Влияние институциональных и территориальных факторов развития малого бизнеса на занятость населения (04.10.2010)

Автор: Тореев Владимир Борисович

Самой распространенной формой привлечения персонала на малых предприятиях является наем на условиях полной занятости. Обследования показали, что на 18 человек работающих на условиях полной занятости приходится только 10 работников, работающих на условиях временной занятости. Причем в кризисные годы количество работников работающих на условиях неполной или временной занятости возрастает.

Поскольку российские регионы сильно дифференцированы по уровню экономического развития, то и их рынки труда также различаются как по объему, так и по структуре. Занятость в малом предпринимательстве практически прямо пропорционально связана с общей занятостью в экономике федеральных округов. Чем выше общая занятость, тем больше людей создают локальный платежеспособный спрос, тем больше малых предприятий его удовлетворяет. Таким образом, занятость на малых предприятиях функционально связана с уровнем развития региона, выраженного через общую занятость. Для исследования характера дифференциации занятости проведем типологию российских регионов на основе исследования показателей, характеризующих занятость в 2007 году.

Для описания состояния региональной занятости будем использовать семь показателей, описывающих три основных характеристики рынка труда: объем и структуру населения, занятость в малом бизнесе и уровень экономической активности населения. В результате проведения кластерного анализа получено деление регионов на десять групп по уровню занятости в малом бизнесе и десять групп по уровню общей занятости. Результаты кластер-анализа представлены на рисунке 2. Общим дифференцирующим показателем для всех регионов, согласно нашим предположениям, стала «численность населения». Чем больше численность населения, тем выше в регионе занятость, в том числе на малых предприятиях.

В большинстве регионов население проживает большей частью в городах, только в девяти регионах сельское население превалирует над городским, еще девять регионов можно отнести к регионам с большой долей сельского населения. Несмотря не то, что эти регионы расположены в разных группах по уровню занятости, все они характеризуются низкой экономической активностью населения. Это объясняется высоким уровнем самозанятости населения в личных подсобных хозяйствах. Такая самозанятость порождает низкую экономическую активность населения, но позволяет выживать.

Абсолютным лидером по уровню занятости в регионе выступает Москва. Значения всех анализируемых показателей у Москвы являются максимальными. Естественно, что 10470 тыс. постоянно проживающих жителей создают гигантский платежеспособный спрос, который удовлетворяется за счет труда 1841,3 тыс. работников малых предприятий. Еще примерно 200 тыс. трудятся на временной основе и по договорам подряда. Таким образом, в Москве примерно 20% населения трудится на малых предприятиях. Притом, что доля экономически активного населения в Москве составляет 57,9%, 32% процента экономически активного населения москвичей связано с малым бизнесом. Далее идут Московская область (566,9 тыс. человек работают на малых предприятиях) и Санкт-Петербург (628,3 тыс.). В этих регионах превалирует городское население (в Московской области – 80,4%) и велика экономическая активность населения.

Объем занятости и качество рынка труда во многом определяются состоянием малых предприятий. В середине 90-ых годов сформировалась отраслевая структура малого бизнеса, которая практически не менялась. Основным видом деятельности является торговля и услуги населению, которыми занимаются 45% малых предприятий. На второе место вышел показатель «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», который с 2002 по 2007 годы увеличил свою долю с 14,5% до 15,9%. Далее идут строительство – 11,7%, обрабатывающие производства – 11,5%, транспорт и связь – 5%.

Рис. 2. Распределение регионов России по уровню занятости в малом бизнесе.

Более темным цветом обозначены регионы с более высоким уровнем занятости населения

Анализ состояния малых предприятий проводился на основе результатов опросов. Так, оценка эффективности функционирования малых предприятий определялась по ответам на вопрос о доле издержек в валовом доходе. Понятно, что доля издержек сильно зависит от отраслевой специализации. Доля издержек в валовом доходе малых предприятий в среднем составила 70,8%, индивидуальных предпринимателей – 61,8%. Таким образом, даже понимая, что респонденты склонны были завышать долю издержек, рентабельность функционирования малых предприятий оказалась на уровне 30%, а индивидуальных предпринимателей – 40%.

Основой для развития малого бизнеса выступает наличие локального спроса на его товары и услуги. Чем выше покупательная способность населения, тем больше спрос на товары и услуги малых предприятий, что в свою очередь зависит от состояния экономики. Можно выделить три фактора, имеющих социальный характер, которые определяют уровень развития малого бизнеса: во-первых, мобильность рабочей силы, т. е. способность адаптации людей к изменяющимся условиям путем смены профессии, квалификации, рода деятельности, места жительства, социального статуса, образа жизни; во-вторых, развитость традиций малого бизнеса, сложившиеся в обществе; в-третьих, качество поддержки, в том числе государственной, малого предпринимательства на всех уровнях: от муниципального до федерального.

Мобильность рабочей силы. Исследования показывают, что еще во второй половине восьмидесятых годов, когда структура экономики была стабильна, каждый четвертый работник менял место работы, а каждый пятый менял к тому же профессиональную ориентацию. После начала экономических реформ, когда в массовом порядке стали останавливаться предприятия, процессы смены работы интенсифицировались и 26,2% работников сменило место работы уже за четыре года, и дальше этот процесс пошел по нарастающей. В 90-ые годы более 40% работников сменило место работы.

Наиболее сложным в психологическом плане и интересным для нашего исследования является переход из разряда наемных работников в разряд предпринимателей. Кроме суммы необходимых для ведения собственного бизнеса знаний предприниматель должен обладать личностными качествами, которые позволили бы ему успешно вести свое дело. Основным отличием наемного работника от предпринимателя является умение и готовность рисковать, т.е. отвечать имуществом за принимаемые решения.

РНИСиНП провел исследование предпринимательского потенциала Российского общества. В результате примерно 10,5% респондентов были готовы начать собственное дело, но по тем или иным причинам еще не сделали последний шаг в этом направлении. Примерно половина желающих начать свой бизнес полагали, что обладают для этого необходимыми знаниями, навыками и опытом. Иными словами, считающих для себя возможным начать собственное дело вдвое больше, чем тех, кто уверен, что располагает для этого требуемым человеческим капиталом. Примерно 40% желающих открыть собственное дело (5,8% от общего числа опрошенных) удерживала боязнь неуспеха. Таким образом, потенциальных предпринимателей в обществе оказалось вдвое больше, чем реальных.

Традиции малого бизнеса будем рассматривать в более широком ракурсе, отнеся к ним и общественное мнение, формируемое печатными и электронными средствами массовой информации, и возможность предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса, оказывать влияние на принятие решений властями.

За долгие годы коммунистического режима традиции частного предпринимательства искоренялись самым тщательным образом. В Уголовном Кодексе присутствовал ряд статей, карающих за частнопредпринимательскую деятельность. Несмотря на это малый бизнес существовал, но носил латентный характер. Понятно, что сформировать традиции предпринимательства в условиях подполья было невозможно.

После проведения политической и экономической реформ создались условия для развития традиций малого предпринимательства. Эффективным инструментом распространения традиций предпринимательства должны служить средства массовой информации, однако, российская пресса не балует внимаем малый бизнес. Так, за период с июля 2005 года по июнь 2006 года самое массовое российское издание «Московский комсомолец» упоминал понятие «малое предпринимательство» всего 38 раз, в том числе опубликовал всего 15 статей и заметок, посвященных ему непосредственно. У одного из влиятельнейших экономических изданий газеты «Коммерсантъ» эти цифры выглядят так: 53 упоминания и 23 заметки.

Лучше дело обстоит с электронными СМИ. За последние годы Интернет стал рутинным инструментом не только для предпринимателей, но и для госструктур. Опросы показали, что 95,9% малых предприятий используют вычислительную технику для ведения бухгалтерии, активно пользуются электронной почтой (37,5%), получают и распространяют рекламу через Интернет (16,7%).

Поддержка малого предпринимательства со стороны государства. Основную задачу государства по поддержанию и развитию предпринимательства можно определить как установление таких институциональных условий (правил), которые позволили бы успешно развиваться новому институту – малому предпринимательству. 90-ые годы характеризовались частой сменой правовой среды, в которой развивалось малое предпринимательство. Только после 2004 года законодательство стало более-менее стабильным. И несмотря на то, что качество этого законодательства далеко от идеального, оно тем не менее создает основу для развития малого бизнеса.

<ной системы отстала от реформы экономики и к началу преобразований не имела ни инструментов, ни практики защиты частной собственности. В результате трансформации государственной системы мы получили класс частных владельцев бывшей госсобственности (пока еще не инвесторов) и морально устаревшую правовую систему, которая не могла обеспечить защиту прав собственности.

Правовой вакуум заполнил криминал. Устранившись от выполнения своих главных институциональных функций, связанных с защитой прав собственности, государство создало условия для развития криминала. Криминальные группировки стали осуществлять, в общем-то, государственную функцию - защиту прав собственности от недружественного захвата, внося свою немалою лепту в передел собственности. В результате мы получили криминализацию общества, избавится от которой не можем до сих пор.

В 2005 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, целью которого было выявить основные проблемы, мешающие предпринимателям в сфере малого бизнеса. Наибольшие трудности в работе малого бизнеса вызывает ситуация с судебно-правовой защитой: лишь в 7 из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную. Только 0,7% российских предпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей, 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе. Приходится констатировать, что сообщество малых предпринимателей считает, что из-за коррупции отстоять свои права в российских судах проблематично.

Политику в отношении малого бизнеса государство реализовывало через федеральные программы поддержки малого предпринимательства. Было принято четыре таких программы, и не одна полностью не была выполнена. Первая программа 1994-1995 годов была принята только в середине 1995 года. Поэтому из запланированного финансирования в размере 210 млрд. рублей было выделено только 25 млрд. Финансирование второй программы 1996-1997 годов также не было осуществлено в полном объеме, т.к. из-за трудностей с исполнением бюджета статьи программы были секвестрированы. Однако он была частично выполнена: из 81 намеченного мероприятия полностью было выполнено 43 и частично 20.

Целью реализации первых программ было создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса. При финансовой поддержке международных благотворительных фондов (Евразия, ТАСИС, Ноу-Хау) эта цель была все-таки достигнута.

Основной целью третьей Федеральной программы поддержки малого предпринимательства 1998 –1999 годов стало смягчение для малого бизнеса последствий финансового кризиса 1998 года. Программа была принята, но средств на ее реализацию выделено не было, несмотря на то, что поддержка малого бизнеса была провозглашена Правительством в качестве базового элемента институциональных преобразований в реформируемой экономике России.

Четвертая Федеральная программа поддержки малого предпринимательства 2000 –2001 годов ставила своей целью обеспечение благоприятных условий для развития российского малого предпринимательства за счет повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Финансирование программы было запланировано в небольшом объеме 140 млн. рублей за счет федерального бюджета и, наверное, поэтому впервые было полностью осуществлено.

Несомненным достижением реализации программ поддержки предпринимательства в России стало создание инфраструктуры поддержки, которая в 2007 году состояла из российского агентства и 52 региональных агентств, 80 региональных фондов поддержки; 31 регионального информационно-вычислительного центра; 54 региональных бизнес инкубаторов; 30 бизнес центров; 98 учебно-деловых центров. Созданы два региональных центра правовой и экономической безопасности малого бизнеса; создается система технопарков.

Наиболее существенным вкладом государства в систему поддержки малого бизнеса стало принятие системы упрощенного налогообложения (УСН), которая предусматривает замену уплаты большей части налогов одним. Решение о переходе на УСН принимают сами субъекты МП, если по роду своей деятельности имеют на это право. Перечень условий, позволяющих МП переходить на УСН, ежегодно устанавливает Минфин России. На 2009 год были установлены ограничения на объем выручки: для микропредприятий - 60 млн. рублей; малых предприятий - 400 млн. рублей; средних предприятий - 1000 млн. рублей.

В настоящее время согласно действующему законодательству в налогообложении МП могут применяться три системы сбора налогов: общая, упрощённая и по вменённому доходу. Исследования предпочтений предпринимателей по использованию той или иной системы показали (см. таблицу 3), что большинство предпринимателей платят налоги по общей системе — 44%. На упрощенную систему налогообложения в её современной форме полностью перешли только 12% предпринимателей, в том числе 7% рассчитывают налог от прибыли, а остальные 5% - в зависимости от величины оборота предприятия. Кроме того, ряд предпринимателей, контролирующих несколько МП, платят налоги, применяя на разных предприятиях разные системы налогообложения. Использование такой смешанной системы констатировали 7% респондентов.

Таблица 3.

Предпочтения МП в выборе систем налогообложения

Налоговая система Кол-во

ответов (%)

Общая 44

Вмененный налог 29

Упрощенная (прибыль) 7

Упрощенная (оборот) 5

Смешанная 7

Теневая 2

Не ответили 6

Причин слабого использования УСН и ЕНВД две: первая – законодательные ограничения на их применение; вторая, - неурегулированность проблем учета НДС. Необходимо отметить, что в последние годы Минфин РФ постепенно снимает ограничения на использование УСН. Проблема НДС до сих пор не решена. Действительно, если малое предприятие перешло на одну из упрощенных форм уплаты налогов, то подразумевается, что НДС оно не платит. Хорошо, если предприятие занимается таким видом деятельности, при котором производимые товары и услуги реализуются за наличные (торговля, общественное питание, туризм). Однако если предприятие реализует товары по безналичному расчету, то при упрощенной системе налогообложения они могут реализовывать свои товары только другим предприятиям с упрощенной системой налогообложения, в противном случае им необходимо указывать НДС, учет которого они не производят. Вот и приходится таким предприятиям платить налоги по полной программе, чтобы не ограничивать возможный круг своих партнеров.


загрузка...