Формирование и развитие механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства в регионе (теория, методология, практика) (04.10.2010)

Автор: Шелковников Сергей Александрович

Уровень рентабельности (убыточности) реализованной продукции, % Доля организаций группы в общем их числе, % Уровень окупаемости затрат на основное производство, % Доля организаций группы в общем их числе, %

без учета субсидий с учетом субсидий

без учета субсидий с учетом субсидий

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

< 0 57 33 34 43 13 2 0-50 18 15 14 14 7 7

0-15 24 27 27 32 29 34 50-100 67 66 66 68 66 63

15-40 14 24 25 18 33 35 100-115 4 8 6 6 11 12

40-70 2 8 8 5 13 17 115-130 3 5 6 3 7 6

>70 2 9 6 3 13 11 >130 8 6 8 9 9 12

Итого 100 100 100 100 100 100 Итого 100 100 100 100 100 100

Органы государственной власти, основываясь на показателе «уровень рентабельности», становятся заложниками создающейся видимости благополучия отрасли и не учитывают фактического положения дел при определении объемов финансирования сельхозпроизводства и метода их распределения.

Нами предлагается методика планирования государственными органами объемов бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства, основанная на разработке нормативов субсидирования с использованием коэффициента окупаемости нормативных затрат на основное производство для каждой сельхозорганизации, муниципального района, природно-экономической зоны и региона в целом, обеспечивающих простое, расширенное и инновационное воспроизводство, способствующих выравниванию условий хозяйствования.

При определении размера потребности в субсидиях с использованием коэффициентов окупаемости нормативных затрат на основное производство вместо себестоимости нами предлагается использовать нормативные затраты на основное производство, умножая которые соответственно на 1,15; 1,3; 1,5, мы получаем нормативную выручку, а вычитая из нее фактическую, – норматив потребности в субсидиях. Затем из полученной суммы отнимаются фактически выплаченные субсидии и определяется их дополнительная потребность.

Расчеты показали, что дефицит в субсидиях в 2008 г. при фактическом объеме господдержки в 1831,3 млн руб. для обеспечения простого воспроизводства составил 1366,5 млн руб., расширенного – 4377,9, инновационного – 8393,2 (табл. 4).

Таблица 4. Нормативы бюджетной поддержки сельхозорганизаций Новосибирской области

Показатели Способы воспроизводства

расширенное

(уровень рентабельности 40%) простое

(КОЗнорм = 1,15) расширенное

(КОЗнорм = 1,3) инновационное

(КОЗнорм = 1,5)

Норматив потребности в субсидиях, млн руб. 3070,2 3197,8 6209,2 10224,5

Дополнительная потребность в субсидиях, млн руб. 1238,9 1366,5 4377,9 8393,2

В среднем на одну сельхозорганизацию, тыс. руб. 6043,7 6294,9 12222,8 20127,0

Субсидий на 1 га сельхозугодий, руб. 648,4 675,4 1311,4 2159,5

Субсидий на 1 га пашни, руб. 1222,0 1272,8 2471,5 4069,7

Субсидий на 1 руб. валовой продукции, коп. 15,4 16,0 31,1 51,2

Субсидий на 1 руб. товарной продукции, коп. 20,2 21,0 40,8 67,2

Субсидий на 1 работника, тыс. руб. 53,9 56,2 109,1 179,6

Таким образом, сельское хозяйство недополучает значительные суммы средств, и одним из основных направлений совершенствования государственной поддержки является целесообразность существенного увеличения их объемов, выделяемых сельхозпроизводителям. Это особенно актуально в ситуации вывода сельского хозяйства из кризиса. На первом этапе государству необходимо вложить в эту отрасль значительные средства, чтобы в дальнейшем финансово устойчивые организации могли самостоятельно вести производственную деятельность, а государство бы их поддерживало, как это делается во всех развитых странах. Особое внимание следует уделять использованию ресурсного потенциала и эффективному расходованию выделенных целевых средств.

Индикаторы развития сельского хозяйства Новосибирской области, исходя из норм государственной поддержки.

При обосновании основных перспективных индикаторов развития сельского хозяйства Новосибирской области были проведены расчеты по основным укладам на перспективу: крупным и средним сельхозорганизациям, а также малым хозяйственным формам – ЛПХ и К(Ф)Х.

При разработке основных индикаторов развития сельского хозяйства региона необходимо опираться на индикаторы развития агропромышленного производства Российской Федерации. Нами при разработке целевых индикаторов по Новосибирской области на перспективу учитывались ориентиры развития сельского хозяйства России, рассчитанные ВНИИЭСХ на 2025 г. За основу брали оптимистичный вариант, при котором сельское хозяйство основывалось бы на среднем и умеренно крупном по размерам производстве, использовании разных типов предприятий, но с преобладанием кооперативных формирований, превращении АПК в наукоемкий и высокотехнологический сектор экономики с развитой наукой, с полноценной социальной инфраструктурой.

Нами были определены основные целевые индикаторы развития сельского хозяйства Новосибирской области на 2012 и 2020 гг. На развитие сельхозпроизводства до 2012 г. окажут влияние такие факторы, как изношенность машинно-тракторного парка, уход из села высококвалифицированных кадров, недостаток средств для расширенного воспроизводства. В основу целевых индикаторов производства и реализации продукции было положено, прежде всего, обеспечение населения области продуктами питания на уровне медицинских норм, повышение конкурентоспособности хозяйств. Они запланированы с учетом лучшего использования имеющихся земельных и трудовых ресурсов, повышения цен реализации продукции, увеличения инвестиций. К тому времени будет достигнута более высокая отдача от принятых областным Советом депутатов законов о развитии сельского хозяйства и постановлений главы администрации области.

Построение рыночных форм агропромышленной интеграции позволило выявить, что наиболее эффективными формами «мягкой» интеграции являются ассоциации, союзы и потребительские кооперативы, «жесткой» – агропромышленно-финансовые группы. Проблему ограниченности материально-технических ресурсов в агропромышленном производстве предлагается решить за счет собственных средств, государственных вложений и при помощи потребительских снабженческих и обслуживающих кооперативов. Большую нишу должны занять коопхозы как объединения крестьянских (фермерских) хозяйств.

По расчетам, в 2012 г. намечается иметь 524 сельхозорганизации, в том числе 196 производственных кооперативов, 60 потребительских кооперативов, 20 коопхозов (как объединение К(Ф)Х). Наличие акционерных обществ должно сократиться до 200, в том числе закрытого типа – до 180. Необходимо укреплять крупные государственные комплексы, птицефабрики, сельхозорганизации – гаранты получения стабильного объема сельхозпродукции. Количество личных подсобных хозяйств населения намечается иметь на уровне 280 тыс., что позволит получать 45% валовой продукции сельского хозяйства.

На 2020 г. намечается увеличение производственных кооперативов, возрастет число потребительских кооперативов (за счет создания торгово-закупочных кооперативов, машинно-технологических станций на кооперативной основе, кооперативных банков и ряда других обслуживающих кооперативов). Поскольку сельское население к 2020 г. может уменьшиться на 134 тыс. человек, то, соответственно, сократится число личных подсобных хозяйств и может достигнуть в 2020 г. 231 тыс. Поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец и коз также будет сокращаться.

Общее число К(Ф)Х сократится с 3726 в 2008 г. до 2410 в 2012 г. и до 1930 в 2020 г., однако средний размер земельного надела увеличится со 136,3 га в 2008 г. до 199 га в 2012 г. и до 249 га в 2020 г.

Посевные площади зерновых во всех категориях хозяйств могут составить в 2012 г. 2000 тыс. га, в том числе в крупных и средних сельскохозяйственных организациях 1800 тыс. га. Валовой сбор зерна может достигнуть в 2012 г. – 3400, а в 2020 г. – 4400 тыс. т.


загрузка...