Концепция и методологические основы синтеза парка воздушных судов в новых экономических условиях (04.10.2010)

Автор: Припадчев Алексей Дмитриевич

ПРИПАДЧЕВ Алексей Дмитриевич

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Специальность 05.02.22 — Организация производства

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Оренбург – 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Научный консультант:  доктор технических наук, профессор

Султанов Наиль Закиевич

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Сиразетдинов Рифкат Талгатович

доктор технических наук, профессор

Гипич Геннадий Николаевич

доктор технических наук, профессор

Туркин Игорь Константинович

Ведущая организация:  ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации»

Защита состоится «30» марта 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.079.03 в в ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ–КАИ) по адресу: 420111, г. Казань, ул. К.Маркса, д. 31/7

Ваши отзывы в двух экземплярах, заверенные печатью, просим высылать по адресу: 420111, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10 на имя ученого секретаря.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ–КАИ); с авторефератом – на сайте ВАК РФ: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/

Автореферат разослан «___» ___________ 20__г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Г.И. Щербаков

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Современные условия производства характеризуются усилением конкуренции на рынке товаров и услуг, что обуславливает необходимость повышения предприятиями своей конкурентоспособности. На сегодняшний день достижение конкурентоспособности предприятия, выпускаемой им продукции, как на российском, так и на мировом рынке немыслимо без технико–технологического обновления производства, без использования прогрессивных методов организации производственных процессов. Производство и эксплуатация воздушных судов (ВС) являются чрезвычайно динамично развивающимися и подвержены большому влиянию общемировой экономической конъюнктуры. Современный период развития рынка неблагоприятен для отечественной авиапромышленности вследствие сокращения внутреннего рынка сбыта авиатехники, а ближайшая перспектива предполагает ужесточение конкурентной борьбы отечественных и зарубежных производителей. Основным назначением любого предприятия является выпуск качественной и востребованной продукции, т.к. коммерческий успех может быть достигнут только теми, кто сможет обеспечить приемлемый уровень конкурентоспособности в условиях возрастающих требований к качеству перевозочного процесса. Соответственно, процесс производства перевозок является основной, но имеет место и тот факт, что наряду с выпуском востребованной продукции, часть изделий производится без учета требуемых конкурентоспособных характеристик, в том числе и типов ВС. Одной из важнейших комплексных задач является повышение эффективности производства при формировании стратегии развития конкурентоспособного предприятия в процессе организации структуры парка ВС, поскольку это связано с экономией материальных и финансовых ресурсов предприятия и отражается на структуре парка ВС, на процессе перевозок и на конкурентоспособности предприятия.

Системное изучение стратегии развития и планирования организации структуры ВС конкурентоспособного предприятия требует проведения широкомасштабных научных исследований по планированию структуры парка ВС.

На начальном этапе стратегии развития и планирования парка ВС должно быть принято большинство концептуальных и структурных решений, которые будут определять конкурентоспособность предприятия через будущую структуру парка ВС. Неотъемлемой частью процесса формирования парка ВС является определение организационной структуры на основе моделирования его функционирования. Необходимо иметь простые, но достаточно точные методы расчета, позволяющие сформировать стратегию развития и планирования структуры парка ВС конкурентоспособных предприятий.

Широта и сложность исследования обуславливается большим многообразием типов ВС и комбинацией работ, выполняемых предприятием. В настоящее время вопросу определения структуры парка ВС в процессе организации работ предприятия и его конкурентоспособности уделяется большое внимание, однако единого подхода не существует.

Возможно выделить альтернативные концепции интеграции ВС в процессе выполнения работ конкурентоспособным предприятием. Первая концепция основана на назначенных ресурсах для ВС по времени полета. Вторая концепция основана на дифференцированном подходе в определении отработки ресурса ВС с учетом эквивалентной нагруженности.

В связи с этим, разработка концепции стратегии развития и планирования организационной структуры парка ВС конкурентоспособного предприятия представляет актуальную задачу, обладающую всеми свойствами и характеристиками научно–технической проблемы.

Методологической базой исследования послужили современные подходы и исследования в области функционирования ВС предприятия. На научную проблему существенно оказали влияние исследования по анализу больших систем В.С. Михалевича, М. Аоки; Н.Н. Моисеева в области теории оптимизации; Г.С. Поспелова, Г. Вагнера, Дж. Данцига в области программно–целевого планирования; С.М. Егера, А.А. Бадягина, Х.Г. Сарымсакова в области параметрического моделирования ВС; П.А. Нечаева в области функциональных возможностей ВС; Р.В. Сакача, Ю.М. Чинючина в области управления функционирования ВС в авиапредприятиях; Р.Т. Сиразетдинов, В.В. Репин, В.Г. Елиферов, А.А. Бойко, А.Д. Шадрин, Б. Деминг, Дж. Чампи, Р. Майер в области организации производства.

Ряд работ носит концептуальный характер. Однако некоторые авторы предлагают усложненные модели, требующие значительного объема исходной информации, либо не рассматривающие ряд характеристик ВС, что существенно ограничивает применение предлагаемых ими методов в реальных условиях. Это обуславливает цель и задачи исследования.

Для диссертационного исследования представляют интерес следующие вопросы:

Формирование стратегии развития и планирования организационной структуры парка ВС конкурентоспособного предприятия с учетом эксплуатации эффективного типа ВС в процессе организации работ предприятия;

Методы и алгоритмы оценки эффективности ВС предприятия в процессе организации работ.

Объектом исследования является структура парка ВС конкурентоспособного предприятия в процессе организации работ.

Предметом исследования являются процессы стратегического планирования организационной структуры парка ВС конкурентоспособного предприятия, характеризующих качество и эффективность развития предприятия.

Целью диссертационного исследования является научное обоснование и разработка концепции стратегии развития и планирования организационной структуры парка ВС предприятия, обеспечивающих конкурентоспособность на основе эффективности функционирования ВС.

В связи с поставленной целью диссертации необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ характерных особенностей рынка авиационных работ России, его развития на региональном уровне и комплекса проблем функционирования ВС с учетом основных факторов и механизмов, влияющих на организацию структуры парка ВС конкурентоспособного предприятия;


загрузка...