Трансформация регионального рынка труда в условиях экономического кризиса (04.10.2010)

Автор: Гуськова Ирина Владимировна

4. Социальные отчисления 8338 30317 50 421 97 903 131 715 142 158 167428

5. Общая сумма потерь (1+3+4) 15 001 46524 77 937 226 234 282 166 284 557 333 509

Результат 5. Анализ и прогноз влияния системы высшего образования на развитие трудовых ресурсов в современной России и в Нижегородской области

Система образования является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.

С 1995 г. в российском образовании успешно развивается негосударственный сектор. С учетом этого на начало 2009 года наше образование характеризуется следующими показателями:

общее число образовательных учреждений – 59726 единиц (без дошкольных учреждений);

общая численность учащихся и студентов – 24286 тыс. человек;

общий выпуск учащихся и студентов – 3845тыс. человек;

общая численность преподавательского состава – 1852 тыс. человек;

удельный вес расходов на образование из госбюджета – 11,9%;

численность студентов госвузов на 10 000 населения – 523 чел.

Недостаток финансирования развития материально-технической и научной базы привел к отставанию от уровня экономически развитых стран.

Значительные изменения в последние 19 лет произошли в сфере высшего экономического образования России. В диссертации для анализа взяты группы специальностей, принятые в статистической отчетности России.

Установлено, что соотношение студентов гуманитарно-экономического профиля (32%) и естественнонаучного и технического профиля (49%), сложившееся в 1990 г., изменилось существенно. За последние 19 лет «компас высшего образования» повернулся совсем в другую сторону – в сферу экономики, управления и гуманитарного профиля (54%), а в сфере технических и естественнонаучных дисциплин обучалось всего 38% от общего числа студентов.

В диссертации проведено исследование рынка труда экономико-статистическими методами за период с 1990 по 2008 гг. В табл. 8 представлены основные показатели человеческих ресурсов России. Анализ данных таблицы позволяет выявить следующие тенденции:

Таблица 8

Основные показатели трудовых ресурсов

Показатели 1990 1995 1998 2000 2005 2008 2009

Объем ВВП на душу населения, руб./ чел. 4300 9678 18355 50453 150625 293527 275293

Объем ВВП на 1 работника, занятого в экономике, руб./ чел. 7970 21514 42396 113618 313711 608700 562882

Среднедушевые доходы населения, в ценах 1991 г., руб. 263 270 241 235 497 644 657

Среднемесячная начисленная заработная плата 1-го работника, руб. 303 472 1052 2223 8556 17290 18795

Оплата труда наемных работников в процентах к ВВП, % 49,0 45,4 49,6 40,2 43,8 47,1 51,8

Удельный вес занятых в экономике, имеющих высшее профессиональное образование, % 16,1 18,8 20,7 21,6 24,7 27,9 29,0

Удельный вес занятых в экономике, имеющих среднее профессиональное образование, % 31,6 33,3 33,4 28,7 25,4 26,5 27,5

Численность студентов вузов на 10 000 населения, чел. 190 189 247 324 495 529 523

Общая численность учащихся, млн. чел. 27,3 28,5 29,8 29,3 26,8 24,7 24,3

Площадь жилищ, приходящихся в среднем на одного жителя, м2 16,4 18,0 18,8 19,2 20,9 22,0 22,5

Объем ВВП на душу населения в текущих ценах имеет устойчивую тенденцию роста: с 4,3 тыс. рублей в 1990 г. до 293,5 тыс. рублей в 2008, а затем снизилась до 275,3 тыс. руб. в 2009 г. или на 6,2 %( но при этом не нужно забывать и об инфляционном эффекте.

Объем ВВП на 1 занятого также рос вплоть до 2008 года, а в 2009 году сократился на 45,8 тыс. руб. или на 7,5 %.

Заслуживает внимания рост среднедушевых денежных доходов населения. В базовом 1990 голу они составили 466 рублей, затем снизились до в ценах 1991 г. снизились с 26 руб. до 235 руб. в 2000 г., а потом выросли к 2009 г. до 657 руб., превысив в 2,5 раза дореформенный уровень. Данная тенденция является, на наш взгляд, положительной.

Следует отметить, что оплата труда наемных работников в процентах к ВВП снизилась с 49 % в 1990 г. до 40,2 % в 2000 году, а в 2008 г. составила 47,1 %, в 2009 г. – 51,8 %.

Удивительно, что именно в годы кризиса наемные работники обходятся для своих работодателей дороже, доля оплаты труда в структуре ВВП возрастает в 1998

до 49,6 %, в 2009 г. – до 51,8 %. Данный факт свидетельствует о том, что, несмотря на падение объемов производства, работодатели не сокращают сразу же своих работников, придерживая их на местах, надеясь на улучшение ситуации, боясь потерять высококвалифицированных, из-за высоких издержек при увольнении.

Интересной тенденцией является рост удельного веса занятых в экономике, имеющих высшее образование, с 16,1 до 29,0 % в 2009 г., а также рост численности студентов вузов со 190 чел. до 523 чел. на 10000 населения (рост в 2,8 раза). Взгляды на данный факт могут быть неравнозначными. С одной стороны, можно говорить об улучшении качества рабочей силы, с другой стороны, наличие высшего образования в настоящий момент времени является для работодателя квалификационным минимумом для принятия на работу.

Проведенный экономико-статистический анализ свидетельствует о необходимости разработки четкой государственной программы подготовки специалистов на основе экономического спроса и предложений на рынке труда России. Государственный заказ на подготовку кадров должен предусматривать обучение специалистов дефицитных специальностей и рабочих высокой квалификации из числа молодежи.

Нами проведен совместный прогноз развития рынка труда и системы высшего образования России на основе следующих предложений:

за основу взят реалистический сценарий развития социально-экономической системы России с завершением экономического кризиса в 2011 году и последующих темпах роста экономики 6-7% в год до 2020 года;

развитие рынков труда и образования будет приходить в соответствие со среднесрочным циклом Й. Шумпетера с периодичностью 12-15 лет;

исходными данными для прогноза должны служить статистические данные о трудовых ресурсах и сфере образования за период с 1990 по 2008 гг.;


загрузка...