, являющийся определителем или регулятором отношений в обществе. Вид солидарности задает тон поведению всех субъектов в экономике и влияет на определение всех последующих критериев.

Третий критерий – уровень перераспределения доходов в обществе. Он показывает средний уровень налогообложения, которым можно характеризовать степень вмешательства государства в рыночную экономику.

Четвертый критерий – уровень предоставления социальных услуг. Этот критерий показывает качество социальных услуг.

Пятый критерий - степень охвата жителей социальными услугами, который показывает группы лиц, на которые распространяются мероприятия социальной политики.

Шестой критерий – это система управления, которая характеризует институты управляющие социальными процессами на местах или вблизи непосредственных объектов социальной политики.

6. С учетом предложенных критериев определены основные модели социальных политик. Скандинавская модель – это модель, в которой основную ответственность несет государство, с общественной солидарностью, высоким уровнем налогообложения, позволяющим предоставлять социальные услуги широким слоям населения.

Англосаксонская модель – это модель, в которой основная ответственность возложена на государство, но при этом граждане индивидуалистичны по своей психологии, уровень налогообложения средний, отсюда такой же уровень предоставления социальных услуг.

Континентальная модель, которую без преувеличения можно назвать самой тяжелой для граждан страны - это модель, в которой основная ответственность за граждан в экономике возложена на рынок труда, где рыночные отношения являются господствующими. Уровень налогообложения в рамках указанной модели невысокий, финансирование социальной политики осуществляется, в основном, за счет страховых самоуправляемых организаций, а социальными услугами охвачены, в первую очередь, работающие граждане.

Рудиментарная модель характеризуется тем, что основными институтами, несущими ответственность за граждан в обществе выступают семья и церковь, уровень налогообложения низкий, а социальные услуги, которые финансируются также за счет страховых самоуправляемых организаций, распространяются, прежде всего, на малоимущих.

7. Доказано, что для современной экономики России свойственна модель, сочетающая государственное и рыночное регулирование социально-экономического развития, предоставляющая большие возможности для отдельного человека, способствующая его росту и развитию, раскрытию всех его талантов.

8. Обосновано, что в существующей практике не реализуется ряд основополагающих принципов социального государства. Прежде всего, речь идет о распределении доходов между большинством населения и узким кругом собственников. Интересы последних возрастают, а пропорциональная шкала налога на доходы физических лиц способствует дальнейшему расслоению населения на бедных и богатых.

9. В диссертации развита классификация социальных институтов, в составе которых выделяются неформальные ограничения, формальные правила, механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил.

К неформальным ограничениям или социально-психологическим институтам автор предлагает относить различные сложившиеся стереотипы поведения, которые регламентируют деятельность отдельных субъектов и корректируют существующую модель социальной политики. К таким институтам относят существующие в обществе правила или догмы поведения, которым следует большая часть населения, и которые необходимо учитывать в процессе госрегулирования вообще, и в области социальной политики в частности, как одной из его приоритетных сторон.

К институтам, функционирующим как формальные правила автор относит: Конституцию РФ, Гражданский Кодекс, Трудовой Кодекс, различные Концепции и законы, Постановления и распоряжения, направленные на регулирование отдельных сегментов социальной сферы.

В составе социальных институтов выступающих в роли механизмов принуждения диссертант выделил три группы. Первая – международные организации, миссия которых заключается в реализации целей и задач и социальной политики. Вторая – это государственные социальные институты, то есть организации, деятельность которых является одним из направлений государственной политики. Третья – это частные социальные институты, то есть предприятия, предоставляющие своим работникам социальные услуги, что закреплено в соответствующих документах, например, в коллективном договоре.

10. Предложен институциональный подход к процессу проведения социального аудита, который отличается от общепринятого более широким набором объектов исследования. Под социальным аудитом предлагается понимать анализ эффективности социальных программ рассматриваемого института и проверка их соответствия выбранным стандартам. Систему социального аудита считаем возможным применять, как к государственным институтам, как к частным институтам, так и в целом к государству.

В связи с этим предлагается при проведении социального аудита применять к каждому институту свои критерии оценки эффективности.

Так к показателям социального аудита государства в целом могут относиться: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении; величина прожиточного минимума; минимальный размер оплаты труда; средняя величина пенсии и ее соответствие прожиточному минимуму и средней заработной плате; охват населения высшим и средним образованием; доля населения, проживающего в местах с неблагополучной экологической обстановкой; средний уровень обеспеченности жильем; уровни рождаемости и смертности; сопоставление величины и динамики вложений в социальную сферу с ростом ВВП и др.

При социальном аудите государственной политики в целом важно также сопоставлять показатели России с другими странами.

В качестве количественных показателей частных институтов можно использовать такие, как доля расходов на социальные цели в общих расходах, объем социальных расходов на одного работающего, соотношение расходов на социальную сферу и общего бюджета, темпов роста вложений в социальную сферу и роста дохода, темпов роста вложений в социальную сферу и роста производительности и ее динамика и другие.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, предложенные в работе, развивают теоретические представления о социальной политике и функционировании социального государства.

Результаты данного исследования могут являться основой для построения единой концепции социальной политики и разработки конкретных нормативно-правовых актов, вписывающихся в данную концепцию. В частности, это законы в области пенсионного обеспечения, в области образования, в области социального страхования, демографической политики и др. Кроме того, выводы, предложенные в данной диссертации, можно использовать в реформировании деятельности основных социальных институтов, таких как Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, служба занятости и другие. Материалы данного исследования могут быть использованы для чтения ряда экономических дисциплин в вузах, а также в системе подготовки и повышения квалификации.

Апробация работы. Разработанные в диссертации положения и рекомендации использованы в ходе работы над инновационным образовательным проектом на базе Сибирского федерального университета (ИОП 100) по дисциплине «Социальная экономика», проект № 110.


загрузка...