ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К РАБОТЕС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ (04.10.2010)

Автор: Танаева Замфира Рафисовна

Выявлены социально-исторические и теоретико-методологические предпосылки возникновения и развития педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, позволившие определить степень разработанности искомой проблемы в теории и практике педагогики.

Пересмотрена организация процесса управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, который рассматривается нами с позиции определения его целей, факторов и условий эффективного функционирования, а также способов контроля за их реализацией и понимается как совместная деятельность субъектов управления, в процессе которой достигается принятие оптимального управленческого решения и обеспечивается эффективность его реализации.

Доказано, что теоретико-методологическим основанием педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями выступает синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов, основывающихся на концептуальных положениях философии, теории управления, педагогики, психологии и права, определяющихся особенностями управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями и спецификой создаваемой концепции.

Выявлено, что основу и новизну разработанной педагогической концепции составляет система, построенная как результат теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории управления, юриспруденции, профессионального образования на подготовку обучаемых. В результате выделены закономерности:

социальные (взаимосвязь педагогического процесса от общественных процессов, социально-экономической, политической ситуации, потребности общества в определенном типе специалистов);

процессуальные (взаимосвязь процессов педагогического управления со внешними и внутренними факторами; взаимосвязь цели и задач профессиональной подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями с организационно-педагогическими условиями эффективного функционирования концептуальной модели и с содержанием педагогического процесса);

личностные (взаимосвязь развития личности будущего специалиста с его профессиональной подготовкой);

результативные (взаимосвязь дальнейшего развития педагогического управления профессиональной подготовкой к работе с несовершеннолетними правонарушителями с характером отношений между субъектами педагогического управления и связями управления – взаимодействия);

три подсистемы принципов:

принципы, отражающие идеи общей теории педагогического управления (преемственности, координации, наблюдаемости, самоуправляемости, рефлексивного управления);

принципы, отражающие идеи общепедагогической подготовки будущих специалистов (субъектности, доступности, реализации обратной связи);

принципы, отражающие идеи профессиональной подготовки (законности, гуманизации, толерантности, коммуникативной ориентированности).

Подтверждено, что главным механизмом педагогической концепции управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями являются функции управления: мотивационно-целевая, планово-аналитическая, организационно-исполнительская, контрольно-регулятивная, функция межличностного взаимодействия.

Обосновано, что функционирование спроектированной нами концептуальной модели базируется на дидактических закономерностях и принципах, предполагающих при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимосвязей всех ее содержательных блоков (психолого-педагогического, правового, межличностно-коммуникативного и поведенческого) и изменение их функций при совершенствовании этой модели.

Установлено, что технологической составляющей концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями является система педагогико-правовых задач, которая понимается нами как заданная в определенных условиях цель профессиональной подготовки на усвоение обучаемыми какого-либо фрагмента учебного материала, ориентированного на развитие компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями. В каждый из разработанных нами блоков знаний и умений концептуальной модели (психолого-педагогического, правового межличностно-коммуникативного и поведенческого) включены поисковые педагогико-правовые, исследовательские педагогико-правовые, творческие педагогико-правовые, коррекционные педагогико-правовые задачи, которые в каждом из этих блоков приобретают специфические особенности, определяемые целями профессиональной подготовки.

Доказана необходимость и достаточность комплекса организационно-педагогических условий. В него входят содержательные условия (осуществление рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа и самоконтроля; применение ресурсов учебной практики; разработка и реализация программы интегративной дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних») и процессуально-технологические условия (субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса; управление научно-исследовательской работой обучаемых; стимулирование межличностно-коммуникативной образованности будущих специалистов).

Теоретическая значимость исследования определяется научной новизной и результатами исследования, которое идентифицирует управленческие, правовые, педагогические и психологические проблемы, связанные с дальнейшим развитием педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, предлагает пути их решения в виде концепции, в рамках которой:

уточнен и систематизирован понятийно-терминологический аппарат исследования, включающий такие понятия, как «синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов», «профессиональная подготовка к работе с несовершеннолетними правонарушителями», «педагогическое управление», «функции педагогического управления», «педагогико-правовая задача», «психолого-педагогический, правовой, межличностно-коммуникативный и поведенческий блоки знаний и умений будущих юристов»;

введено в научный оборот понятийно-терминологическое сочетание «педагогическое управление профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями», которое ориентирует общество на огромный нереализованный потенциал в сфере образования, способный значительно обновить саму методологию изучения данной проблемы, концептуальное обоснование и методико-технологическое обеспечение;

пересмотрена организация процесса педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, которая понимается, как целенаправленная совместная деятельность субъектов управления, в процессе которой достигается принятие оптимального управленческого решения и обеспечивается эффективность его реализации;

выявлены и обоснованы теоретико-методологические основания педагогической концепции управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями на философском, общенаучном, конкретно-научном и методико-технологическом уровнях методологии, что позволило осуществить синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов, предоставивший возможность более четко сформулировать цель, формы и методы осуществления процесса педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями;

определено содержательно-смысловое наполнение педагогической концепции управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями в виде концептуальной модели, представляющей использование в образовательном процессе высшей школы профессионального цикла дидактически подготовленного преподавателем интегрированного материала на основе его психолого-педагогической, правовой, межличностно-коммуникативной, поведенческой направленности, технологической и дидактической последовательности;

разработана технология модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, в качестве технологической составляющей которой представлена система педагогико-правовых задач, обеспечивающая преемственность и эффективность процесса педагогического управления;

создан комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий эффективность педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, учитывающий назначение и содержание деятельности будущего специалиста в области профилактики правонарушений несовершеннолетних, социальный заказ общества в высококвалифицированных кадрах, возможности синтеза междисциплинарного, правового и модульного подходов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, сделанные на основе разработанной педагогической концепции, обеспечивают достижение высокого уровня компетентности обучаемых в работе с несовершеннолетними правонарушителями посредством:

реализации программы интегративной дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних», разработанной автором с применением модульной технологии, включающей учебные пособия, методические рекомендации и учебно-методические комплексы по дисциплине для преподавателей и обучаемых;

произведенной систематизации педагогико-правовых задач (логические, поисковые, исследовательские, творческие, коррекционные), которые выступают в качестве промежуточного звена между теорией и самостоятельной профессиональной деятельностью будущего специалиста;

разработки оценочного инструментария для проведения диагностики качества педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, повышающего научность и обеспечивающего точность определения эффективности созданной автором концепции и измерения уровня компетентности будущих юристов;

структурирования и описания теоретического и практического материала таким образом, что он может быть включен в курс лекций и практических занятий по дисциплинам «Профилактика и предупреждение преступлений», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Криминология», «Психология», «Педагогика»;

создания пакета методико-технологических программ и указаний для преподавателей и обучаемых в целях совершенствования процесса подготовки обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обусловлены исходными научными позициями в исследовании процесса педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями как социально-педагогического феномена; целенаправленным использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного объекту, предмету, цели и задачам исследования; разработкой методологических, теоретических и методико-технологических основ изучаемого процесса с применением понятийно-терминологического аппарата, приводящего к однородным выводам; многоаспектной апробацией основных теоретических положений исследования; в том числе, результатами реализации в образовательном процессе высшей школы дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних», разработанной на основе выдвинутой педагогической концепции; широкой опытно-поисковой базой и проведением диагностики качества подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями; итоговой проверкой выдвинутой гипотезы исследования; обработкой результатов исследования методами математической статистики.

Личный вклад автора состоит в теоретическом обосновании основных идей и положений исследования; разработке педагогической концепции управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, направленной на обеспечение высокого уровня компетентности будущих специалистов; получении новых научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах, в том числе авторских монографиях и учебно-методических пособиях; организации и проведении опытно-поисковой работы и систематизации полученных данных; разработке научно-методического обеспечения процесса педагогического управления подготовкой будущих юристов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия в работе конференций:

международного уровня: «Развивающее образование ХХI века», 2003 г. (г. Горно-Алтайск); «Гуманистические основы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе», 2003 г. (г. Челябинск); «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», 2004 г. (г. Томск); «Инновационные процессы в образовании», 2004 г. (г. Челябинск); «Новые образовательные технологии в вузе», 2004, 2007 г. (г. Екатеринбург); «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», 2004 г. (г. Красноярск); «Современное сиротство: социокультурный портрет», 2007 г. (г. Челябинск); «Роль государственно-общественного управления в обеспечении комплексной безопасности объектов и субъектов образовательной системы», 2008 г. (г. Челябинск); «Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних», 2008 г. (г. Челябинск);

всероссийских: «Интеграция методической (научно - методической) работы и системы повышения квалификации кадров», 2003, 2004, 2005, 2009, 2010 г. (г. Челябинск); «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», 2002, 2006 г. (г. Челябинск); «Психолого-педагогические исследования в системе образования», 2003, 2004 г. (г. Челябинск); «Проблемы повышения эффективности и качества обучения в высших учебных заведениях», 2004 г. (г. Челябинск);

межвузовских: «Методика вузовского преподавания», 2003 г. (г. Челябинск); «Экономика и социум на рубеже веков», 2003 г. (г. Челябинск); «Проблемы образования в условиях северных городов», 2004 г. (г. Нягань); «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов», 2004 г. (г. Челябинск); «Преступность и безнадзорность несовершеннолетних: социальные, психологические и правовые аспекты», 2006 г. (г. Москва); «Актуальные вопросы развития высшей школы в условиях реформы образования», 2008 г. (г. Омск); Педагогические технологии в современном высшем профессиональном образовании: состояние, проблемы, развитие», 2010 г. (г. Омск).

участия в деятельности научно-исследовательского центра «Актуальные проблемы педагогики высшей школы», созданного на базе ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» (2002 – по настоящее время);

успешного участия в составе рабочей группы в конкурсном отборе среди образовательных учреждений системы МВД России, внедряющих инновационные образовательные программы, «Инновационные системы практикоориентированной подготовки кадров для органов внутренних дел в условиях функционирования непрерывного профессионального образования» (Приказ МВД России №829 от 5.12.2009 г.);

публикаций в печати;

работы в качестве инспектора по делам несовершеннолетних, следователя по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними, старшего инспектора по исполнению административного законодательства (1985-2001);


загрузка...