ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (04.10.2010)

Автор: Хабибуллина Айгуль Рафкатовна

выявлена просветительская и мобилизационная роль ИКЦ РБ в формировании этнической идентичности.

определена возможность использования уникального опыта Башкирии в решении вопросов межэтнических взаимодействий жителей региона посредством введения сети ИКЦ как государственных учреждений культуры;

уточнены политические, психологические, социально-экономические факторы, влияющие на изменение этнической идентичности в условиях межэтнических контактов и в процессе социальной и политической трансформации общества на примере историко-культурных центров.

Практическая значимость основных результатов исследования состоит в характеристике новой формы этнического самоопределения в многонациональном регионе – ИКЦ, результаты которой уже использованы в этнологических экспертизах, проводимых в 2002–2009 гг., экспертных оценках программ национального развития народов РБ; составлении аналитических материалов по запросам органов региональной власти и национальных общественных объединений. Результаты исследования могут быть использованы в выработке конкретных рекомендаций и решений в области проблем этнического возрождения, механизмов регулирования и предупреждения конфликтов и межкультурного сотрудничества народов. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке обобщающих работ и лекционных курсов, посвященных проблемам национальной политики, истории Башкирии, этнической истории населения регионов и России в целом.

Положения, выносимые на защиту:

в конце ХХ – начале ХХI вв. на территории Башкирии прослеживается государственный курс на оформление центров национальных культур на базе населенных пунктов Башкирии с компактным проживанием тех или иных национальностей;

интеграционная политика государства имеет комплексный характер и включает мероприятия по административно-территориальному устройству ИКЦ Башкирии, изменению их правового статуса, системы управления и самоуправления, созданию социальной инфраструктуры;

государственная национальная политика в Российской Федерации стала фактором возрождения национальных культур в Башкирии, наряду с развитием институтов гражданского общества способствовала межкультурной коммуникации и динамизму национальных культур в регионе;

как определенность, так и неопределенность этнической идентичности может быть взаимосвязана с показателями этнической толерантности в межэтническом взаимодействии;

в процессе межэтнических контактов на трансформацию этнической идентичности влияют политические, психологические, социально-экономические факторы, т.е. роль государства в жизни этноса посредством ИКЦ.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации содержатся в монографиях (9,6 а.л.), статьях и сообщениях, опубликованных автором (12 а.л.), в том числе (6,2 а.л.) в журналах, определенных ВАК для защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук. Результаты исследования апробированы на научных и научно-практических конференциях: международных «Этнокультурные и этнополитические процессы в ХХI веке» (2007), «Национальная политика и традиционная народная культура» (2009); всероссийских – «Национальная политика и культура в современных условиях» (2006); VII Конгресс этнографов и антропологов России (2007); VIII Конгресс этнографов и антропологов России (2009); «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты» (2008).

Структура работы.

Соответственно задачам и логике исследования диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Текст диссертации снабжен статистическими и справочными таблицами, иллюстративным материалом.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, связанная с необходимостью теоретического анализа изучаемой темы, определяются цели и задачи исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представляются положения выносимые диссертантом на защиту, приводятся также сведения об апробации результатов исследования.

Первая глава «Теоретико-методологический подход к исследованию этнической идентичности и межэтнических коммуникаций» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Межэтническое взаимодействие: уровни, формы, виды, результаты. Типология межкультурных коммуникаций» рассматриваются общетеоретические подходы к пониманию сущности межэтнического взаимодействия, анализируются уровни, формы и виды межэтнических взаимодействий. Это необходимо для понимания их специфики в условиях ИКЦ. Подчеркивается, что межэтническое взаимодействие может происходить на различных уровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном (Т.Г.Грушевицкая, В.Д.Попков, А.П.Садохин) или, по мнению других авторов, этническом, национальном и цивилизационном (Б.Ерасов).

Результаты межэтнического взаимодействия предопределяются факторами, способствующими или противодействующими контактам. Возможно получение четырех результатов взаимодействия культур на межгрупповом уровне: геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция. ИКЦ являются одним из факторов, способствующим межэтническим контактам.

В параграфе приводится типология межкультурных взаимодействий. В литературе существует несколько направлений построения типологии взаимодействия культур: по видам контактов (непосредственные или опосредованные), по масштабам единиц взаимодействия (этнических культур, культурных конгломератов, субкультур в рамках единой культуры, индивидов, принадлежащих к различным культурам), по конечным результатам взаимодействия (аккультурация, заимствование, трансформация). На территории ИКЦ взаимодействия относятся к типу межэтнического взаимодействия – общению между лицами, представляющими разные этнические уровни. Этнические контакты по типу общения, как правило, проникающие.

Второй параграф «Исторические факторы межэтнического взаимодействия» посвящен изучению особенностей межэтнических взаимодействий в Башкирии в постсоветский период. В совокупности исторических факторов, влияющих на межэтнические отношения, выделяют 3 класса явлений: ход исторических событий, в результате которых складываются отношения между народами Башкирии; исторические события - символы, сохранившиеся в народной памяти и влияющие на взаимоотношения этносов в последующие исторические периоды вплоть до современности; особенности историко-социального развития контактирующих народов.

Рассматривая особенности расселения этносов на территории Башкортостана можно отметить, что более урбанизированными этносами являются представители восточнославянских народов (русские, украинцы, белорусы), а также мордва, татары. Более половины численности населения башкир (57,6 %), чувашей (54,9 %), марийцев (65,0 %), удмуртов (72,5 %) проживают в сельской местности.

В третьем параграфе «Этническое самосознание и этническая идентичность: общее и особенное» рассматривается соотношение понятий «этническое самосознание», «этничность», «этническая идентичность» в гуманитарных науках, а также теоретико-методологические основы изучения вопросов этнического самосознания и этнической идентичности.

Этносы возникают, развиваются и трансформируются в ходе исторического процесса, обладая такими объективными характеристиками, как язык, самоназвание, самосознание, этническая территория, социальная структура.

Понятие «этническая идентичность» не эквивалентно понятиям «этничность», «этническая принадлежность», «этническое самосознание», «этническая идентификация». Если этничность (или этническая принадлежность) – это приписываемая обществом категория на основе объективных критериев, то этническая идентичность – это результат самокатегоризации, достигаемой индивидом в итоге конструирования образа окружаемого мира и своего места в нем (Т. Г. Стефаненко). Истинная этническая идентичность человека может не совпадать с официально предъявляемой или приписываемой этнической принадлежностью.

Этническая идентичность не тождественна и этническому самосознанию, поскольку она не сводится только к осознанию этнической принадлежности, т.к. содержит в себе слой этнического бессознательного (В.С. Лурье, Г.У. Солдатова, А.В. Сухарев), а также потому, что предполагает эмоционально-ценностное значение, придаваемое человеком своей этнической принадлежности (Т. Г. Стефаненко). Наряду с причислением индивидом себя к представителям своего этноса этническая идентичность включает, прежде всего, глубоко значимое переживание данной принадлежности, как одной из важнейших составляющих в системе представлений личности о себе.

Глава вторая «Сферы межэтнического взаимодействия в Республике Башкортостан». Межэтническое взаимодействие основывается на понимании особенностей этнической идентичности и толерантности к ее проявлениям. Поэтому важно исследовать объективные этнодифференцирующие признаки: общность языка, общих черт материальной и духовной культуры, особенности политического взаимодействия. В этой связи исследованы различные сферы межэтнического взаимодействия в РБ: язык, политика и нацстроительство, культура и образование.

В первом параграфе рассмотрены состояние и динамика межэтнических отношений в Башкортостане. Суммарно по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. численность населения РФ составила 145167 тыс. чел., РБ – 4104 тыс. чел. (в 1989 г. ? 3943,1 тыс. чел.), что составило 2,8 % от численности населения страны, в том числе 2,3 % городского и почти вдвое больше сельского (4,2 %). В 2008 г. по численности населения Башкирия занимала первое место в Приволжском федеральном округе и седьмое – в Российской Федерации.

При этом наблюдался высокий удельный вес башкир, проживающих в РБ – 73,0 %, за ее пределами – 27,0 %. За межпереписной период 1989-2002 гг. последний показатель имел тенденцию к сокращению, этому способствовала возвратная этническая миграция населения в республику.

Для понимания динамики межэтнических отношений в Башкирии немаловажно то, что формирование мультикультурной и полиэтнической структуры населения республики началось в ХVI в., после вхождения башкирских племен в состав Российского государства, и продолжается до сих пор. Миграционные процессы отдельных этносов способствовали формированию этнически смешанных зон, в которых складывались новые этнографические группы с присущими им культурными особенностями.

Содержание демографических процессов в РБ определяется факторами этнокультурного развития и межэтнического взаимодействия трех этносов: русских (36,3 %), башкир (29,8 %) и татар (24,1 %), составляющих доминанту этнического состава республики. Эти национальности находятся в состоянии активного взаимодействия со всеми другими народами республики.

Показатель этнической мозаичности в РБ значительно выше, чем по России в целом. Низкий коэффициент этого по России связан с преобладанием одной этнической группы – русских (79,8 %) и малым удельным весом этносов, занимающих последующие позиции. Индекс в России по итогам переписи населения составил в 1979 г. – 0,3144; в 1989 г. – 0,3316; а в 2002 г. – 0,3600. Одна из основных причин, повлиявших на увеличение коэффициента мозаичности, по нашему мнению, кроется в уменьшении численности и доли русских в общей численности населения России.

Башкирия отличается от общероссийского показателя постоянством значения данного коэффициента: 1989 г. ? 0,7147; 2002 г. ? 0,7184. Иными словами, с точки зрения мозаичности РБ этнически более представлена, чем Россия в целом, и имеет все основания считаться одним из самых многонациональных регионов России.

Второй параграф посвящен этноязыковому развитию в Республике Башкортостан. Родной язык – это один из главных компонентов этнической культуры, уровень сохранности которого является показателем уровня культуры межнациональных отношений. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. были получены данные о владении языками в РБ. Каждый четвертый житель республики указал на владение башкирским языком, татарским – каждый третий. Почти все население (96,4 %) указало знание русского языка.

Проведение целенаправленной национальной, в том числе языковой, политики требует создания соответствующей правовой базы. Стратегические задачи обозначены в Конституции Российской Федерации и Конституции РБ. В РБ принят ряд законов и нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты национальных отношений, предусматривающие конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан по сохранению и свободному развитию языков и национальных культур. Значительным шагом на пути закрепления опыта и достижений республики в области национальной политики стало принятие в 1999 г. закона «О языках народов РБ». В данном документе закреплена конституционная норма, признающая и гарантирующая равные права на сохранение и развитие языков всех национальных групп, проживающих на территории РБ.

Для понимания особенностей взаимодействия в этноязыковой сфере на территории республики при содействии Министерства культуры и национальной политики РБ Академией наук РБ было проведено исследование о связи башкирского языка и этнической идентичности, этноинтегрирующих и этнодифференцирующих факторах, мотивировках выбора башкирского или русского языка, соотношении языковой и культурной компетенции у современных башкир. Оно показало, что подавляющее большинство респондентов считают, во-первых, происхождение и историю (67,3%), во-вторых, культуру, обычаи и традиции (63,3%) основными этноинтегрирующими признаками. Третьим по значимости этноинтегрирующим признаком более чем половиной респондентов (56,8%) признан язык. Далее следуют религия (48,2%), родная земля, природа, территория (43,5%). Менее популярными оказались такие этноопределители, как традиционная материальная культура (национальная кухня, одежда), внешность и свойства национального характера, особенности поведения. Однако, по мнению большинства опрошенных (78%), наибольшей угрозой самому существованию башкирского этноса вплоть до его исчезновения является потеря языка.

В диссертации проанализирована взаимосвязь языковой компетенции представителей основных этносов с их этнокультурной компетенцией, диалектика процессов языкового и национально-культурного развития в этническом Башкортостане.

Соотношение культуроведческой и языковой компетенции выявляется при помощи корреляционного анализа данных о степени владения языком современными башкирами и сведений, касающихся соблюдаемых ими национально-религиозных обычаев и обрядов и отмечаемых традиционных народных праздников. Анализ ответов на вопрос о национально-религиозных обычаях и обрядах позволяет сделать вывод о том, что в сознании респондентов не разделяются национально-религиозные обряды и народные праздники.

Таким образом, в отношении современных башкир необходимо различать, с одной стороны, владение языком и его использование, а с другой стороны - лингвистическую идентичность: если первое постепенно утрачивается, то второе практически полностью сохранено.

Значимым для развития этнической идентичности является комплекс целевых республиканских программ, действующих в области образования, в том числе, Президентская программа «Дети Республики Башкортостан». С 2005 г. реализуется Концепция национального образования и принципов изучения родных языков в РБ, отражающая устойчивое понимание места и роли национальной школы в поликультурном открытом мире и направленная на формирование толерантной личности. Основные задачи поликультурного образования состоят в следующем:

- формирование у учащихся знаний об исторических формах и методах взаимопонимания, взаимообогащения и взаимодействия культур;

- изучение языковых и этнических особенностей культур народов Башкортостана, России и мира;


загрузка...