Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность: личностно-ориентированный подход (05.10.2009)

Автор: Ласкин Александр Анатольевич

Ласкин Александр Анатольевич

Педагогическое регулирование профессиональной

переориентации высвобожденных специалистов

на социально-культурную деятельность:

личностно-ориентированный подход

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Москва

Работа выполнена в ФГОУ ВПО

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Научный консультант: Подвойский Василий Петрович

доктор педагогических наук,

профессор

Официальные оппоненты: Оленев Святослав Михайлович

доктор философских наук,

профессор

Балбеко Анатолий Михайлович

доктор педагогических наук,

профессор

Рыков Сергей Леонидович

доктор педагогических наук,

профессор

Ведущая организация: Институт художественного

образования РАО

Защита состоится « 07 » декабря 2009 года в 11:00 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат размещён на сайте www.mguc.org

Автореферат разослан «___» __________________ 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор _________________ Т.К.Солодухина

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современная экономическая ситуация в России кардинально изменила положение на рынке труда. Особенностью российской экономики является то, что наряду с увольнением малоквалифицированных работников высвобождаются также и высококвалифицированные специалисты и руководители.

Актуальность исследования определяется тем, что развитие рыночной экономики, как показывает опыт развитых стран и отечественный опыт, не может ограничиваться только процессом изменения экономической структуры российского общества. Требуется специальная программа адаптации людей к новым условиям жизнедеятельности. Поддержка высвобождаемых специалистов, помощь в аспекте профессиональной миграции является важнейшим показателем экономического благосостояния общества и средством социальной защиты людей. Сегодня в России одним из направлений стимулирования активной политики занятости является формирование комплекса педагогических средств управления профессиональной переориентацией специалистов, таких как разработка и развитие системы дополнительного профессионального образования высвобождаемых специалистов, и не только.

Актуальным становится изучение изменений, происходящих со специалистом в процессе смены профессиональной и служебной сферы деятельности, в том числе, на кризисных этапах его профессиональной деятельности. К числу таких кризисов, относится высвобождение специалистов, находящихся на этапе профессиональной и личной зрелости. Данные специалисты попадают в ситуацию профессионального и жизненного кризиса, выход из которого не всегда способны найти. Это не только продуцирует деструктивные явления социально-психологического характера в деятельности данной категории специалистов, но и оказывает глубоко негативное влияние на структуру кадрового обеспечения профессиональной деятельности и ее восполнения в масштабах всей страны.

Актуальность исследования обусловлена проблемами, с которыми сталкивается высвобождаемые специалисты как в условиях профессиональной миграции, так и на этапе своего вхождения в новый профессиональный социум. Особенно ярко это проявляется при переквалификации на творческие профессии, к которым относится социально-культурная деятельность, являющаяся также сферой, недоукомплектованной кадрами по вполне очевидным социально-экономическим причинам. В этой связи особую значимость приобретает педагогическое регулирование процесса профессионального развития данной категории специалистов на социально-культурную деятельность.

В работах отечественных педагогов и психологов немалое внимание уделено изучению особенностей становления и развития личности высвобождаемых специалистов, особенно в аспекте профессионального развития. Было выделено, что процесс профессиональной переориентации складывается из нескольких значимых составляющих, таких, как: особенности учебно-воспитательного процесс, педагогической среды, дидактическая составляющая, роли преподавателей, особенности конкретного социума, взаимосвязь теоретического изучения с практической подготовкой и многих других.


загрузка...