Интеграция учебного и познавательного опыта обучающихся: структура, динамика, технологии (05.09.2011)

Автор: Кибальченко Ирина Александровна

КИБАЛЬЧЕНКО Ирина Александровна

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ТЕХНОЛОГИИ

19.00.07 - педагогическая психология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена на кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности факультета информационной безопасности Технологического института Южного федерального университета

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Холодная Марина Александровна;

доктор психологических наук, профессор

Слободчиков Виктор Иванович;

доктор педагогических наук, профессор

Фоменко Владимир Трофимович.

Ведущая организация:

Учреждение Российской Академии образования «Психологический институт»

Защита состоится 26 ноября 2011 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д - 212.208.27 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 26 октября 2011 г.

Объявление вывешено на сайте ВАК 26 августа 2011 г на сайте referat_vak@obrnadzor.gov.ru.

Ученый секретарь диссертационного Совета,

кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Юшко

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Опыт субъекта – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе его инициативного и познавательного отношения к действительности. Он образован дифференцированными системами опыта в разном возрасте, в результате чего опыт как система или разрушается, или преобразуется в целостность благодаря интеграции разных его форм.

Проблеме развития опыта обучающихся посвящены исследования ученых как в нашей стране [Александров И.О., Артемьева Е.Ю., Божович Е.Д., Воробьева Л.Н., Снегирева Т.В., Знаков В.В., Леонтьев А.Н., Менчинская Н.А., Осницкий А.К., Савин Е.Ю., Сериков В.В., Слободчиков В.И., Холодная М.А., Якиманская И.С.], так и за рубежом [Сolb D., Feuerstein R., Flavell J.H., Gergen K.J., Gergen M.M., Glaser R., Pascual-Leon J., Posner G., Wildman S.].

Опыт обучающихся был предметом исследований в разных аспектах: личностный опыт как опыт организации своего внутреннего мира, выполнения вида деятельности, достижения и оценки ее результатов [Леонтьев А.Н., 2004]; личностно-значимый, сознательный опыт, развивающий и обогащающий сознание человека [Слободчиков В.И., 2001]; опыт понимания субъективности как способности человека встать в преобразующее отношение к собственной жизнедеятельности [Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000]; ментальный опыт как система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности [Холодная М.А., 2009]; жизненный опыт, влияющий на преодоление формализма знаний [Менчинская Н.А., 1971]; опыт учебно-познавательной самодеятельности, аккумулируемый в субъектном опыте [Шулика Н.А., 2007]; регуляторный опыт, обеспечивающий субъектную активность в личностном самоопределении и деятельности [Осницкий А.К., 2009]; структура субъективного опыта [Артемьева Е.Ю., 1999; Калинкина И.В., 2007] и его системная дифференциация [Александров Ю.И., Чуприкова Н.И., 2009]; субъектный опыт как ключевой элемент образовательного процесса, как предмет преобразования от стихийного к осознанно-системному в процессе учебно-познавательной деятельности, как влияющий на формирование у учащихся образов изучаемых объектов [Божович Е.Д., Якиманская И.С., 1996].

Возрастание рисков образовательной среды, информатизация общества и неуправляемость информационных потоков извне неслучайно ставит перед учеными задачи разработки новых стандартов образования, направленных на раскрытие способности каждого ученика, воспитание его как интеллектуально развитой личности, готовой к жизни в современном мире, способной учиться и внести свой вклад в жизнь страны [Кондаков А.М., 2010; Панов В.И., 2010; Рубцов В.В., 2010; Фельдштейн Д.И., 2010].

Поэтому определение учебного опыта как системы знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и воспитания, теряет свою актуальность. Современная парадигма образования ориентирует школу на развитие ребёнка, активизацию его субъектного и познавательного опыта в учебной деятельности.

Согласно современным научным данным [Mulatu M., Schooler K., 1999; Milgram N, 2003] индивидуальный познавательный опыт обучающихся обусловлен когнитивными стилевыми характеристики личности, ее ментальным опытом [М.А. Холодная, 2002].

Особый интерес представляет познавательный аспект учебного опыта, то есть учебно-познавательный опыт, что, во-первых, нацеливает исследование на решение главных задач образования, направленных на интеллектуальное развитие субъектов, на совершенствование опыта их учебно-познавательной деятельности – учебно-познавательного опыта; во-вторых, более точно отражает специфику опыта обучающихся как сложной интегрированной и дифференцированной системы, не только взаимосвязанной с субъектным и ментальным опытом, но и «вложенной» (включенной) [Лукьянов О.В., 2006; Фридланд А.Я., 2003] в них. Их синтез должен порождать «единый, целостный комплекс – триаду» [Васильев В.И., 2000], преобразующую личный опыт и определяющую его свойства, «вложенность» (включенность друг в друга) его форм и уровней.

В связи с этим в современном мире возникли предпосылки для создания новой модели актуального и оперативного опыта обучающегося, отражающей «целокупность деятельностей» [Леонтьев А.Н., 2004] и такой ее результат, как интеграция разных форм опыта, исключающая «отчуждение своего опыта» [Слободчиков В.И., 2001]; негативные стереотипы учебного опыта [Божович Е.Д., Якиманская И.С., 1996].

Исходя из теории личности [Асмолов А.Г., 2004] и теории самоорганизующихся психологических систем [Клочко В.Е., 2001; Галажинский Э.В., 2000], обучающийся должен выступать в этой модели как сложная, самоорганизующаяся, открытая своему опыту система, способная встать в преобразующее (познавательное) отношение к собственной жизнедеятельности [Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000], авторски сохранять или преобразовывать структуру своего целостного опыта.

Однако в процессе работы вскрыт ряд противоречий:

– изучение движущих сил обучения вскрывает противоречие между «сущим» и «должным» опытом учащихся [Абакумова И.В.];

– учебный опыт не всегда является познавательным [Габай Т.В.];

– в педагогической психологии часто делается акцент на учебно-познавательной деятельности как наиболее значимой для учащихся, но не описано содержание ее непосредственного продукта – интегрированного учебно-познавательного опыта, или сведения о нем фрагментарны [Тамарин В.Э., Шулика Н.А.];

– обучающийся рассматривается как субъект учебной деятельности [Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.], как системообразующий фактор своего опыта [Маслоу А., Роджерс К., Холодная М.А., Якиманская И.С.], но нет обоснованных и сопоставимых с этим подходом механизмов его субъектного включения в процесс интеграции и оценки результатов своей деятельности [Байденко В.И., Большунова Н.Я.];

– осуществление целей образования возможно при осознании учащимися своего целостного опыта. Это требует от личности учащегося его рефлексии [Знаков В.В., Клочко В.Е., Осницкий А.К., Панов В.И., Слободчиков В.И., Posner G.], но понятийный и диагностический инструментарий для такого предмета исследования не разработан;

– личность учащегося рассматривается как особый элемент системы, который при определенных обстоятельствах может сам привести систему к изменению, но в исследованиях личность учащихся изучается в противопоставленных диадах [Асмолов А.Г.], например, «учебный опыт» и «познавательный опыт», а не интегрированно;


загрузка...