Социалисты в советах рабочих и солдатских депутатов центральной россии в 1917 году (05.10.2009)

Автор: Аннин Анатолий Геннадьевич

В третьем параграфе изучен процесс активизации организационной деятельности фракций социалистов в Советах рабочих и солдатских депутатов после первого политического кризиса, рассмотрен сложный процесс их сотрудничества и соперничества.

Социалисты и Советы Центральной России по-разному восприняли участие меньшевиков и эсеров в коалиционном правительстве, которых сопричастность с властью заставила действовать реформистски.

В апреле – июне политическая направленность в деятельности Советов определялась влиянием доминировавших партийных организаций меньшевиков и эсеров. В ходе июньского переизбрания депутатов большевики добились усиления партийного влияния в Советах и их исполкомах, изменения их руководящего, социального и партийного состава. После распада объединённых партийных организаций и создания самостоятельных комитетов большевиков и меньшевиков в июне образованы фракции этих партий в Советах, дававшие заметное преимущество в продвижении партийных резолюций на заседаниях Советов, росте авторитета в среде избирателей.

Представители руководящих партийных органов социалистических партий активизировали работу в Советах центра России, совершали инспекционные и маршрутные поездки с целью проведения организационной работы, чтения публичных лекций, выступлений с докладами на заседаниях Советов, партийных собраниях и митингах.

В связи с тем, что МОБЮСом руководили меньшевики и эсеры между ним и большевистскими Советами часто возникали конфликты, особенно после июльских событий и накануне Октябрьской революции.

Объединительную роль Советов рабочих и Советов солдатских депутатов выполнили районные и уездные съезды Советов в марте – апреле 1917 г., губернские съезды Советов – в мае – июне.

В южных губерниях Центральной России создание уездных Советов рабочих и солдатских депутатов в основном произошло в мае – августе. К июлю в регионе действовало, по неполным данным, 155 Советов рабочих и солдатских депутатов, в том числе 67 (43%) – объединённых. В промышленных губерниях было больше Советов, чем в земледельческих.

Влияние Советов возросло настолько, что в большинстве губернских и уездных городов важные решения не принимались без их участия.

В период мирного развития революции социалисты всех направлений сотрудничали в Советах рабочих и солдатских депутатов, дискутировали по принципиальным вопросам, соблюдался принцип большинства поданных голосов. В подавляющем большинстве Советов региона до июльских событий преобладали меньшевики и эсеры. Их сотрудничество с правительством и его органами на местах в кризисных ситуациях свидетельствовало не только о способности действовать решительно, но и идти на компромиссы, когда не требовалось отвечать за принятые решения.

В четвёртой главе «Обострение отношений социалистов в Советах рабочих и солдатских депутатов после июльского политического кризиса» анализируются причины конфронтации социалистов после июльских событий.

В первом параграфе рассмотрены причины третьего политического кризиса и противостояния фракций социалистов в Советах. Произошедшая к лету 1917 г. поляризация партийных флангов склонила лидеров к силовым методам политической борьбы, к установлению диктатуры. Центральной для основных политических сил страны стала проблема изменения существовавших властных структур, создания сильной государственности.

Временное правительство с согласия эсеро-меньшевистского ВЦИК Советов 4 июля, приказав расстрелять в Петрограде мирную демонстрацию рабочих, солдат и матросов, покончило с двоевластием. Мирное развитие революции кончилось. Эсеро-меньшевистские Советы стали придатком Временного правительства.

Большинство губернских и городских Советов во главе с меньшевиками и эсерами приняли решение не проводить демонстраций. Тем не менее, из 250 тыс. человек, принимавших участие в демонстрациях сторонников передачи власти Советам по всей стране, 150 тыс. протестовали в губерниях Центральной России.

Основной вектор деятельности российских социалистических партий был направлен на распространение в обществе и пропаганду установок и распоряжений руководящих органов. Однако партии не только формировали общественное мнение и манипулировали им, но и использовали по отношению к оппонентам слежку и репрессии. Правительственные социалистические партии выступали не только в роли коллективного пропагандиста, но и исполняли функции политической полиции, вплоть до репрессивных.

Результаты перевыборов депутатов Советов рабочих и солдатских депутатов в июле-августе не могли удовлетворить ни одну из партий в них участвовавших. Важнейшей проблемой фракций социалистов в конце июля оставалось объединение губернских Советов.

социалистов Советов в период наступления контрреволюционных сил. В августе продолжилась борьба в Советах между большевиками с одной стороны и эсерами и меньшевиками – с другой. Стремясь к укреплению собственных позиций в Советах и усилению политической активности поддерживавших их масс, большевики и меньшевики-интернационалисты ненадолго объединялись в левые блоки в Советах. Блокирование левых эсеров и большевиков основывалось на сходстве позиций по многим вопросам, едином восприятии политико-правового устройства страны сквозь призму власти Советов, через кооптацию и перевыборы которых они надеялись ввести своих представителей в органы власти.

Характерной особенностью политики депутатов-социалистов в Советах рабочих и солдатских депутатов до осени 1917 г. было действие под общими лозунгами революционной демократии с целью защиты нужд трудящихся.

Тактика фракций социалистов в Советах менялась в зависимости от политической, экономической и социальной ситуации в стране. Чувство общей опасности в связи с контрреволюционным мятежом сплотило социалистов, депутатов Советов и членов комитетов спасения революции, фабрично-заводских комитетов, профсоюзов. Меньшевики и эсеры начали осознавать опасность установления военной диктатуры. Большевики были готовы заключить временный военный союз с правительством, создали центры по борьбе против контрреволюции в 23 городах региона, инициировали формирование боевых рабочих дружин, отрядов Красной гвардии на заводах и фабриках.

Советы, завоёвывая авторитет и становясь легитимными, тем самым приобретали и укрепляли собственную законность, позднее закреплённую II съездом Советов.

Временное правительство и поддерживавшие его партии меньшевиков и эсеров после ликвидации мятежа дрейфовали в сторону формирования нового однородного социалистического правительства, суть которого воспринимали по-разному. При таких подходах к вопросу о власти добиться компромисса, положительного результата было невозможно.

В третьем параграфе показана деятельность социалистов в Советах по решению социальных проблем. Через рабочий вопрос социал-демократы стремились вовлечь рабочих в освободительную борьбу. Эсеро-меньшевистское большинство в Советах, ориентированное на применение мирных средств борьбы рабочих за экономические права, создало через местные Советы примирительные камеры и комиссии для разрешения конфликтов между рабочими и предпринимателями, организовало поездки депутатов-социалистов на фабрики и заводы, обращения в Общество фабрикантов и заводчиков. Политика «гражданского мира», проводившаяся партиями меньшевиков и эсеров и их фракциями в Советах в июле, получила поддержку органов Временного правительства.

Социалисты в Советах взялись за решение одной из главных социальных задач – установление 8-часового рабочего дня.

Неспособность органов Временного правительства успешно решать экономические проблемы вынуждала Советы расширять свои функции, вводя с апреля контроль рабочих над производством в случае прекращения работы предприятия, создавая на предприятиях фабзавкомы в исключительной компетенции которых был приём и увольнение рабочих. Фракции социалистов в Советах поддерживали постоянную связь с профсоюзными организациями и фабрично-заводскими комитетами в удовлетворении требований рабочих о повышении им зарплаты, улучшении условий труда и жизни.

Решая социальные вопросы, Советы находили пути защиты рабочих. Эсеро-меньшевистское большинство Советов обращалось за помощью в центральные органы власти. Советы, возглавлявшиеся большевиками, вводили рабочий контроль на предприятиях с помощью фабрично-заводских комитетов и профсоюзных организаций, иногда ставили вопрос о конфискации заводов и фабрик в политическом плане, но на практике не осуществляли, потому что считали это преждевременным.

В пятой главе «Социалисты и Советы рабочих и солдатских депутатов в условиях общенационального кризиса и Октябрьской революции» анализируются проблемы сложных взаимоотношений эсеро-меньшевистского блока и большевиков по вопросам власти, войны и мира.

В первом параграфе рассмотрен процесс перехода солдат тыловых гарнизонов на сторону большевиков. Демократизация старой армии способствовала сближению солдат с народными массами, стала важным средством вовлечения их в революцию. Укреплению связей социалистов с солдатскими массами способствовали созданные социалистами в августе-октябре землячества.

Стремясь стабилизировать ситуацию, предотвратить быстрый переход солдат на сторону большевиков, Временное правительство пыталось разоружить революционные гарнизоны и отправить солдат на фронт. Активно содействовали такой политике эсеро-меньшевистские Советы. В результате меньшевистская партия после июльских событий и, особенно в конце августа после разгрома мятежа, теряла влияние в массах, резко упала дисциплина, произошло сокращение численности. Левое крыло партии эсеров в сентябре-октябре усилилось в результате бездеятельности коалиционной власти по проблемам войны и мира.

Гарнизоны Центральной России в 1917 г. были мощной военно-политической силой. От их позиции в революционных событиях зависело, кто будет находиться у власти. Накануне октябрьского вооруженного восстания противостояние органов правительства и революционных солдатских масс обострилось до предела. Под влиянием агитации большевиков, левых эсеров и меньшевиков-интернационалистов на сторону власти Советов встали многие пехотные запасные полки, дислоцированные в регионе. С июня до октября количество военных большевистских организаций в России увеличилось почти в 2 раза – до 350, в том числе 95 организаций в тыловых гарнизонах. В воинских частях в губерниях Центральной России имелось 62 военные организации РСДРП(б), в которых состояло более 5300 большевиков.

Во втором параграфе изучен процесс стремительной большевизации Советов после разгрома контрреволюционного мятежа, одной из причин которого стали проявленные партией такие трудносочетаемые качества как гибкость в политике и нежелание компромиссов, вождизм и широкая демократия, жёсткая централизация и разветвленная структура. Инстинкт политического самосохранения и опыт предыдущих лет гонений и репрессий заставил партию сохранять «абсолютное единство и железную дисциплину». Эсеры и меньшевики пытались приостановить этот процесс, т.к. после перевыборов теряли поддержку в Советах рабочих и солдатских депутатов и поэтому стремились сохранить руководящее положение в других общественных организациях. С этой целью использовали ВЦИК Советов, МОБЮС, II Московский съезд Советов, профсоюзы, органы самоуправления.

Основными причинами снижения популярности меньшевиков и эсеров стало вхождение во власть, менее совершенная структура партий, принципы демократии и толерантности, которые они исповедовали по отношению к большевикам.

В сентябре – октябре проявились объединительные тенденции в создании районных и губернских Советов, обострилась межпартийная борьба по вопросу об организации власти. В первой половине сентября решения Петроградского и Московского Советов о передаче власти рабочим и беднейшим крестьянам поддержали более 80 Советов страны. В конце сентября большевики призвали рабочих, солдат и крестьян бороться за установление власти из представителей пролетариата и деревенской бедноты, добиваться перевыборов эсеро-меньшевистских Советов и созыва II Всероссийского съезда Советов, накапливать силы для захвата государственной власти.

В третьем параграфе исследован процесс укрепления Советов рабочих и солдатских депутатов накануне вооружённого восстания. Важным этапом борьбы за власть были областные, губернские и районные съезды Советов рабочих и солдатских депутатов. В ходе самого представительного в предоктябрьский период II Московского областного объединительного съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов большевики добились перехода на их сторону значительной части делегатов крестьянских Советов. В середине октября при подготовке ко II Всероссийскому съезду состоялись губернские съезды Советов.

Советы рабочих и солдатских депутатов Центральной России в октябре стали единственными органами власти, пользовавшимися доверием народных масс. Правые эсеры законной властью считали не Советы, а Учредительное собрание, абсолютизируя его роль. Большевики стремились превратить Советы в единственные и полновластные органы власти.

В октябре политическая ситуация в губерниях Центральной России определялась сильным влиянием большевиков и поддержкой Советов рабочими, солдатами и крестьянами. За восемь месяцев развития революции сложилась структура власти Советов от общероссийской и областной до губернской, уездной. Рабочие и крестьяне – имели свои Советы, солдаты – те же рабочие и крестьяне, одетые в солдатские шинели – свои органы власти. Вполне закономерным было их объединение в Советы рабочих и солдатских депутатов, а потом к ним присоединились и крестьянские Советы.

В городских Советах региона в сентябре – октябре преобладали большевики и левые эсеры. В результате массово-политической работы партии большевиков, другие социалистические партии теряли влияние в Советах. Если меньшевики и эсеры стремились вести страну по пути буржуазного конституционализма, то большевики, призвав рабочих, солдат и крестьян к диктатуре пролетариата, боролись за власть Советов.

В четвёртом параграфе исследован процесс установления Советской власти в Москве и в губерниях Центральной России. В октябре политическая ситуация в губерниях Центральной России, как и во всей стране, находилась под сильным влиянием революционной активности пролетарских масс и все большей поддержки Советов рабочими, солдатами и крестьянами. В промышленных губерниях региона переход власти к Советам совершился быстро и организованно. В городах с большим количеством рабочих большевики завоевали доверие и влияние задолго до вооружённого восстания, в котором кроме солдатских масс, перешедших на сторону большевиков, участвовали отряды Красной гвардии.

Согласие ЦК РСДРП(б) разделить власть с социалистическим меньшинством в Советах «при условии лояльного, честного обязательства этого меньшинства подчиняться большинству и проводить программу, одобренную Всероссийским Вторым съездом Советов и состоящую в постепенных, но твердых и неуклонных шагах к социализму» поддержали Советы рабочих и солдатских депутатов региона.

Превращение Советов в органы диктатуры пролетариата и ликвидация старых органов власти происходили одновременно с созданием нового государственного советского аппарата. Подлинно демократическая основа новой власти создавалась в процессе объединения Советов рабочих депутатов с Советами солдатских и Советами крестьянских депутатов, привлечения многомиллионных масс к государственному управлению. Этот процесс завершился в начале 1918 г. в результате объединения всех Советов на III Всероссийском съезде Советов.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются обобщения и выводы по основным проблемам рассматриваемой темы, даются рекомендации по дальнейшему исследованию поставленной проблемы.

В Приложении приведены три таблицы, содержащие сведения о создании, размещении, численном, партийном и руководящем составе Советов рабочих и солдатских депутатов Центральной России в 1917 году, а также печатных партийных изданиях социалистов региона.


загрузка...