Совершенствование системы индикативного и внутрихозяйственного планирования в сельском хозяйстве (05.10.2009)

Автор: Комов Виктор Григорьевич

Во второй главе «Исследование ретроспективного и современного состояния системы планирования сельского хозяйства» сделана оценка опыта централизованного планирования аграрного сектора в СССР, изложены современные подходы к организации делового индикативного планирования АПК, показана роль государства в плановом руководстве сельским хозяйством.

В третьей главе «Эффективность индикативного планирования как функции управления аграрным производством» исследована социально-экономическая ситуация в сельском хозяйстве Курской области, выявлены факторы, оказавшие влияние на эффективность производства, сделана оценка сложившейся практики внутрипроизводственного планирования на сельскохозяйственных предприятиях, а также используемых в них форм плановой документации.

В четвёртой главе «Повышение роли государства в индикативном планировании и управлении сельскохозяйственным производством» обоснована необходимость усиления государственного воздействия на экономические процессы в аграрном секторе, разработаны мероприятия по совершенствованию государственного регулирования и индикативного планирования сельскохозяйственного производства.

В пятой главе «Основные направления совершенствования индикативного и внутрихозяйственного планирования в АПК» разработаны конкретные предложения по улучшению форм и системы показателей плановой документации, изложены новые методические подходы при разработке годового производственно-финансового плана деятельности сельскохозяйственной организации и его первичных подразделений. Предложены меры по усилению роли индикативного планиро- вания в управлении внутрихозяйственными подразделениями сельскохозяйственных организаций, разработаны для них формы плановой до- кументации.

В выводах и предложениях изложены основные результаты исследования и сформулированы предложения производству.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Авторское толкование экономических категорий «план» и «планирование», его принципов, классификация нормативов планирования, обоснование необходимости индикативно-директивного планирования в условиях рынка.

В диссертации исследуются различные толкования понятия «план», которые не в полной мере характеризуют весь широкий спектр его составляющих. В этой связи предлагается следующее определение плана, адаптированное к современным рыночным условиям: план – это цель хозяйствующего субъекта и способ её достижения, установленные на основе максимального учёта всех рыночных факторов и конкретизированные по исполнителям, времени и ресурсам.

Исходя из данного определения, основной целью плана является достижение планируемых результатов, а задачей планирования – выбор ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по всем факторам производства.

В исследовании приведены аргументы в пользу расширения сферы планирования. Важнейшими из них являются следующие:

для условий свободного рынка характерны циклические колебания производства, занятости и других показателей, что наглядно подтверждается очередным мировым финансовым кризисом, охватившим к марту 2009 года 102 государства. Систематические кризисы в экономике объективно порождают необходимость планирования и государственного регулирования макро- и микроэкономической устойчивости;

по мере роста производительных сил общества увеличивается доля коллективного, или общественного, производства и потребления. А поскольку коллективное производство и потребление товаров и услуг регулируется наряду с рыночным механизмом, правительственными действиями, поскольку возрастает доля совокупных ресурсов страны, распределяемых внерыночными механизмами, то это усиливает необходимость планирования;

масштабы косвенных последствий производства и потребления непрерывно растут. Наиболее очевидный пример тому – загрязнение окружающей среды. Поэтому происходит расширение сфер, в которых необходимо государственное вмешательство или государственное регулирование с тем, чтобы ограничить нежелательные последствия роста производства. Государственное же регулирование является отправной точкой планирования;

усиление степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики приводит к появлению более сложных форм их функционирования и взаимной зависимости, регулирование которых невозможно без планирования;

важным является и то обстоятельство, что возникают особые ситуации, которые стимулируют необходимость планирования. Речь идёт о военных конфликтах, природных и техногенных катастрофах и др.;

наконец, необходимо указать на такой фактор, определяющий объективную потребность в планировании, как связь экономических и социальных результатов деятельности, имея ввиду, что последние являются её конечной целью, а экономические – предпосылки для обеспечения поставленной цели. Рыночные отношения не заинтересованы в социальных результатах. Для них главное прибыль. Отсюда возникает острая необходимость планирования.

Потребность в использовании плановых методов предопределяется также и специфическими особенностями сельского хозяйства. Речь идёт о сезонности производства в этой отрасли, её зависимости от природных условий, длительности производственного процесса и его несовпадением с рабочим периодом, а также другими обстоятельствами.

Опыт свидетельствует о том, что в любом неоиндустриальном обществе с рыночной экономикой план и методы планирования увязывают цели, ресурсы и рыночные субъекты хозяйствования в единое целое, что позволяет им эффективно функционировать.

Планирование – это непрерывный процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения необходимых результатов своей деятельности.

Утверждение о том, что в условиях рынка оно должно быть только индикативным, т. е. ориентирующим, рекомендательным, не имеет достаточного обоснования. В данном контексте речь может идти только о государственном планировании, которое из-за ограниченных возможностей вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий должно быть преимущественно индикативным. Это означает, что и в государственных планах отдельные показатели являются директивными, например, минимальный размер оплаты труда работников.

На уровне хозяйствующих субъектов план должен быть преимущественно директивным. Это обусловлено усилением роли специализации, кооперирования и интеграции в аграрной сфере, которые предполагают высокую юридическую и экономическую ответственность каждого предприятия за выполнение договорных обязательств. В таких условиях планы не могут быть рекомендательными.

Кроме того, на уровне конкретного предприятия плановые задания являются распорядительными управленческими решениями, которые также не могут быть рекомендательными, так как это противоречит управленческой логике.

Следовательно, в рыночных условиях планирование является индикативно-директивным.

Оно должно осуществляться как с использованием отдельных, проверенных временем традиционных принципов, таких как реальность планов, их научная обоснованность, единство планов и др., а также на основе широкого применения предлагаемых новых подходов.

Исследование позволяет утверждать, что в условиях рынка планирование должно осуществляться на основе принципа сочетания интересов государства, общества и товаропроизводителей, социальной направленности планов.

Отсутствие такого подхода в экономической деятельности обусловило возникновение существенных диспропорций в развитии российской экономики (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика отдельных показателей

социально-экономического развития России

1998 г. 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2007 г. 2007 г. в % к 1998 г.

Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), млрд. руб. 2 741,1 7 302,2 10 830,5 16 966,4 24 888,5 в 9,1 раза

Основные фонды на начало года (по учётной стоимости), млрд. руб. 14 125,6 16 605,2 24 430,1 32 541,3 42 215,4 в 2,9 раза

Степень износа основных фондов, проценты 42,2 42,4 47,9 42,8 45,4 –

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, млн. чел. 34,2 42,9 35,6 25,2 20,6 60,2

Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) 0,480 0,482 0,482 0,492 0,499 –

При увеличении ВВП за рассматриваемый период в 9,1 раза стоимость основных фондов выросла только в 2,9 раза, причём уровень их износа превышает 45%. Игнорирование интересов основной части общества привело к тому, что бедность в стране сокращается очень медленно при возрастающей неравномерности распределения доходов.

Принцип участия предполагает, что к разработке плановых показателей необходимо привлекать всех тех, кого он затрагивает, т. е. будущих исполнителей. Речь идёт не только о специалистах хозяйства, но и о простых тружениках и даже о партнёрах по бизнесу. Это повышает степень их вовлечённости в управление предприятием, а самое главное, планы, разработанные при широком участии трудовых коллективов, приобретают более глубокое содержание, так как на рабочих местах проблемы хозяйствования зачастую бывают очевиднее.

Особая роль в планировании принадлежит нормативам. Учёные классифицируют их по-разному. Предлагаемые классификационные признаки отражены на рисунке 1. В них отсутствуют такие, на наш взгляд, искусственные критерии, как отраслевая принадлежность, правовые функции и др.

2. Несмотря на всеобъемлющий характер централизованного планирования в советский период, сбалансированность между отдельными звеньями АПК не была достигнута из-за субъективности управленческих решений, и ответственность за конечные результаты сельскохозяйственного производства следует в большей степени отнести на органы управления, а не на систему планирования, которая была упразднена без достаточного обоснования. Поэтому в государственном управлении АПК необходимо изменить соотношение между планируемостью предстоящей деятельности и саморегулируемого развития процессов, в пользу усиления плани-руемости.

На протяжении всего периода централизованного планирования в стране так и не удалось обеспечить в полной мере пропорциональность объёмов производства в отраслях промышленности, поставляющих селу материально-технические ресурсы, и потребность в них сельского хозяйства, развитие отдельных отраслей самого сельскохозяйственного производства, формирование мощностей перерабатывающей промышленности и объёмов производства сырья (таблица 2).


загрузка...