ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (04.10.2010)

Автор: Хабибуллина Айгуль Рафкатовна

Хабибуллина Айгуль Рафкатовна

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Специальность 07.00.07 – этнография, этнология, антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Ижевск - 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный консультант: Владыкин Владимир Емельянович

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: Губогло Михаил Николаевич

доктор исторических наук, профессор

Чагин Георгий Николаевич

доктор исторических наук, профессор

Сафин Фаиль Габдуллович

доктор исторических наук, профессор

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Башкирский государственный

педагогический университет им. М. Акмуллы»

Защита состоится 22 декабря 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.01 при ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу: 42603 г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корпус 2, аудитория 411.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корпус 2)

Автореферат разослан «____» 2010 года.

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Для устойчивого развития российского многонационального общества особое значение имеет поиск возможностей для сбалансированной межэтнической интеграции, учитывающей как тенденции глобализации, так и необходимость сохранения этничности.

В Российской Федерации все более осознается значимость национальной политики, научно обоснованной, ориентированной на перспективу развития государства. Она должна обеспечивать единство и целостность России, согласовывать общегосударственные интересы и интересы всех населяющих ее народов, способствовать налаживанию их всестороннего сотрудничества, обеспечивать развитие национальных языков и культур.

Действующая концепция государственной национальной политики ставит своей главной задачей преобразование России в государство, которое, будучи государством для человека, дает возможность самореализоваться каждому народу посредством различных форм национально-культурного самоопределения. Особое внимание она обращает на то, что в основу федеральных и региональных программ национально-культурного развития народов России «должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей».

Башкирия является одним из поликультурных регионов, исторически сложившихся на территории России. Население республики отличается мозаичностью этнического состава. В регионе высока интенсивность межэтнических контактов, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, взаимосвязанные с межэтническими отношениями. Проблема межэтнического взаимодействия имеет для республики, как и для всей Российской Федерации, исключительную значимость, т.к. все основные аспекты экономической, политической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества тесно связаны с этническим фактором. Свое влияние на ее существование вносят процессы глобализации. Поэтому значим поиск новых оптимальных форм и методов возрождения исторических и культурных традиций разных народов в условиях активных межэтнических взаимодействий.

Одной из форм национально-культурного самоопределения, способствующих сохранению культуры и поддержанию этнопсихологического склада народов Башкортостана стали историко-культурные центры (ИКЦ). Этот новый вид экстерриториального самоопределения народов в Республике Башкортостан (РБ), созданный на территориях компактного проживания исторически сложившихся этнических групп, требует специального научного рассмотрения. Оно значимо как с точки зрения развития этносов в условиях активных межэтнических взаимодействий, так и для отработки новых форм, способов и средств политико-правового регулирования национально-культурного развития народов России.

Объектом исследования являются историко-культурные центры РБ как комплексы, характеризующиеся компактным проживанием исторически сложившихся этнических групп с высокой степенью сохранности культурного наследия, имеющие особую историческую, национальную, просветительскую, научную и эстетическую ценность, включающие возрождение традиционной этнической культуры на исторически значимых территориях с целью просвещения и воспитания населения в духе бережного отношения к наследию прошлого, почитания традиций и обычаев разных народов. Целостность территории историко-культурных центров определяется природной, исторической, хозяйственной и этнической взаимосвязью её основных естественных и антропогенных элементов, что создает необходимые условия для их полноценного социального и экономического функционирования.

Предметом исследования является феномен межэтнических взаимодействий и формирование этничности в полиэтничном регионе в условиях функционирования ИКЦ.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х до 2009 гг., т.е. с момента создания первых ИКЦ в РБ по настоящее время. Избранные хронологические рамки позволяют изучить целый комплекс вопросов, связанных с этнической идентичностью и межэтническим взаимодействием этносов, проживающих на территории ИКЦ, раскрыть основные факторы и тенденции этнодемографических процессов в регионе.

Территориальные рамки исследования совпадают с территорией, на которой функционируют ИКЦ. Они включают отдельные населенные пункты РБ (с. Суук Чишма Кармаскалинского района, с. Саитбаба Гафурийского района, с. Николо-Березовка Краснокамского района, с. Килимово Буздякского района, с. Усень-Ивановское и с. Надеждино Белебеевского района, с. Пришиб Благоварского района, с. Темясово Баймакского района, с. Максим Горький Архангельского района, с. Новые Татышлы Татышлинского района, с. Красный Яр Уфимского района, с. Мишкино Мишкинского района, с. Балтика Иглинского района, с. Золотоношка Стерлитамакского района).

Степень изученности проблемы. ИКЦ как форма оптимизации межэтнических коммуникаций не становились предметом самостоятельного исследования, хотя отдельные аспекты их функционирования исследователями рассматривались. Поэтому их изучение как новой формы экстерриториального самоопределения народов в РБ требует анализа исследовательского опыта в решении проблем межэтнических коммуникаций и формирования этнической идентичности.

Круг исследований в этой области весьма обширен. С точки зрения проблемного подхода их следует рассмотреть в различных аспектах. Во-первых, это теоретические разработки об этнической идентичности и межэтнических взаимодействиях, во-вторых, факторах и сферах взаимодействия этносов, в-третьих, работы о национально-культурном развитии народов России; в-четвертых, разработки в области изучения опыта государственного регулирования национальных и федеративных отношений в РФ, а также изыскания, посвященные особенностям этнонациональной ситуации в РБ.

1. Теоретические разработки об этнической идентичности и межэтнических взаимодействиях. В советских обществоведческих науках долгое время определение нации не включало в качестве значимого признака этническое самосознание. Это привело к тому, что его широкое употребление в переписях и иных формах учета населения не подкреплялось теоретическим осмыслением. «Реабилитация» понятия «этническое самосознание» принадлежит П.И. Кушнеру, подчеркнувшему особое значение «этнического самосознания» как этнического определителя. Позднее Н.Н. Чебоксаров включил этническое самосознание в число этнических признаков, назвав его роль «решающим для определения принадлежности отдельных людей или целых человеческих коллективов к той или иной этнической общности». В.И. Козлов выдвинул этническое самосознание на первое место среди признаков этноса.

Этничность является постоянной темой научных дискуссий, традиционным символом социально-политического конструирования, хотя до единой концепции этничности как целостного культурного феномена пока далеко. Основы представления об этничности и об этнической идентичности и этническом самосознании лежат на пересечении разных подходов:

Примордиализм, определяющий этнос в объективистских категориях, натурализует его природу, отсылает к вполне конкретным субстанциям, являющим в проблемном поле данного направления основную суть этнической группы (Л.М. Дробижева, Ю.В. Арутюнян, А.А. Сусоколов, Ю.В. Бромлей).

Инструментализм (Н.Н. Чебоксаров, Ю.В. Арутюнян, Дж. Дэвис, А.Г. Здравомыслов, А.А. Цуциев, Р.Абдулатипов) рассматривает этничность в качестве инструмента, используемого в определенных целях. Для него важны функции, выполняемые этнической группой.

Конструктивизм понимает этничность как воображаемое сообщество, представление и самоидентификация с которым возникают в деятельности социальных агентов, участников социума. (Э. Геллнер, В.А. Тишков).

Не исключая объективные основания примордиализма, а также инструментальный характер некоторых аспектов этничности, отметим социальный конструктивизм (П. Бурдье и Р. Брубейкер), рассматривающий этническую группу в процессе групп-мейкинга (group-making).


загрузка...