Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств (04.10.2010)

Автор: Юрьева Марина Николаевна

Юрьева Марина Николаевна

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

И ИСКУССТВ

Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального

образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва 2010

Диссертация выполнена на кафедре общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Макарова Людмила Николаевна

Официальные

оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Вербицкий Андрей Александрович

доктор педагогических наук, профессор

Никитин Вадим Юрьевич

доктор педагогических наук, профессор

Нилов Вячеслав Николаевич

Ведущая организация – Санкт-Петербургский университет культуры и искусств

Защита состоится «22» декабря 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, а с авторефератом – на сайте ВАК РФ.

Автореферат разослан « ___» ______________ 2010 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Булдина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Модернизация профессионального образования в России, активно входящей в мировое образовательное сообщество, требует разработки научно-технологического обеспечения инновационных преобразований, происходящих в системе высшего хореографического образования, в целях достижения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В концепции художественного образования РФ особое значение уделено подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к самостоятельному осмыслению и творческой трактовке художественных процессов и явлений, готового к постоянному личностному и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В данных условиях возрастают требования к качеству подготовки творческих специалистов в вузах культуры и искусств. В соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации (ИСО) качество подготовки рассматривается как комплекс приобретенных в процессе обучения профессиональных и личностных характеристик специалиста.

Изучение состояния образовательной хореографической практики показывает, что сегодня в профессиональном становлении будущих специалистов задача развития личности рассматривается как приоритетная, что предполагает тесную взаимосвязь фундаментализации, гуманизации, профессионализации с целью формирования инновационных подходов к организации образовательного процесса в вузах культуры и искусств. Взаимосвязь личностного, творческого и профессионального становления имеет принципиальное значение, так как собственная личность специалиста выступает в качестве инструмента его творческой хореографической деятельности, обеспечивает готовность к достижению социальной, личностной и деятельностной зрелости на основе собственной творческой активности, самосовершенствования и самоосуществления.

В настоящее время обсуждение и исследование проблем профессионального и личностного становления специалиста приобрело универсальный характер для науки в целом. Существуют многочисленные философские, социологические, психологические, педагогические труды, направленные на многостороннее изучение данных процессов. Но при этом незначительное внимание уделяется развитию хореографической педагогики, повышению эффективности формирования личностных и профессионально-творческих качеств выпускников-хореографов, выявлению внутренних связей данных процессов с саморазвитием личности, недостаточно активизируются и используются внутренние индивидуальные ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал. Существующая образовательная среда вуза не способствует полноценной самореализации студентов-хореографов в учебно-профессиональной деятельности. Соответственно, процесс их профессионально-творческого становления происходит спонтанно, интуитивно, непрогнозируемо (а следовательно, неэффективно), что свидетельствует, прежде всего, о недостаточном использовании внутренних возможностей студента и культурно-образовательной среды вузов культуры и искусств.

Все более острыми становятся противоречия:

- между возросшими объективными требованиями современного общества к повышению уровня профессиональной компетентности специалиста-хореографа и реальным состоянием профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств, не отражающих в должной мере необходимость мобильного реагирования выпускника на изменения социально-культурной среды;

- между сложившейся моделью высшего хореографического образования, отличающейся ограниченностью возможностей выбора содержания, образовательных траекторий, форм повышения образовательного уровня и необходимостью эффективной реализации индивидуальных ресурсов личности студента-хореографа;

- между нарастающей потребностью в непрерывном профессионально-творческом становлении личности специалиста-хореографа и отсутствием концептуальных основ, раскрывающих сущностные признаки, механизмы, пути и условия реализации данного феномена в вузах культуры и искусств;

- между узкой компетентностью, доминированием предметноцентрированного хореографического образования; традиционным опытом организации познавательной деятельности, ограничивающей образовательные возможности личности, и реальной потребностью студента-хореографа в интегрированных знаниях, создающих основу для комплексного решения проблем профессионально-творческого становления.

Содержательная унификация профессий в сфере хореографического образования приводит к изменению ранее существовавших специальностей. В настоящее время в Государственном образовательном стандарте ВПО специальность 070303 «Искусство хореографа», квалификация «хореограф» предполагает, что «хореограф в профессиональном искусстве по собственному замыслу на основе музыкального произведения создает как оригинальную хореографическую композицию, так и постановку произведения классического балетного наследия, объединяя и направляя при этом творчество танцовщиков, художника, композитора, дирижера».

Анализируя содержание ГОС ВПО в сфере культуры и искусства, всех представителей профессии хореографа условно можно разделить на две группы: 1 – специализирующиеся в сфере народного художественного творчества, системы среднего, дополнительного образования: руководитель хореографического коллектива, преподаватель; 2 – специализирующиеся в профессиональной сфере хореографического искусства: хореограф, балетмейстер-репетитор, педагог-балетмейстер, осуществляющие деятельность в оперно-балетных театрах, балетных труппах, хореографических ансамблях.

Понятие «хореограф» предполагает не узконаправленное, ограниченное использование труда специалиста, а с учетом современных тенденций включает более широкие возможности его применения в различных сферах культуры, искусства, образования, спорта и т. д. Общим для всех специалистов-хореографов является овладение искусством танца, которое включает в себя различные виды хореографической деятельности, методы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.


загрузка...