Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность: личностно-ориентированный подход (05.10.2009)

Автор: Ласкин Александр Анатольевич

Этапы исследования. Исследование включала три этапа.

На первом этапе (1997 - 2000 гг.) происходил поиск путей и методов организации процесса изучения профессионального развития высвобождаемых специалистов, изучались социологические данные, формировалась концепция исследования. На этом этапе проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и изучался опыт работы учреждений дополнительного профессионального образования, работающих по федеральным программам профессиональной переподготовки военнослужащих и высвобождаемых специалистов в г. Москве и Московской области..

В ходе второго этапа (2000 – 2005 гг.) осуществлялось изучение проблемы педагогического регулирования процесса профессиональной переориентации в системе учреждений повышения квалификации, проверка эффективности педагогических технологий, экспериментальных приемов и методик, используемых при обучении высвобождаемых специалистов. В ходе данного этапа было проведено экспериментальное исследование на базе курсовой подготовке, организованной Фондом содействия специалистам совместно с факультетом повышения квалификации Высшей школы социально-управленческого консалтинга.

На третьем этапе (2005 – 2009 гг.) было осуществлено экспериментальное изучение процесса преодоления кризисного этапа в профессиональном развитии высвобождаемых специалистов. Была проведена систематизация и оформление полученных экспериментальных данных, проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.

База исследования. Исследование проводилось на базе факультета повышения квалификации Высшей школы социально-управленческого консалтинга, г. Москва, Института дополнительного профессионального образования МГУКИ. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 1209 человек – специалисты, проходящие обучение на курсах повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (г. Москва и Московская область).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

-уточнено содержание понятий «педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов», «профессиональная инертность специалиста», «кризис профессионального развития специалиста;

-сформирована концепция педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов на основе личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного профессионального образования, предполагающая, что педагогическое регулирование - это целостная система взаимодействия педагогов и слушателей в процессе профессиональной переориентации, которая реализуется в практико-ориентированных технологиях поддержки специалиста на кризисном этапе его профессионального развития в течение всего периода обучения, с учетом индивидуальных, социально-профессиональных особенностей специалиста, особенностей профессиональной и образовательной среды, направленная на формирование позитивной субъектной позиции специалиста в аспекте собственного профессионального развития.

-обоснована модель педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов на основе личностно-ориентированного подхода, включающая следующие компоненты: деятельность, направленную на преодоление кризисов профессионального развития специалиста (формирование готовности к адекватному принятию изменений; формирование уверенности в профессиональной успешности и профессиональной целостности, позитивной самооценки); использование педагогических технологий по преодолению профессиональной инертности высвобождаемых специалистов.

-разработана педагогическая технология преодоления профессиональной инертности высвобождаемых специалистов, которая включает: выбор стратегии поведения, описание этой стратегии, описание проявлений инертности, причин, последствий, детерминант, анализ отклика на проявления инертности, возвращение к этапу обучения позитивному поведению, диагностика и прогностика позитивного поведения для служебной деятельности испытуемого. Основные принципы организации процесса преодоления профессиональной инертности: социализация; индивидуализация; открытость; интеграция ориентации испытуемых; добровольности; единство обучения и практики.

Практическая значимость исследования:

-разработаны и апробированы технологии педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на основе личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного профессионального образования;

-разработана педагогическая технология преодоления кризисных этапов профессионального развития высвобождаемых специалистов;

-разработаны методические рекомендации по организации курсов повышения квалификации для высвобожденных специалистов, мотивированных на социально-культурную деятельность.

Материалы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности широкого круга учреждений образования, занимающихся дополнительным профессиональным образованием взрослых, обучением высвобождаемых специалистов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определена специфика применения системы педагогических технологий, направленных на регулирование процесса профессиональной переориентации высвобожденных специалистов, мотивированных на социально-культурную деятельность, в системе дополнительного профессионального образования;

- выявлены возможности использования личностно - ориентированного подхода к организации педагогических условий профессионального развития высвобожденных специалистов, переживающих профессиональный кризис;

- сформирована модель технологических средств эффективной переориентации высвобожденных специалистов, мотивированных на социально-культурную деятельность, апробированная в системе дополнительного профессионального образования на основе учета индивидуальных и групповых особенностей высвобожденных специалистов.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования внедрялись в педагогическую практику на всех этапах научного поиска. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных и научно-практических конференциях (II научно-практическая конференция «Философско-исторические и психолого-управленческие парадигмы современного российского образования, Высшая школа социально-управленческого консалтинга, 2005 год; VII межвузовская ежегодная научно-практическая конференция «Информационные технологии XXI века», Институт информационных технологий Московского государственного университета сервиса, 2005 год; I межвузовская ежегодная научно-практическая конференция «Консалтинговые технологии XXI века», Институт информационных технологий Московского государственного университета сервиса, 2005 год; межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы российской кооперации», Липецкий кооперативный институт (филиал) Белгородского университета потребительской кооперации, 2005 год).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная переориентация высвобождаемых специалистов предполагает организацию педагогического регулирование профессионального развития высвобождаемых специалистов в системе дополнительного профессионального образования, что является необходимым условием успешности как самого процесса обучения, так и дальнейшей профессионализации специалистов. Целью педагогического регулирования выступает создание специальных условий для продолжения профессионального развития высвобождаемого специалиста в кризисной ситуации его жизнедеятельности.

2. Важнейшим условием эффективности педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов являются личностно-ориентированный подход, предусматривающий:

- выделение ценности и важности профессионального развития для специалиста;

- признание целостности профессионального и личностного развития специалиста;

- гибкое изменения социально-педагогических целей, если их достижение разрушает некий «императив» высвобождаемого специалиста и противоречит его опыту и сущностным ориентациям;

- признание и формирование индивидуальной стратегии профессионального развития специалиста;

- создание условий для самостоятельного выбора специалистом стратегии дальнейшего профессионального развития.

3. Профессиональная адаптация и дальнейшее профессиональное развитие высвобожденных специалистов в новой сфере деятельности, особенно – связанной с творческой социально - культурной работой, предполагают всестороннее развитие личностных эмоционально-волевых качеств, способствующих репрофессионализации, в связи с чем особую важность приобретает преодоление профессиональной дезадаптивности, наиболее распространенной формой которой выступает инертность.

4. Профессиональная инертность специалиста выступает как негативное явление профессионального развития, представляющее собой устойчивые деструктивные установки высвобождаемого специалиста при оперировании прошлым профессиональным, служебным и личностным опытом в новых условиях профессиональной деятельности. Преодоление профессиональной инертности является обязательным условием как преодоления кризисов профессиональной деятельности в частности, так и успешности педагогического регулирования профессионального развития высвобождаемого специалиста в целом.

5. Модель педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов содержит следующие компоненты: деятельность, направленную на преодоление кризисов профессионального развития специалиста (формирование готовности к адекватному принятию изменений; формирование уверенности в профессиональной успешности и профессиональной целостности, позитивной самооценки); использование педагогических технологий по преодолению профессиональной инертности высвобождаемых специалистов.

6. Социально-культурная деятельность как профессиональная среда, востребующая достаточный личный профессиональный и жизненный опыт специалиста, его личностный творческий подход, характеризуется недостатком специалистов в данной области на современном российском рынке труда, в связи с чем переквалификация на социально-культурную деятельность высвободившихся специалистов приобретает выраженное социальное значение, предоставляя высвободившимся специалистам широкие возможности профессиональной деятельности и развития.

7. Эффективность педагогического регулирования профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность достигается в результате учета в педагогической деятельности возрастных особенностей специалиста, его ценностных ориентаций, предыдущего опыта профессиональной деятельности и использования педагогических технологий, ориентированных на обучение взрослых людей, предполагающих: вариативность в обучении, свободу выбора специалиста, использование технологий тренинг-семинара, педагогического проектирования, игротехнологий, педагогической импровизации и моделирования проблемных и конфликтных ситуаций.

Личное участие соискателя в получении результатов исследования состоит в теоретической разработке идей и основных положений концепции, в непосредственной организации и проведении опытно-экспериментальной работы на базе учреждений дополнительного профессионального образования Москвы и Московской области.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Основное содержание исследования

Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы диссертационного исследования; обозначаются цель исследования, объект, предмет, формулируются задачи и гипотеза исследования. Характеризуется степень изученности данной темы в науке, рассматриваются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; освещается информация об апробации и внедрении результатов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Методологические основы педагогического регулирования процессов профессиональной переориентации высвобожденных специалистов, мотивированных на социально-культурную деятельность» раскрывается сущность, содержание, структура педагогического регулирования, обосновываются методологические подходы к профессиональной переориентации высвобожденных специалистов.

В параграфе 1.1. «Педагогическое регулирование процессов профессиональной переориентации специалистов в условиях профессиональных кризисов как научная проблема» рассматриваются теоретические проблемы педагогического регулирования репрофессионализации высвобожденных специалистов в контексте задач современной педагогики.

В параграфе определяется сущность педагогического регулирования, доказывается, что принципами педагогического регулирования являются интеграция и дифференциация социальных интересов, вариативность выбора форм взаимодействия, динамичность и поливариативность ролевого участия, референтность и нонконформизм в отношениях участников взаимодействия, саморазвитие и самоорганизация.


загрузка...