Развитие рынка зерна и зернопродуктов региона (теория, методология, практика) (04.10.2010)

Автор: Пыжикова Наталья Ивановна

Вместе с тем на основе стратегического анализа определены семь основных проблем, которые взаимосвязаны и взаимозависимы (рис. 7).

В связи с этим стратегия должна определять основополагающие подходы к решению этих семи кардинальных проблем зернового производства и рынка зерна, только в этом случае она позволит сформировать эффективную систему государственного регулирования зернового хозяйства. Решение этих проблем и должно быть приоритетом развития зернового хозяйства в Красноярском крае.

Рис. 7. Основные проблемы развития зернового хозяйства Красноярского края

Рис. 8. Стратегия развития зернового производства и рынка зерна в Красноярском крае

Основные составляющие стратегии представлены на рис. 8. Она основана на предвидении принципиальных, качественных изменений в отрасли, способных обеспечить её эффективное, динамичное развитие за счёт достижения конкурентоспособных параметров производства зерновой продукции и ее сбыта.

В соответствии с указанными выше приоритетными направлениями развития и сценариями зерновое хозяйство прогнозируется в следующих размерах (табл. 5).

Таблица 5

Основные индикаторы реализации стратегии развития зернового хозяйства

Красноярского края до 2017 года

Показатели Факт

2005-2008 гг. Сценарии развития

(инерционный) 2-й

(программно-целевой) 3-й

(инновационный)

Производство зерна, тыс. т 1761 1870 2300 2890

Прирост посевных площадей зерновых и зернобобовых культур к 2008 г., тыс. га - 14,0 78,0 445,0

Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га 19,4 19,0 21,0 22,5

Прирост производства зерновых культур в 2017 г. к 2008 г., тыс. т - 18,0 275,8 1035,4

Обеспеченность зерном по нормам потребления (с учетом внутрихозяйственного потребления), % 63,6 64,8 73,7 100,0

Расчеты показывают, что при реализации 1-го сценария не представляется возможным обеспечить показатели, предусмотренные проектом Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 г., по объемам производства зерна и зернопродуктов.

При 2-м сценарии могут быть созданы условия для наращивания производства зерна в 2017 г. в объеме до 2300 тыс. т, что позволит существенно повысить среднедушевое потребление основных видов продовольствия за счет отечественной продукции и приблизиться к его уровню, достаточному для продовольственной безопасности региона, формирования экспортных ресурсов.

Увеличение объемов производства зерновой продукции по 2-му и 3-му сценариям достигается за счет интенсивного внедрения ресурсосберегающих технологий, технического и технологического перевооружения зернового хозяйства в крае.

Нами предлагается в качестве основного выбрать второй, наиболее реалистичный сценарий, на реализацию которого, по предварительным оценкам, потребуется около 2 млрд руб. (без учета затрат на создание и развитие перерабатывающих мощностей, системы логистики).

Очевидно, что инновационное развитие носит долговременный характер, но при этом является более эффективным. Если принять такую стратегию, то необходимо использовать соответствующие механизмы и методы ее реализации. Вместе с тем, особенностью современного положения является то, что эти механизмы и методы не будут повторять ранее применяемые в аналогичных ситуациях, а будут основываться на использовании эффективных рыночных отношений, инновационных технологиях и учитывать новый уровень открытости для мирового зернового рынка региональных экономик России.

5. Организационно-экономический механизм развития рынка зерна и зернопродуктов в регионе

Реализация стратегии должна осуществляться посредством организационно-экономического механизма. Он включает в себя организационные и экономические направления, мероприятия и инструменты по содействию развития рынка зерна и зернопродуктов.

Направления экономического механизма развития рынка зерна и зернопродуктов в виде системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, с подробной расшифровкой отдельных фрагментов представлены на рис. 9.

Развитие рынка невозможно без динамичного роста производства и повышения качества зерна, поэтому первое направление включает эти мероприятия.

Увеличение валового производства зерна напрямую связано с технической оснащенностью сельскохозяйственных товаропроизводителей. Именно машинно-технологический комплекс зернового хозяйства, как инновационная база зернового производства, является важнейшей производственной системой, которая регулирует объемы, качество и экономические характеристики конечной зерновой продукции.

Рис. 9. Система мер по развитию рынка зерна и зернопродуктов в регионе

В связи с этим во втором направлении важными являются меры по достижению финансовой и экономической устойчивости зерновых хозяйств за счет льготного приобретения современного оборудования и техники, применения ресурсосберегающих технологий в зерновой отрасли.

В третьем направлении необходимо создать условия для эффективного развития мукомольно-крупяной промышленности, так как предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в крае имеют много нерешенных проблем.

Наращивание зернового производства будет определяться возможностями сбыта производимой продукции. Поэтому в четвертом направлении необходимо отметить, что все мероприятия направлены на расширение рынка сбыта зерна и зернопродуктов, включая вывоз продукции за пределы края.

Вместе с тем эффективное зерновое производство и динамичное развитие рынка зерна невозможны без совершенствования нормативно-правовой базы.

До настоящего времени в ряде законов сохраняются явно устаревшие и неадекватные новым условиям хозяйствования и задачам развития агропродовольственного сектора нормы и положения, ограничивающие инициативу и возможности частных инвестиций в зерновую отрасль.

Из-за отсутствия порядка исчисления и уплаты НДС в отношении сельхозпродукции, приобретаемой у плательщиков единого сельскохозяйственного налога, сельхозпроизводители вынуждены реализовывать свою продукции на 10% дешевле реальной рыночной цены, так как потребитель не может учесть у себя входящий НДС.

Существующий порядок закупок агропродовольственной продукции для государственных и муниципальных нужд ограничивает возможности сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства – необходимо законодательно закрепить преимущественное право на такие поставки для отечественных производителей.

Требуются более рациональная налоговая политика в отношении инвестиций, полная отмена налогообложения средств, идущих на развитие производства, увеличение производственных мощностей, внедрение новых технологий и создание новых рабочих мест, предоставление налоговых каникул на период плановой окупаемости проекта для вновь создаваемых и производящих капитальную реконструкцию производственных мощностей предприятий.

Одним из вопросов, требующих законодательного разрешения, является оптимизация межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций как в зерновое хозяйство, так и в целом в сельское хозяйство. Диспаритет цен между промышленностью и сельским хозяйством имеет объективную экономическую природу: уровень консолидации предприятий различных отраслей, скорость оборота капитала, продолжительность производственного цикла и т.п. Поэтому меры по смягчению его влияния являются одной из основных задач государства, однако современная политика в этом отношении носит характер единовременных акций по сглаживанию «горящих» проблем. В то же время многие диспропорции закладываются собственно государственными решениями через систему льгот отраслям, производящим ресурсы для села (например, цена на газ для производства минеральных удобрений, отнесение зерна ко 2-му тарифному классу при железнодорожных перевозках и т.п.).

Для создания механизма регулирования, который бы позволил при нарушении паритета цен на промышленную продукцию, услуги естественных монополий и сельскохозяйственную продукцию автоматически включать механизмы компенсации, субсидирования, ограничения и т.п., необходимо разработать Федеральный закон «О регулировании межотраслевых пропорций в АПК».


загрузка...