Французский киноавангард 20-х гг. и неоавангард «новой волны» как факторы развития выразительных средств кинематографа (05.09.2011)

Автор: Виноградов Владимир Вячеславович

Помимо образной системы М. Дюшана, работа отсылает зрителей к образам Малларме – своеобразным предшественником опытов сюрреалистов. Название фильма является аллюзией знаменитого стихотворения-фразы поэта: «Бросок Игральных костей никогда не отменит Случая» («Un Coup de Des jamais n'abolira le Hasard»), где Случай оказывался разрывом в цепи детерминизма. Это стихотворение было набрано крупным шрифтом на нескольких страницах, а мельче были напечатанные другие фразы-ответвления. Возникала пространственная древовидная (ризоматическая) структура, отменявшая принцип линейного чтения, благодаря чему поэт демонстрировал открытую форму произведения, предполагавшую множество значений.

Artaud A. ?uvres completes, Gallimard (Paris), revised edition, 1970.

Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Symposium, 2004

Albert Renger-Patzsch, Die Welt ist schen, Berlin, 1992

Разновидность (тип) реалистического повествования, где в соотношении понятий характер – обстоятельство приоритетным является первое. Внимание автора сосредоточено преимущественно на психологии человека, а общественные факторы раскрываются с точки зрения их психологических последствий.

Слова, произнесенные главным героем Бруно в картине Ж.-Л. Годара «Маленький солдат».

Борьба на два фронта. Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов. 1968-1972: сб. статей/сост. и пер. К. Медведев, К. Адибеков; Б. Нелепо, С. Дорошенко, М.: Свободное марксистское издательство, 2010. - 98 с.

Статья под названием «Монтаж запрещен» была опубликована в журнале «Cahiers du Cinema» в 1953 и в 1957 гг.

См., например, «Defense et illustration du decoupage classique» in «Cahiers du cinema» № 15, septembre, 1952; «Montage, mon beau souci»/Jean-Luc Godard in «Cahiers du cinema» № 65, decembre, 1956.

Позже он откажется от этих представлений, утверждая, что изображение фиктивно, ложно, а реально только наше отношение к нему.

Брехт говорит в «Ме-ти» о марксистской диалектике, ленинской теории революции, политических процессах 30-х гг. в СССР так, как это сделал бы, по его мнению, древнекитайский философ Мо-цзы – с критической точки зрения, очужденно. Это соответствовало годаровскому лозунгу «делать политические фильмы политически» («le cinema politique fait politiquement»). В русском переводе «politiquement» означает «политически» т. е. идеологически ангажировано. Во французском языке «politiquement» в данном случае имеет значение «осторожно», «отстраненно», «находясь между различными точками зрения». В силу этого знаменитый лозунг режиссера приобретает в русском переводе совершенно иное значение.

Борьба на два фронта Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов.1968-1972. С. 27

Автор придерживается существующего представления об этапах авангардного движения: авангард – модернизм (неоавангард) – постмодернизм. Эпоха постмодерна в данной работе не рассматривается.

Что касается тенденций, обозначенных как постпостмодернизм (виртуалистика и транссентиментализм), то автор в данном случае относит их к этапам развития самого постмодерна.


загрузка...