Организационно-экономические основы инвестирования экономического роста и его устойчивости (04.10.2010)

Автор: Колмыкова Татьяна Сергеевна

учетом региональных особенностей технико-технологического и организационно-экономического потенциалов.

Как показывает наше исследование, ключевым признаком экономического роста выступает инвестиционная составляющая и эффективность государственного регулирования применительно к специфическим условиям воспроизводственного процесса. Воспроизводственный процесс, как и структурно-инвестиционная политика, – это взаимосвязанные категории, а потому их рассмотрение особенно важно с точки зрения повышения регулирующей роли государства по активизации ресурсного потенциала на всей иерархии экономических отношений, включая все его уровни.

В плане комплексного подхода к обеспечению устойчивого экономического роста необходимым условием является инвестиционная политика, включающая следующие формы:

непосредственное управленческое воздействие государства на инвестиционный процесс (за счет бюджетных средств);

косвенное государственное регулирование инвестиций (создания условий нормативно-правового характера и инвестиционной поддержки);

мобилизация инвестиционных ресурсов под технико-технологический и организационно-экономический комплекс развития экономики.

Инвестиционная составляющая экономического роста лежит в плоскости технологии и организации управления затратами посредством регулирующей роли государства в инвестиционном процессе по секторам экономики, включая прежде всего организационно-управленческий аспект реальной экономики, обеспечивающий ускоренную отдачу вложенных средств в развитие.

При этом важным вопросом ускорения экономического роста является проблема взаимосвязи динамики инвестиций и экономического роста с учетом долгосрочных макроэкономических прогнозов развития. Так, например, темпы роста инвестиций в основной капитал Курской области опережают темпы роста валового продукта (рис. 1). При этом рост инвестиций является, во-первых, неустойчивым, во-вторых, недостаточным. Это свидетельствует об отсутствии структурного подхода к инвестированию в технико-технологический и организационно-экономический потенциалы со стороны государства.

Рис. 1. Темпы роста инвестиций в технико-технологический и организационно-экономический потенциалы Курской области, %

Имеет также место устойчивая тенденция изменения структуры источников финансирования (рис. 2), где роль государства незначительна. Так, если в 2000 г. соотношение источников было в пользу собственных средств предприятий – 56,6%, то в 2008 г. лидирующая позиция принадлежит привлеченным средствам – 76,4%. При этом доля финансирования за счет средств федерального бюджета возросла с 5,1% в общем объеме финансирования в 2000 г. до 5,9% в 2008 г., а за счет средств бюджета региона и местных бюджетов – с 5,4% до 9,9% за аналогичный период. В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства экономическое развитие приобретает явно регрессивный характер и выражается в быстрой деградации ее технологической составляющей: на фоне продолжающегося в мире НТП Россия отстает на 15-20 лет по уровню развития ключевых технологий, определяющих ядро технико-технологического и организационно-экономического потенциалов.

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал организаций Курской области

по источникам финансирования в 2008 г.

Исходя из стратегических макроэкономических позиций, проблема регулирующей роли государства не только существует, но и является также ключевой, и от того, насколько она успешно будет решена, зависит эффективность структурно-инвестиционных преобразований и устойчивость экономического роста.

Исследование теоретико-методологических подходов к регулированию структурно-инвестиционных преобразований позволило выявить следующие направления:

необходимо усиление регулирующей роли государства в условиях инвестиционного дефицита внутренних и внешних источников;

ускоренный переход к регулированию на основе экономических принципов управления (например, государственно-частное партнерство);

отказ от принятой концепции либеральных форм управления системообразующими отраслями и территориями.

Современные условия структурных преобразований порождают новый тип экономических отношений по регулированию экономического роста на принципах инновационности и эффективности использования технико-технологического и организационно-экономического потенциалов, что предполагает, прежде всего, учет адаптационных механизмов в период преодоления кризисных явлений в экономике.

Государственная инвестиционная политика должна хотя бы частично нивелировать негативные последствия, связанные со спадом производства, структурным кризисом, имея в виду разные формы его проявления в различных регионах России.

Как показывает исследование, увеличение темпов экономического роста зависит от управления инвестиционным процессом. Основным условием в этой связи является:

обеспечение инновационности управления структурными преобразованиями;

изменение структуры источников инвестиционного процесса с ориентацией, прежде всего, на собственные средства предприятий государственного и частного сектора;

использование иностранных инвестиций с целью расширения технико-технологического потенциала производства;

развитие лизинговой формы как условия поддержки ресурсного потенциала промышленного производства;

стимулирование инвестиций в высокоэффективные инвестиционные проекты.

Несмотря на существующую проблему обеспечения устойчивого экономического роста, первоочередной задачей является формирование инфраструктуры рынка инвестиций и наращивание технико-технологического потенциала на общегосударственном и региональном уровнях, что предопределяет повышение значимости государственного регулирования.

Обеспечение экономического роста затрагивает большое число элементов механизма, создающего равновесное состояние экономической структуры, каждый из которых занимает строго определенное место в системе и четко выполняет свою функцию. Достижение устойчивости технико-технологического и организационно-экономического потенциалов, их подвижное равновесие достигается балансовым построением отдельных элементов, возможностью их комбинаторики, и цепной связью элементов, обеспечивающих прочность системы среди изменяющихся условий (принцип минимума или принцип предельной жизнеспособности принятого организационно-экономического механизма хозяйствования).

Иначе говоря, эффективность экономического роста будет определяться системой инвестиционных приоритетов, где имеет место перекрестное действие различных форм управления и регулирования, а достижение целевых структурных преобразований будет зависеть от степени влияния технического, технологического организационного потенциалов.

Во второй главе «Современное состояние структурно-инвестиционных преобразований в России» раскрываются закономерности развития структурных преобразований с точки зрения обеспечения устойчивости и динамики роста как результата эффективного использования технико-технологического и организационно-экономического потенциалов.

Экономическая политика государства определяется целевой функцией развития системы хозяйства, а потому эффективность зависит от типа структурных модернизационных преобразований, проводимых в отдельных отраслях и комплексах.

Для нормализации инвестиционного климата в России необходимо исходить из принципа равновесного развития отраслевой смешанной экономики, что даст возможность проводить осознанную государственную политику в русле активизации инвестиционных предпочтений к той или иной отрасли и их технико-технологических потенциалов.

Переход к стратегии активного государственного управления структурно-инвестиционными преобразованиями позволяет не только обеспечить устойчивый экономический рост, но и предопределить экономические и политические последствия в отдаленной перспективе по использованию технико-технологического потенциала применительно к условиям регионального и территориального комплексов.

Важной экономической составляющей для развития и обеспечения устойчивого экономического роста является структурная модернизация с использованием возможностей иностранных инвесторов. Аналитики отмечают, что обеспечение параметров экономического роста не ниже 5,7-6,0% в год возможно при условии стимулирования как внешних инвесторов, так и внутренних. Это позволит улучшить инвестиционный климат и сформировать приоритеты по наращиванию технико-технологического и организационно-экономического потенциалов с учетом ресурсных возможностей по обеспечению устойчивого экономического роста. Динамика поступлений от иностранных инвесторов (рис. 3) доказывает устойчивый характер инвестиционного процесса как в целом по стране, так и по Центральному федеральному округу. Исключением являются лишь отдельные годы, в которых активизация инвестиционного процесса была снижена в результате колебания ценовых и неценовых факторных воздействий, вызванных конъюнктурой рыночного спроса и конъюнктурой предложения.

Рис. 3. Динамика инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, %

Именно конъюнктура рыночного спроса предопределяет инвестиционные приоритеты, влияющие на технико-технологический потенциал производства и, как следствие, экономический рост.

Управление инвестированием в условиях структурных преобразований экономики России является стратегически важным фактором развития. Условием выбора и реализации стратегий, как показывает исследование, является степень адаптации к реформированию экономики, готовность властных структур к их осуществлению, включая инновационный путь развития.

Структурно-инновационные преобразования экономики характеризуются приверженностью реконструктивной стратегии и главным условием поддержания со стороны государства минимально необходимой инвестиционной активности. В первую очередь, целесообразно осуществлять не прямое перераспределение федеральных инвестиционных ресурсов, а стимулирование долговременных инвестиций, активно используя метод селективных инвестиций и эффект синергии от корпоративных форм инвестирования.

Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод: экономический рост и структурные преобразования – это взаимообусловленные и взаимосвязанные экономические категории, которые характеризуют инвестиционный процесс через величину технико-технологического потенциала. Ввиду недостаточной сформированности рыночных механизмов, способных обеспечить инвестиционный процесс, роль государства повышается. Это обусловлено также неравномерностью развития структуры промышленного производства (высокая степень милитаризации, преобладание сырьевых отраслей), а также другими негативными факторами и специфическими условиями.

Так, в структуре промышленного производства Курской области доминирующее положение занимают приоритетные отрасли – электроэнергетика и черная металлургия. Если совокупная доля этих двух отраслей в 1990 году составляла более 13%, то к 2008 г. она достигла более 50% (рост примерно в 4 раза к уровню 1990 года). За этот же период доля машиностроения и металлообработки снизилась в 2,4 раза; пищевой промышленности – в 2,5 раза; легкой промышленности – в 6,1 раза.

Динамика промышленного производства, демонстрировавшая рост, начиная с 2001 г., как по Курской области, так и по России в целом (рис. 4, табл. 1), в связи с кризисом 2008 г. замедлилась, что свидетельствует об отсутствии сбалансированности технико-технологических пропорций между отраслями реального сектора экономики.


загрузка...