Компонент насилия в гендерных взаимодействиях: социально-философский анализ (05.10.2009)

Автор: Аристова Марина Вадимовна

Аристова Марина Вадимовна

Компонент насилия в гендерных взаимодействиях: социально-философский анализ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Воскобойников Анатолий Эммануилович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Силласте Галина Георгиевна

доктор философских наук, профессор

Никонорова Екатерина Васильевна

доктор философских наук, профессор

Кириллина Валентина Николаевна

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный университет»

Защита состоится 25 декабря 2009 года в 14.30 на заседании диссертационного совета Д 521.004.03 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, Москва, ул. Юности, д. 5/1, корп. 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан «___»________________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Сковиков А.К.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Среди наиболее важных и актуальных вопросов, занимающих сегодня внимание научной (и не только научной) общественности, находятся вопросы о природе насилия в обществе, причинах его непрекращающегося проявления и возможных способах его предотвращения, ликвидации или преодоления его последствий. Возникнув практически одновременно с появлением общества, насилие всё ещё процветает в нем, видоизменяясь и обретая новые формы. От инстинктивной агрессивности, которая свойственна человеку на социобиологическом уровне, насилие на социокультурном уровне отличается тем, что попирает права человека, справедливость, духовные ценности, имеет зачастую опосредованный характер, может достигать невиданных масштабов. С социально-философской точки зрения насилие представляет собой применение различных форм принуждения одним индивидом (или социальной группой) в отношении другого (или другой группы) с целью приобретения или сохранения экономического господства, политической власти, тех или иных прав, выгод или привилегий. Насилие является социальным действием, в ходе которого одни индивиды и группы людей уничтожают или подчиняют себе других не только с помощью прямой физической силы, но и с помощью психологического давления, идеологической манипуляции, экономического принуждения и пр. Сопровождая человеческую историю с самого начала, насилие, несмотря на заметный прогресс в области межгосударственного взаимодействия, развитие демократии и концепции прав человека не проявляет радикальной тенденции к ослаблению. В мире около полутора миллионов человек ежегодно становятся жертвами насилия: погибают в вооруженных конфликтах, от рук преступников, а также принимают смерть «на бытовой почве». Более того, в наше время возникла реальная угроза того, что относительно небольшая группа людей, обладающих непомерной властью и значительными материальными средствами, может ради достижения своих эгоистических интересов и в силу собственной недальновидности привести к тотальному уничтожению всего живого на планете. Все это требует использования новых теоретико-методологических подходов при изучении проблемы насилия, охватывающего многие стороны человеческого существования.

До второй половины ХХ века исследователи, изучающие проблему насилия, мало уделяли внимания насильственному характеру социальных взаимодействий между женщинами и мужчинами, т.е. гендерному насилию. А между тем ещё в рамках исторически установившегося в обществе патриархата эти взаимодействия не избежали насильственной формы. И, следовательно, наряду с межличностным, межгрупповым, межкультурным и другими видами насилия, можно говорить о межполовом насилии, приведшем к социальному неравенству полов. Суть этого неравенства заключается в том, что между полами со временем установилась жесткая иерархия, при которой женщины и мужчины, обладая специфическими биосоциальными и социокультурными сущностными характеристиками, исторически выполняли (и в определенной степени выполняют) разные социальные функции. При этом верхние стратификационные уровни принадлежали мужчинам, чья деятельность была направлена на преобразование окружающего мира, а нижние – женщинам, чья деятельность была ограничена преимущественно домом и семьей. При этом мужская деятельность оценивалась более высоко, чем женская. Именно это дало основание С. де Бовуар назвать женский пол «вторым».

Процесс постепенного выстраивания гендерных взаимодействий не мог происходить без насилия и ответного сопротивления стороны, чьи права попирались, каким бы добровольным он не казался стороне, занявшей верхний уровень. Выход женщин на арену общественного (прежде всего, промышленного) производства в XIX веке лишь внёс большее разнообразие в насильственную составляющую межполовых взаимодействий. Каковы причины этого? Во-первых, женщины стали занимать рабочие места и позиции, ранее принадлежавшие мужчинам, тем самым в какой-то мере уменьшая их долю таких социальных благ, как деньги и престиж. Дефицит этих благ приводил к социальным конфликтам, которые стороны пытались разрешить, в том числе, и насильственными методами. Во-вторых, вовлеченность женщин в сферу производства не освободила их от традиционного поддерживания ими домохозяйства, что стало дополнительной причиной напряженности во внутрисемейных отношениях, которая усиливала так называемое семейное, или домашнее, насилие. Наконец, многие государства, в которых происходили значительные изменения положения женщин и мужчин, продолжали сохранять патриархатные устои, связанные с гендерным насилием.

В ХХ веке сохраняющееся во многих странах неравноправие женщин стало противоречить идее социального равенства полов, набирающей силу в социально-философском знании, в недрах которого сформировалось новое понятие «гендер». Под ним (в наиболее употребительном смысле) понимается социальный пол, определяемый совокупностью социокультурных норм, которые рекомендуется выполнять людям в обществе в зависимости от их биологического пола. Признание пола в качестве не только биологического, но и социального фактора (гендера), выступающего, в том числе, важнейшим критерием общественного взаимодействия, позволило научной теории сформировать понятие «гендерного насилия». Гендерное насилие – это не просто насилие одной группы людей (или одного человека) над другой (или другим), а насилие, совершаемое на основании полового признака. Причем ни о какой симметричности этого явления (в теоретическом плане можно рассматривать как насилие женщин в отношении мужчин, так и насилие мужчин в отношении женщин) на практике речи не идет. Асимметричный характер гендерного насилия, а именно значительное преобладание в обществе насилия в отношении женщин, позволяют автору сосредоточить свое внимание, прежде всего, на этой проблеме. Насилие в отношении женщин вышло за пределы личностных взаимоотношений людей разного пола и приобрело общественное значение, им пронизаны все основные элементы социальной структуры (личность, семья, общество и государство).

В рамках исследования автору наиболее значимыми представляются следующие вопросы: 1) Какие формы приобретает насильственный компонент в гендерных взаимодействиях в условиях современности? 2) Каковы механизмы ликвидации (или, по крайней мере, ослабления) этого компонента на уровне семьи, общества, государства? 3) Наблюдается ли в социокультурных изменениях современной России тенденция ослабления насилия в отношении женщин?

Актуализация в социально-философском знании проблематики гендерных взаимодействий как разновидности социальных взаимодействий, осмысление сущностных характеристик их насильственного компонента в конкретно-историческом аспекте, продолжающееся проявление насилия в отношении женщин в социокультурном пространстве современной России, для которой сейчас характерен динамизм социальных изменений, делают тему диссертационного исследования актуальной в теоретико-методологическом и в практически прикладном отношении.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема насилия нашла достаточно широкое отражение в мировой общественной мысли и научной литературе различной направленности: социальной философии, социологии, юриспруденции, психологии, конфликтологии, культурологии, политологии и др. В социально-философском плане работы по насилию чаще всего фокусировались на сфере его проявления и характеристиках объекта насилия. Так, тема политического насилия как инструмента управления рассматривалась в работах М. Бакунина, П. Кропоткина, К. Маркса, Ж. Сореля и др. Связанный с этой темой анализ насилия в контексте власти представлен М. Вебером, Н. Луманом, Ч. Миллсом, Э. Тоффлером и др. Проблема социального насилия, основанного на контроле и принуждении, допустимого в определенных условиях, рассматривалась в трудах К. Сен-Симона, Э. Дюркгейма, И.А. Ильина, Т. Парсонса, М. Фуко, К. Поппера и др. Военное насилие привлекало внимание исследователей, особенно историков, в связи с массовым характером его проявления и отражено в работах Н. Макиавелли, Г. Гегеля, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др. Рассмотрение насилия как агрессивного поведения на социально-биологическом уровне характерно для Г. Спенсера, К. Лоренца, Э Уилсона и др. Социально-психологические аспекты насилия раскрываются в трудах 3. Фрейда, Г. Юнга, В. Райха, К. Хорни и др. Социокультурное насилие отражено в работах Г. Маркузе, Э. Фромма и др. Экономическое насилие - в трудах Ж. Мишле, Г. Беккера и др. В отечественной научной литературе тема насилия отражена в работах А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, В.Е. Кагана, А.Э. Воскобойникова, Г.Г. Силласте, В.А. Ситарова и др.

Что касается гендерной проблематики, то в научной литературе она (под иным названием), безусловно, и раньше не оставалась без внимания (Ф. Энгельс, А. Бебель и др.), но массовая разработка ее пришлась на вторую половину ХХ века. Тогда появились работы, отражающие разницу в социальном положении женщин и мужчин, причем в целом ряде философских и социально-философских концепций и направлений: социал-дарвинизме, структурном функционализме, экзистенциализме и многих других. Дифференциацию социальных ролей женщин и мужчин, обусловленную социальными, культурными и психологическими факторами, изучали С. де Бовуар, Г. Рабин, А. Рич, Л. Иригарэ и др. Важным результатом этих исследований стал вывод, что гендер не является монолитной категорией и выступает как системообразующий элемент, создающий различия в положении женщин и мужчин в обществе через отношения подчинения и господства. В последней четверти ХХ века в социальных науках получили импульс к развитию собственно гендерные исследования. При осмыслении гендерных взаимодействий многими исследователями (Р. Аслер, С. Бем, Ч. Делфи, К. МакКиннон, Э. Оукли и др.) подчеркивалась роль насилия в отношении женщин, которое пронизывает практически всё социокультурное пространство, присутствует во всех слоях общества, независимо от уровня достатка и образования женщин.

В России заметное расширение научных исследований по гендерной проблематике происходит в начале 1990-х, и здесь большая заслуга принадлежит исследовательницам из академических институтов и вузов (Н. Римашевской, О. Ворониной, Т. Клименковой, А. Посадской, Г. Силласте и др.). Последующие годы отличались углублением гендерных исследований в таких важнейших областях научного знания как политология (С. Айвазова, С. Поленина, Л. Завадская, Р. Смирнова), социология (Г Силласте, Л. Шинелева, В Бодрова), философия (И. Жеребкина, О. Вовченко, В. Кириллина), экономика (Е. Мезенцева, Л. Ржаницина, Е. Машкова), история (Н. Пушкарева, О. Хасбулатова, В. Успенская), психология (И. Кон, И. Клецина, Е. Иванова) и т.д. Появились новые работы по исследованию проблем брака и семьи (А. Михеева, Ю. Семенов), а также особенностей гендерных отношений (М. Малышева, М. Баскакова, И. Бестужев-Лада), стала успешно развиваться теория социального конструирования гендера (Е. Здравомыслова, А. Темкина, Е. Мещеркина). Не осталась без внимания и тема гендерного насилия. Так, некоторые авторы (Т. Клименкова, А. Усманова, Н. Габриэлян) обосновывают роль культуры патриархатного типа, противопоставляющей «мужское» и «женское», в формировании «ущербного» в социальном смысле образа женщины. Другие подробно изучают проявление гендерного насилия в сфере труда и занятости (З. Хоткина, Т. Журженко, В. Власов). Третьи отмечают проявление гендерного насилия в политике и при распределении власти (Н. Шведова, Г. Иванова, О. Вовченко, Е. Кочкина). Наконец, четвертые известны своими работами практического характера в новой для России теме исследования, связанной с домашним насилием в отношении женщин (Г. Силласте, Т. Забелина, М. Либоракина, И. Горшкова).

В настоящее время в исследованиях гендерных взаимодействий, в том числе и их насильственной составляющей, можно отметить несколько направлений:

а) биосоциальное, рассматривающее соотношение биологического и социального в человеке в связи с его половой принадлежностью;

б) культурологическое, рассматривающее особенности социокультурной детерминации пола, общественные стереотипы, допустимые требования к поведению женщин и мужчин;

в) политико-правовое, изучающее созданные мужчинами социальные институты, поддерживающие власть против тех, кто менее социально защищен в своих возможностях;

г) социально-экономическое, исследующее экономику домашнего хозяйства, низкий уровень вознаграждения женских видов деятельности и полное отсутствие материальной оценки труда женщин по воспитанию детей и поддержанию домашнего хозяйства;

д) брачно-семейное, посвященное отношениям в патриархатной семье, домашнему насилию и способам его предотвращения, исследованию мужской агрессии, трансформации традиционной семьи и возникновению новых ее форм, изменению поло-ролевого статуса женщин и мужчин в современной семье;


загрузка...