Карикатура как жанр политического дискурса (05.04.2010)

Автор: АРТЕМОВА Евгения Александровна

стилистический, согласующийся с традициями литературоведения и предполагающий анализ текстов в аспекте их жанровой природы, включая композицию, отбор специфической лексики и т.д.,

речеведческий подход М.М. Бахтина, трактующего речевой жанр как особую модель высказывания.

В основе понимания жанра лежит ряд обобщенных представлений о характере авторского отношения к действительности в рамках типового замысла, о структурных признаках оформленного содержания и об экстралингвистическом характере представления.

Исследуя текст политической карикатуры, мы исходили из утверждения В.Е. Гольдина о том, что любой текст является жанрово-структурированным (Гольдин, 1999:6). Данное положение позволяет проанализировать политическую карикатуру как жанр, выявить ее жанрообразующие признаки, учитывая, что «понятие о жанре формируется на основе обобщения конкретных черт, признаков непосредственно воспринимаемых текстов» (Зильберт, 1986:75).

Выявляя жанровые особенности политической карикатуры, в качестве базисных определений понятия "жанр" бы используем следующие:

"форма, которая в известной степени обеспечивает способ передачи определенной информации в определенных условиях" (Майданова, 1987: 112);

«образец организации текста», который при всех исторических изменениях сохраняет определенную тематическую, композиционную, стилистическую устойчивость и преемственность и «совокупность текстов, в которых определенный образец является актуализированным, реализованным» (Бахтин, 1996:243; Гайда С., 1999:104-105, 107).

Исходя из положений, выдвинутых М.М. Бахтиным о первичных и вторичных жанрах (Бахтин, 1996:161-162, 204), (примарных и секундарных у С. Гайды (Гайда, 1999:110), элементарных и комплексных у М.Ю. Федосюк (Федосюк, 1997:104)), мы определяем политическую карикатуру как вторичный жанр политического дискурса. Вторичные жанры появляются в условиях высоко развитой культурной коммуникации, тщательно подготавливаются заранее (в отличие от первичных жанров, складывающихся в условиях непосредственного общения), имеют сложную композицию и могут строиться на основе первичных жанров, то есть носят респонсивный характер, представляя собой речевую реакцию на действия и высказывания политиков (Бахтин, 1996:161-162; Гайда, 1999:110).

Особенности функционирования политического дискурса требуют несколько иного подхода (нежели подход М.М. Бахтина) к определению первичных и вторичных жанров – "первичный дискурс образуют жанры институциональной коммуникации, составляющие основу собственно политической деятельности: речи, заявления, дебаты, переговоры…, а жанры бытового общения выступают по отношению к ним как вторичные" (Шейгал, 2000:269). Е.И. Шейгал подчеркивает, что вторичные жанры политического дискурса носят респонсивный характер и представляют собой комментирование, реакцию на действия, совершенные политиками (Шейгал, 2000).

Рассуждая о жанровых особенностях политического дискурса, необходимо упомянуть о существовании маргинальных и прототипных жанров в данном семиотическом пространстве: "К центральным жанрам относятся первичные, сугубо институциональные жанры, в полной мере соответствующие основной интенции политического дискурса - борьбе за власть: парламентские дебаты, публичная речь политиков… Периферийные жанры находятся на стыке с другими типами дискурса и, как правило, являются вторичными жанрами… К ним относятся интервью, мемуары политиков, аналитические статьи, письма читателей, разговоры о политике, граффити, а также смеховые жанры (политическая карикатура, пародия, частушка, анекдот)" (Шейгал, 2000:27).

Важной чертой вторичных жанров политического является также цитатный (отсылочный) характер, ведущий к преобразованию (как правило оценочному, критическому) первичного текста (Шейгал, 2000).

Очевидно, что политическая карикатура является вторичным жанром и в понимании М.М. Бахтина (1996), и с точки зрения Е.И. Шейгал (2000).

Е.И. Шейгал в своих исследованиях отмечает, что критическое отношение к декларируемым в официальном дискурсе политическим ценностям, персоналиям власти, приводит к тому, что в политическом дискурсе они становятся объектами смехового восприятия: “Инверсия ценностей, составляющая основу смеховых жанров политического дискурса, способствует десакрализации официального языка через разрушение его ритуальности” (Шейгал, 1998). Реализация такого восприятия политических лидеров, ценностей и событий находит себя в смеховых жанрах – афоризмах, анекдотах, частушках, шаржах, памфлетах, пародиях, шутках и, в том числе, карикатурах, образующихся на пересечении политического и художественного дискурсов. Характеризуясь стремлением к снижению и приземлению всего, что воспринимается как серьезное и значимое в объективной реальности, политическая карикатура является одним из смеховых жанров политического дискурса, и понимается нами как проявление карнавальности в политической коммуникации. Карнавальное мироощущение, возникшее еще в первобытном обществе, получило особое развитие в средневековье, когда односторонняя серьезность тона, характерная для канонической средневековой культуры, привела к необходимости создания рядом с официальной культурой форм чисто смехового характера, где была легализована шутка (Бахтин, 1965:82-92; Бахтин, 1963:163-176). "Карнавальное мироощущение обладает могучей животворной преобразующей силой и неистребимой живучестью. Поэтому в наше время те жанры, которые имеют хотя бы самую отдаленную связь с традициями серьезно-смехового, сохраняют в себе карнавальную закваску (бродило), резку выделяющую их из других жанров" (Бахтин, 1963:143).

Каждый из жанров политического дискурса, являясь его составной частью, имеет свои конститутивные признаки. Выявляя таковые в жанре политической карикатуры, мы исходили из утверждения Ю.М. Лотмана о том, что текст "содержит в себе свернутую систему всех звеньев коммуникативной цепи" (Лотман, 1996:88). Поэтому логично в качестве критерия при выделении жанрообразующих признаков политической карикатуры использовать специфику модели коммуникативного акта:

адресант (коммуникатор), его замысел (коммуникативная цель), его отношение к тому, что он сообщает и его отношения с адресатом;

сообщение (что передается: предмет (особенности тематического содержания) + форма сообщения (разновидность сферы, в которой происходит коммуникация, специфика формы и композиции текста, его кода и стиля) + функции, выполняемые сообщением;

адресат (кому передается) (по Р.О. Якобсону "Лингвистика и поэтика" 1960, цит. по Н.Б. Мечковской, 1996);

Мы считаем, что исследование специфики модели коммуникативного акта в политической карикатуре позволит определить ее жанрообразующие признаки и сравнить ее с другими ведущими смеховыми жанрами политического дискурса. Однако прежде следует проследить историю возникновения политической карикатуры как жанра.

2.3 История жанра политической карикатуры.

Происходит слово ‘’карикатура’’ от итал. Caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать. В английском языке карикатура имеет два перевода – caricature и cartoon. Слово cartoon также итальянского происхождения: "In its original meaning, in the fine arts, a cartoon (from Italian cartone, meaning "paper") is a preliminary sketch for a large canvas or fresco painting, for an architectural drawing, for a tapestry design, or for pictures in mosaic or glass" (Low, Williams, 2000).

Художественная энциклопедия определяет карикатуру как способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска, для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчеркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям (ПХЭ, том 1, 311-313; СЭС, 554).

Истоки карикатуры восходят к рисункам первобытных людей, античной культуре, она встречается в средневековом искусстве и народном творчестве: "Going back as far as the cave man, the favorite targets of the political cartoonists have always been their leaders. A caricature of a man, assumed by historians to be a leader, was found on a cave wall that dates back to the stone age. A little later, tribes began to carve or chisel generally silly, though sometimes flattering, impressions of their leaders. The Chinese also used caricatures, but their creations represented comical acts of everyday life that contradict the normal stereotypes that present them as colder, more uptight traditionalists. Egyptian cartoons include depictions of intoxicated masters being cared for by their slaves. The Greek cartoons, as well as portraying public leaders, also made fun of the mythological Gods and their individual traits. The Romans left many caricatures on their walls as well as some engraving in stone columns of military leaders. Western European churches used caricatures of sinners in hymn books to convince their members to embrace God and avoid sin" (Hudzik, 1999).

Одним из самых действенных сатирических средств стал гротескный обобщенный образ: либо это портрет-шарж, либо собирательный образ.

В широком смысле под карикатурой понимается любое изображение, где сознательно создается комический эффект, где художник совмещает реальность и фантастику, преувеличивает, акцентирует специфические черты людей, изменяет соотношения их с окружающим миром и использует неожиданные сравнения. В этом смысле карикатура обладает широчайшим диапазоном тем. В более узком смысле карикатура – это "особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью" (ПХЭ, том 1, 311-313). Считается, что это значение карикатура приобрела после публикации работ английского художника Джона Лича в сатирическом журнале «Punch» в 1843 году: "Cartoon" acquired its present meaning in 1843, when a great exhibition of cartoons was given for a competition devised by Queen Victoria's consort Prince Albert to get designs for frescoes for the walls of the new Houses of Parliament. Many of the entries, though lofty in intention, were ludicrous, and John Leech drew a series of imitations in Punch, satirizing them and railing at social and political abuses of the day" (http://www.acn.net.au/articles/1998/12/cartoon.); (Low, Williams, 2000).

Зарубежные исследователи, занимающиеся политической карикатурой, отмечают, что в большинстве случаев она состоит из двух элементов: гротескного изображения человека и аллюзии, что создают контекст, в который и помещается персонаж. Возникновение западной карикатуры связывают с именем Леонардо да Винчи и его поисками «идеальной искаженной формы» (то есть гротеска) для лучшего понимания «идеала красоты». Принципы изображения формы, установленные да Винчи, со временем легли в основу жанра портрета, что вызвало недовольство других художниками, чьи карикатуры были не просто легкой сатирой, а «чем-то прямо противоположным искусству» (counter-art). В средние века карикатуры, несмотря на свою популярность у коллекционеров, большей частью оставались в мастерских художников и не демонстрировались публике (http//xroads.virginia.edu/~ma96/puck/notes.).

Возникнув в Италии, карикатура постепенно стала популярна и в Германии, где были установлены определенные каноны этого жанра, которых позже придерживались карикатуристы 18 века. Карикатура отражала важные события в жизни общества. Она представляла эти события в комичной форме, что делало ее более доступной и легкой для восприятия, и одновременно, ее целью было воздействие на мировоззрение адресата. Карикатура широко использовалась в качестве средства визуальной пропаганды протестантами реформаторами (движение Мартина Лютера в Германии). Распространение иллюстрированных памфлетов явилось очень эффективной стратегией привлечение сторонников, и интерес к карикатуре возрос. С одной стороны, распространение карикатуры способствовало развитию ремесел (например, резьбы по дереву, гравюры), что привлекало средний класс, с другой стороны, карикатура была понятна широким народным массам, которые отличались высоким уровнем безграмотности, но могли, тем не менее, поддержать движение протестантов (http//xroads.virginia.edu/~ma96/puck/notes.).

С развитием карикатуры в Европе в средние века связывают именем Питера Брейгеля старшего (1525-1569), фламандского художника-сатирика. Но его работы в основном были связаны с критикой моральных принципов. Политическая карикатура появилась позже.

В Италии 17 века открытая критика властей была достаточно рискованным и опасным делом, поэтому политическая карикатура должна была обладать двусмысленностью. Во Франции кардинал Ришелье жестоко наказывал за распространение карикатур, но его последователь кардинал Мазарини относился к этому более спокойно, что давало больше возможностей печатать карикатуру. Расцвет политической карикатуры во Франции связывают с революционным периодом в ее истории (1789 год), множество листовок с карикатурами передавалось из рук в руки, но большая часть была анонимной и, несмотря на их жесткий сатирический характер, техника исполнения оставляла желать лучшего.

; (Low, Williams, 2000).

Зарубежные исследователи отмечают, что на Западе влияние карикатуры на общество возросло с того момента, когда западная цивилизация начала отступать от своих религиозных основ: «As Western culture diversified from its original religious foundation, new subjects became available for discussion and subsequent ridicule; as such the appeal and influence of cartoons on public life grew in proportion. Although there will never be empirical evidence which can relate the production of graphic satire to the course of history, the fact that the medium of visual protest has remained healthy since 1517 must be some indication of its position in the social order” (http//xroads.virginia.edu/~ma96/puck/notes.).

Известным художниками карикатуристами в Америке во времена гражданской войны был Томас Наст, чьи работы высоко оценивались самим Линкольном. Наст является "отцом" двух символов, теперь широко используемых в американских и английских карикатурах, – осла (символизирующего партию демократов) и слона (символизирующего партию республиканцев). Самым признанным карикатуристом "Позолоченного века" (the most commercially and critically acclaimed cartoonist of the Gilded Age) был Джозеф Кепплер, основателя и художественного руководителя первого американского иллюстрированного юмористического журнала «Puck» (http//xroads.virginia.edu/~ma96/puck/notes.); (Low, Williams, 2000).

В конце 19 века и начале и середине 20 века ведущими карикатуристами США считались Гомер Дейвенпорт (1867-1912), О. Сезар, Фредерик Оппер (1857-1937), Роллин Кирби (1875-1952), Даниэл Р. Фитцпатрик (газета Post-Dispatch в Сэнт Луисе), Дж. Н. Дарлинг (Динг), Т. Браун, Нельсон Хардинг (1879-1944), Гарольд М. Талберт, Гэри Орр, Эдмунд Даффи (издание Baltimore Sun), Герберт Л. Блок (Герблок, газета Washington Post), Арт Янг (Art Young, (1866-1943)), Бордмэн Робинсон, Уильям Гроппер, Роберт Минор. На смену им пришли такие известные художники карикатуристы, как Пэт Олифант (газета Denver Post), Джон Фижетти, Гэрри Трюдо, Пол Конрад (газета Los Angeles Times), Гиб Крокетт (издание Washington Star), Хью Хэйни (издание Louisville Courier-Journal), Дон Хессе (издание St. Louis Globe Democrat) (Low, Williams, 2000); (Hudzik, 1999).

Российская карикатура заимствовала иносказания и аллегории с элементами сатиры из лубка (ПХЭ, том 1, 311-313; СЭС, 554). При царском правлении работы художников карикатуристов были весьма посредственными, но после Революции 1917 года большевики, высоко ценившие роль пропаганды, часто обращались к политической карикатуры, что дало мощный толчок для ее развития. Политическая карикатура использовалась в листовках, газетах и плакатах. Известными художиками карикатуристами того времени были: Дени (газета "Правда"), Борис Ефимов (газета "Известия"), Мур (атеистические издания). Позже появился журнал "Крокодил" – национальное юмористические издание. В самом начале развития советской политической карикатуры художники предпринимали попытки создать собственный "советский" стиль, но позже вернулись к традициям зарубежных художников карикатуристов. В период второй Мировой войны и послевоенный период ведущим политическими карикатуристами считались Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (работавшие совместно и получившие название "Кукрыниксы") а также Бродэти, Елисеев и Ганф (Low, Williams, 2000).

В настоящее время ведущими художниками карикатуристами, обращающимися к теме политики, являются: Елкин, Меринов, Балабас, Кукс, Gorban и др.

Исследователями отмечается, что с растущей популярностью фотографии карикатуры стали намного реалистичнее (person-oriented caricature), если их сравнивать с работами ранних итальянских мастеров: «Galleries…specialized in displaying the realistic likenesses of public figures in the conviction that the images "could provide moral edification" to the viewers; the notion "that outer physical features could be clues to inner character" thus seems to be the inverse of classic Italian caricatura which strives to illuminate inner qualities through distortion, and not duplication, of the subject's appearance» (http//xroads.virginia.edu/~ma96/puck/notes.).

Расцвет политической карикатуры как жанра обычно связывается с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс. Например, борьба за права женщин в начале 20 века нашло отражение во множестве политических карикатур того времени. Примечательно, что большинство художников карикатуристов были на стороне женщин (Hudzik, 1999).

Развитие карикатуры связано с литературной публицистикой, с передовой журналистикой и ее социально-политическими устремлениями. В зарубежной литературе отмечается, что «золотой век» карикатуры определяется характером политической власти. Диктаторство ограничивает карикатуристов созданием произведений, поддерживающих существующий режим, либо заставляют их молчать. Демократические режимы содействуют творчеству карикатуристов, чьей задачей является представление общности интересов, поддержка честности высокопоставленных лиц посредством интерпретации сложного на простом и близком языке [Morris, 1995:130].

Наличие комического начала в политической карикатуре обязательно, поскольку природа комического как эстетической категории основана на “отражении противоречий реальности” [Луннова 1996:28], что является одной из характеристик политической карикатуры.

Как и другие смеховые жанры политического дискурса (частушки, анекдоты, памфлеты, пародии) политическая карикатура способствует утверждению или разрушению существующих в обществе стереотипов, разоблачению социально-политических мифов, критическому осмыслению прошлого с учетом настоящего.

Разновидностью карикатуры (как креолизованного текста) является коллаж, который, на наш взгляд, можно определить как способ художественной типизации, использование средств шаржа, гротеска и фотографии для критически тенденциозного преувеличения и подчеркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям.


загрузка...