Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования (04.10.2010)

Автор: Насс Оксана Викторовна

Выявляются значительно отличающиеся аспекты проектирования ЭОР, которые могут быть представлены, как:

авторский электронный учебный материал, тогда его проектировщик становится автором, а на ЭОР, распространяются определенные правила оформления учебного материала: согласование в установленном порядке выписки из заседания кафедры, педсовета школы, получение рецензий, ISBN;

компьютерная программа, тогда проектировщик становится разработчиком, а ЭОР, оформленные согласно «Положению о представлении обязательного экземпляра алгоритмов и программ» № 126 от 1997 г. должны быть переданы в отраслевой фонд алгоритмов и программ Всероссийского научно-технического информационного центра;

научное педагогическое исследование – тогда педагогу необходима лицензия, а ЭОР становятся лицензионным программным обеспечением, право владения и использования которого охраняется законодательно.

Столь отличающиеся аспекты делают процесс подготовки педагогов труднореализуемым, поэтому опираясь на фундаментальные работы: С.И. Архангельского, Ю.О. Овакимяна, осуществляется переход в плоскость моделирования. Тогда ЭОР это система научных моделей, включающая идеальные знаково-символические модели: электронный учебный материал, алгоритм программы, ее исходный программный код; а сущность процесса проектирования ЭОР представляет собой имеющий общие закономерности процесс построения этих моделей. Выявляются и научно обосновываются целесообразная структура (рисунок 1) и содержание ЭОР, которые соотносятся со спецификациями ЭОР предложенными в работе Б.С. Ахметова, Ю.П. Ехлакова, М.П. Силич, В.В. Яворского.

Изучается современное понимание компетентности, на этой основе определяется понятие «компетентность» (рисунок 2) и «компетентность в проектировании электронных образовательных ресурсов».

. Структура ЭОР на примере занятий с активными формами и методами обучения

. Авторское видение упрощенной структуры отдельно взятого блока компетентности

Анализируются подходы к формированию искомой компетентности , выбирается технологический, как гарантирующий получение запланированных результатов (рисунок 3). Доказывается педагогическая целесообразность и принципиальная возможность ее формирования у педагогов, не получивших специального образования в области информатики и вычислительной техники.

. Место компетентности в проектировании ЭОР в общей структуре профессиональной компетентности педагога, общие подходы к ее формированию

Выявляются изменения в общей структуре обучения, появление в условиях информатизации и информационной среды дополнительного компонента «ЭОР», на основе которых определяются основные направления деятельности педагога по проектированию ЭОР (рисунок 4); строится концептуальная модель формирования искомой компетентности (рисунок 5).

На содержательном уровне определяется и теоретически обосновывается содержание области педагогической информатики для формирования компетентности педагогов в проектировании ЭОР.

Для определения содержания когнитивного компонента:

Строится модель учебного персонального компьютера для образовательной деятельности обучающихся.

Систематизируются основные классификации, которые могут быть применены для ЭОР (рисунок 6), однако это упрощенное представление о реальном программном обеспечении ЭОР – некие умственные модели учебного персонального компьютера, программно-аппаратные средства которого ориентированы на обучение. Разработанные модели могут быть представлены в графической (рисунок 7) и табличной форме.

Строится модель инструментальной ПЭВМ для проектирования педагогами ЭОР.

Для этого систематизируется инструментальные средства для проектирования и автоматизации проектирования ЭОР, данные средства анализируется с точки зрения возможности их применения педагогами учебных заведений, не получивших специального образования в области информатики и вычислительной техники. Систематизация охватывает наиболее часто используемые инструментальные средства, поэтому это упрощенное представление о реальном программном обеспечении – некие модели инструментальной ПЭВМ (таблица 1), предназначенной для проектирования ЭОР.

Модель инструментальной ПЭВМ для проектирования ЭОР с вербально-логической и наглядно-образной учебной информацией (фрагмент)

Для проектирования мультимедийных ЭОР

Подготовка визуальных эффектов

PhotoShop, ImageReady, Flash, Illustrotor, Premier фирмы Adobe CorelDraw; Corel Photo-Paint; AutoDesk 3D Studio; Eyeon Software Maya

Подготовка интерактивного программного обеспечения, управляющего мультимедиа эффектами

Borland Delphi; Microsoft Visual C++; Microsoft Visual Basic Inprise Borland JBuilder; Borland C++;

Viswer,

. Схема концептуальной модели формирования компетентности педагогов в проектировании ЭОР

. Основные классификации ЭОР

. Модель учебного персонального компьютера на основе классификации ЭОР по методической направленности  Для определения содержания деятельностного компонента:

разрабатываются рекомендации по организации и проведению занятий с применением ЭОР;

формируется технологическая карта для проектирования педагогами электронного образовательного продукта (таблица 2), которая включает в себя определение целей проектирования, формирование задания, сбор исходных материалов, проектирование макета, разработку и опытную апробацию ЭОР;

анализируются полученные в ходе экспериментальной работы конкретные решения компьютерной реализации дидактических принципов (рисунок 8, 9), изучается возможность сведения их к типовым (таблица 3), сокращающим время подготовки образовательных продуктов при повышении их педагогического качества.

Полученное содержание интерпретируется в прогнозируемые результаты подготовки педагогов, для этого: определяются знания и умения необходимые педагогу для проектирования ЭОР; определяются основные характеристики критериев сформированности каждого уровня искомой компетентности (таблица 4); дается определение их формирующих ключевых компетентностей, определяются характеристики их основных аспектов (таблица 5).

. Компьютерная реализация ЭОР, без учета дидактического принципа доступности, затрудняет или делает невозможным их применение для обучения

Технологическая карта самостоятельного проектирования учебными заведениями электронного образовательного продукта (фрагмент)

Стадии проектирования Этапы работ Содержание работ Исполнители

Проектирование ЭОР Основной.

Компьютерная реализация дидактических принципов в обучающих и контролирующих системах (фрагмент)

?????¤?¤?????

?¤?¤?????

Основные характеристики критериев сформированности компетентности педагогов в проектировании ЭОР (фрагмент)

Характеристики основных аспектов ключевых компетентностей формирующих компетентность педагогов в проектировании ЭОР (фрагмент)


загрузка...