Политические механизмы формирования позитивного имиджа России (04.10.2010)

Автор: Глинская Ирина Юрьевна

В сложившейся политической системе депутат стал выступать всего лишь в роли некоего своеобразного (формально избираемого, но на деле назначаемого) посредника, который через наказы на том или ином уровне власти передает волю своих избирателей «в другие вышестоящие инстанции». Фактически у него не было никаких механизмов или рычагов, позволяющих решать насущные потребности граждан, либо что-либо требовать от властных структур того или иного уровня. Поэтому в советской политической системе для подобного представителя-делегата не нашлось самостоятельного места, а законодательная власть в нашей стране не превратилась в сферу профессиональной деятельности.

?l?0???#?

?l?0???#?

?l?0???#?

???$????"

???????????"

???????????" ???????"

?l?0???#?

???$?????

????????????

????????????

????????????

????????ритерием, который фактически позволяет утверждать о близости понятий «элита» и «номенклатура» применительно к условиям СССР. Ведь в большинстве так называемых западных стран политическая элита имеет постоянную связь со всеми социальными институтами, функционирующими автономно от власти и ее механизмов. Советская же и российская элиты – это люди, назначенные на влиятельные позиции начальством, зависимые от власти и подчиняющиеся ей.

В итоге этого администрирование и бюрократизация, активно распространяемые от имени политического руководства советского государства, поглотили самостоятельные и творческие ростки инициативы на всех уровнях общественного организма: от политики – до управления самым маленьким коллективом.

Отмечена еще одна особенность становления политической советской системы. В 1920-е годы партийное руководство осуществлялось через членов партии, работавших в тех или иных учреждениях, через коммунистические фракции Советов и общественных организаций. В итоге партийные органы постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного «командования» Советами, профсоюзами, комсомолом, а также исполнительными органами власти. Главное в этом процессе состояло в политическом господстве КПСС, что впоследствии нашло юридическое закрепление в Конституции СССР.

Именно Конституция определяла Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, как ядро его политической системы. Практика же командования и фактической подмены государственных органов дополнялась практикой сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций. В конечном итоге это сращивание вело к их бюрократизации, существенно снижало творческий потенциал и самодеятельное начало. В результате этого советская политическая система потеряла свою гибкость, способность адекватно реагировать на усложняющиеся общественные процессы.

То есть, фактически в период с 1917 по 1991 год в СССР была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков:

она была практически закрытой (с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой) и функционировала на основе классового принципа;

в стране преобладали методы революционного насилия в осуществлении властных функций, что было объективно обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы;

политическая система советского типа основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности какой бы то ни было оппозиции;

связующим звеном политической системы советского типа, ее несущей конструкцией являлась монопольно властвующая политическая партия, которая объединяла усилия государственных органов и организованной общественности для решения конкретных социально значимых задач;

в основе механизма формирования и функционирования власти в политической системе советского типа в основном лежал номенклатурный принцип.

Современная российская политическая система, несмотря на конституционное оформление новой системы власти в виде суперпрезидентского режима, включает в себя разнообразные, порой взаимоисключающие тенденции и принципы – авторитаризм, демократизм, олигархические элементы, непотизм и даже абсолютизм в форме самодержавия. Президентская «пирамида» сосуществует с элементами как федерализма, так и конфедерализма. Выделены основные особенности российской политической системы, характерные для постсоветского периода.

Во-первых, состояние политической системы России обусловлено историческим прошлым.

Во-вторых, отечественная политическая система определяется демократическими рамками в соответствии с действующей Конституцией России.

В-третьих, в отличие от многих западных стран, государство в России всегда играло в политической системе и в жизни социума определяющую роль и было единственным политическим субъектом в течение нескольких сотен лет.

В-четвертых, в нашей стране никогда не было полномасштабного гражданского общества, во всяком случае, в его современном западном понимании (где основу составляют в основном правозащитные организации).

В-пятых, разнородные социальные группы, партии и движения слабо интегрированы в российскую политическую систему.

В-шестых, отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело в России к утверждению в обществе новых либеральных ценностей (прежде всего, индивидуализма, собственности, свободы).

В-седьмых, явным недостатком политической системы России в настоящее время является ее довольно слабая реактивная способность.

Во втором параграфе «Представительная власть как связующее звено между обществом и государством» доказывается следующая гипотеза: в нашей стране государственная власть фактически так и не стала разделенной. Не случайно академик Ю.С. Пивоваров по этому поводу пишет, что «… русская социокультурная общность является властецентричной, а сама власть основной субстанцией нашего бытования. При этом власть сохранила свой насильственный характер». Абсолютное большинство российских исследователей приходят к выводу о властецентричности российского общества в целом и отдельных его элементов. Следовательно, властецентричной должна являться и отечественная политическая система.

Современная система представительной власти в нашей стране была в немалой степени заложена в советский период и детерминирована ленинскими идеями. Сущностными признаками ленинского учения о государстве являются: отмирание государства и классовый подход, а отсюда – логическая ликвидация разделения властей, институциональное соединение всех государственных функций в Советах, становящихся «работающими корпорациями». Так появилась идея полновластия Советов, противоречащая доктрине разделения властей.

На VII экстренном Съезде РКП(б) В.И. Ленин разъяснял: «Советская власть есть новый тип государства без бюрократии, без полиции, без постоянной армии, с заменой буржуазного демократизма новой демократией – демократией, которая выдвигает авангард трудящихся масс, делая из них и законодателя, и исполнителя, и военную охрану, и создает аппарат, который может перевоспитать массы». На этом Съезде им провозглашалось: «Уничтожение парламентаризма (как отделение законодательной работы от исполнительной); соединение законодательной и исполнительной государственной работы. Слияние управления с законодательством». Именно так всё и было сделано впоследствии в нашей стране.

Такой вывод детерминирует поиск соединительные каналов/элементов между государственной властью и обществом. Именно соединительные звенья между государством и современным социумом составляют основное содержание современной политической системы и определяют ее специфику. В качестве таковых звеньев во многих странах мира в настоящее время рассматривается представительная (но не законодательная) власть.

Представительная власть обычно определяется как совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти. Понятие представительной власти характеризует не столько функциональное назначение, сколько природу власти, способ ее осуществления. Кроме того, представительная власть помимо нормотворческих заключает в себе контрольные, а иногда распорядительные и иные полномочия. Характер представительной власти во многом определяется видом (принципом) представительства.

Представительную власть нельзя отождествлять с законодательной властью, поскольку не всякая представительная власть включает законодательные полномочия (так, например, осуществляющие данную власть муниципальные советы не могут принимать законы) и, наоборот, не всякая законодательная власть осуществляется органами представительной власти (например, власть абсолютного монарха). В то же время достаточно часто представительную власть идентифицируют с народовластием (которое противопоставляется «социальной эксплуатации и паразитизму»). В диссертации под представительной властью понимается власть выборная.

Достаточно часто нашей стране после 1991 года выделяют два качественно различных этапа и в соответствии с этим, два политических курса по реформированию политического устройства и системы власти. Первый курс был связан с децентрализацией власти и собственности (этот этап охватывает 90-е годы прошлого столетия), а второй – с укреплением власти и постепенным возвращением собственности под контроль государства (данный этап начался после 2000 года). Именно после прихода к власти В.В. Путина была окончательно оформлена новая стратегия и тактика в реформировании политической системы, постепенно приводящая к этатизации власти (то есть, стал реализовываться второй курс). Полагаем, что после этого основные действия уже стали определяться Президентом России и его администрацией.

Действительно, после 2000 года в отечественную политическую систему были внесены серьезные сущностные изменения. Так, например:

формирование некоторых органов власти и, прежде всего, Совета Федерации, стало осуществляться по-новому;

в структуре центральных органов власти появился новый орган – Государственный совет, формируемый фактически самим президентом Российской Федерации;


загрузка...