Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта (04.10.2010)

Автор: Грибкова Ольга Владимировна

1.специфика современных требований к подготовке педагога-музыканта выражается в особом внимании к ряду направлений, развитие которых обеспечивает высокий уровень подготовки молодых специалистов, обладающих таким актуальным в современном мире качеством как компетентность. Среди этих направлений – непрерывность и систематичность образования, формирование эстетического опыта, погруженность в педагогически организованную музыкальную среду, взаимодействие искусств, применение методов игрового моделирования и творческое взаимодействие педагога и учащихся;

2.содержание ключевых компетенций, интерпретированных с позиций музыкального образования, которые пересекаются с содержанием современных направлений образования, обеспечивающих высокий уровень подготовки педагога-музыканта;

3.профессиональная культура педагога-музыканта не может быть ограничена только областью профессиональной компетенции, так как суть ее и содержание выходят за рамки этого понятия, определяемого исключительно на логическом, когнитивном уровне, и включают в себя также безграничную область интуитивного и бессознательного.

4.наличие педагогически организованной музыкальной среды, внутри и под воздействием которой происходит становление и развитие профессиональной культуры педагога-музыканта;

5.ведущая роль творческого общения педагога и учащихся, происходящего в педагогически организованной музыкальной среде;

6.органическая взаимосвязь процесса педагогической коммуникации и процесса музыкально-педагогического общения, активизирующая творческое начало в музыкально-исполнительской деятельности;

7.музыкальное исполнительство, рассматриваемое в диссертации в двух планах – как явление социокультурного порядка и как специфическая деятельность музыканта-исполнителя, трактуется в данном контексте как самостоятельный вид музыкального творчества, состоящий их ряда компонентов, среди которых – одаренность музыканта-исполнителя, целенаправленность его деятельности и назначение этой области музыкального творчества. Музыкальное исполнительство является и составной частью и условием существования музыкальной среды.

Взаимодействие названных составляющих обеспечивает становление и развитие профессиональной культуры педагога-музыканта, а также эффективное развитие его способности к продуктивной творческой деятельности, центральным звеном которой мы рассматриваем музыкальное исполнительство как особый вид музыкально-творческой деятельности.

Третья глава «Динамическая модель формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта» посвящена построению, интерпретации и раскрытию сущностных характеристик динамической модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. В первом параграфе третьей главы раскрываются теоретико-методологические предпосылки построения данной модели. Для данного исследования особое значение имеет такое свойство образовательно-культурной среды, как ее бинарная направленность, при которой на фоне постоянного формирующего воздействия на учащихся образовательно-культурной среды, происходит и ее обогащение за счет влияния, которое оказывают на эту среду учащиеся, придавая ей уникальные индивидуальные черты. Схема № 3

Структура профессиональной культуры будущего педагога музыканта в ее связи с ключевыми компетенциями

Данная схема наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь целей образовательного процесса по формированию опыта профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов, ключевых компетенций и компонентов их профессиональной деятельности. Для того, чтобы раскрыть специфические качества процесса формирования профессиональной культуры педагога-музыканта, необходимо построение особой модели, в которой можно было бы отразить как постоянство (константность) отдельных составляющих модели, так и имманентную изменчивость самого изучаемого процесса. Поэтому мы обратились к типу динамической, то есть, развивающейся во времени и пространстве модели. Среди составляющих данной модели нами выделяются: А) постоянно действующие составляющие (константы); Б) возникающие на основе констант образования, отражающие позитивные изменения и развитие профессиональной культуры педагога-музыканта. Отмечена также связь всех перечисленных составляющих с пространством творческого общения, культурно-образовательной и стихийной музыкальной средой.

1 – 5 – блок констант. 1. отражает обязательность раннего (в 3-5 лет) приобщения к музыке. 2. отражает постоянное (непрерывное) присутствие занятий (игры на музыкальном инструменте, пения, дирижирования), в виде сплошной бесконечной ленты развития. 3 - это развитие личностных качеств, таких, как трудолюбие, самоконтроль, дисциплина, ответственность и обязательность. 4. непреходящая роль искусства, главенство внутреннего плана движения музыкальной материи. 5. представляет личностный характер передачи мастерства в сочетании с широким культурным подходом. В данной модели интуиция представлена в виде постоянно присутствующего, но в большой степени скрытого «творческого пламени» (6), обнаруживающего себя в моменты творческого напряжения в процессе сотворчества дирижера и хорового коллектива. 7. пространство творческого общения, в которое погружены все остальные блоки модели. Вертикально расположенные блоки модели (8 - профессиональные навыки, 9 - способность к продуктивному творческому общению, 10 - способность к саморазвитию, 11 - эстетический опыт) представляют собой образования, отражающие позитивные изменения и развитие профессиональной культуры педагога-музыканта. Важную роль играют блоки 12, 13, 14, 15, 16, и 17 – отражающие профессиональные компетенции педагога-музыканта. 18. адаптация – приспособление к новым условиям, осознание себя как ведущей силы в процессе сотворчества со своими учениками; 19. индивидуализация – определение своего места в общем культурно-образовательном процессе, 20. интеграция – глубокое проникновение в ткань культурно-образовательного процесса. Необходимо отметить, что в начале исследуемого процесса воздействие стихийной музыкальной среды (21) является определяющим и более непосредственным. Однако по мере продвижения будущего специалиста по пути совершенствования он все более углубляется в пространство культурно-образовательной среды (22), что делает воздействие стихийной музыкальной среды более опосредованным и менее сильным. Постепенное формирование профессиональной культуры педагога-музыканта приводит к изменению преимущественного направления воздействия, обозначенного в данной модели стрелками. Если в начале процесса воздействие направлено внутрь, то по мере его развития, приобретенные профессиональные качества позволяют будущему педагогу-музыканту самому влиять на окружающую его среду, способствовать ее сложению и качественному наполнению.

Четвертая глава «Реализация динамической модели формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов в образовательной практике педагогических вузов» посвящена экспериментальной проверке и анализу полученных результатов внедрения динамической модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. В первом параграфе четвертой главы рассмотрены формы применения проектно-гуманитарных технологий с позиций компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании. Подтверждено предположение о том, что реализация динамической модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта требует применения особых педагогических технологий, которые должны обусловить взаимосогласованное действие участников эксперимента при достижении сочетания собственно музыкально-исполнительских технологий и технологий проектно-гуманитарных. Второй параграф четвертой главы раскрывает алгоритм внедрения научно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов. На основе подготовительной работы, которая велась в нескольких направлениях – разъяснительном, организационном, продюсерском, методическом и воспитательном, было разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта. Результаты срезов и педагогическое наблюдение показывают, что на формирование и развитие самостоятельности мышления будущих педагогов-музыкантов значительное воздействие оказывает сочетание творческих дискуссионных форм работы с методами развития таких личностных характеристик, как целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость и инициативность. В качестве научно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов были использованы оценочные методики, применялись методы опроса (устного и письменного), методы самооценки, методы экспертного анализа, методы творческой дискуссии. В третьем параграфе четвертой главы описан ход экспериментальной работы, представлен анализ полученных результатов. При формулировке задач эксперимента и определении параметров формирования профессиональной культуры и критериев их оценки основное внимание было сосредоточено на способности студентов к осуществлению творческого общения и ее составляющих.

Задачи эксперимента: разработка параметров формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов и критериев их оценки; проведение экспериментальных занятий с применением проектно-гуманитарных педагогических технологий; выявление уровня развития параметров профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов и их фиксация в цифровом выражении; анализ полученных результатов, их адекватная трактовка и формулировка рекомендаций к реализации динамической модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта.

Параметры формирования профессиональной культуры: развитие мотивационной сферы личности; развитие самостоятельности; развитие личностно-индивидуальных качеств студента. Выделенные параметры позволили разработать критерии оценки интересующей нас проблемы. Этими критериями стали: интерес к выбранной профессии учителя музыки; стремление к взаимодействию с коллективом; проявление познавательной активности в новой для студента сфере деятельности – управлении коллективом; повышение творческой работоспособности; развитие музыкально-исполнительской воли; проявление творческой инициативы в учебной деятельности; осознанное отношение к изучаемому репертуару хорового класса. В процессе эксперимента наблюдался постоянный рост таких показателей, как развитие творческого подхода к учебной деятельности; развитие словесных способностей (четкость и продуманность формулировок учебных задач в процессе общения с хором, точность и эмоциональная наполненность определений и т.п.); инициативность, проявление лидерских качеств, развитие творческой фантазии, воображения, интуиции. Было отмечено также совершенствование профессиональных музыкально-педагогических качеств – техники репетирования, техники дирижирования и способности к творческой интерпретации музыкального материала. Полученные данные показывают устойчивый рост всех показателей экспериментальной группы, что подтверждает гипотезу данного исследования и говорит об эффективности применяемых в экспериментальной работе методов.

В Заключении на основе полученных в ходе теоретического анализа и проведения экспериментальной работы результатов делаются следующие выводы:

1.Профессиональная культура педагога-музыканта, являясь наиболее совершенным проявлением профессиональной деятельности, концентрирует в себе и отражает его лучшие качества. Она базируется на значительной культурной традиции и имеет многоуровневую структуру, заключающуюся в постепенном продвижении к необходимому уровню мастерства, строго логичном постепенном усложнении образовательных и развивающих задач (двигательных, слуховых, эмоциональных, композиционных, логико-аналитических), личностном характере передачи мастерства, сочетании широкого культурного подхода, основанного на гармоничном взаимодействии собственно музыкальной, общекультурной и педагогической подготовки, и универсальности исполнительской.

2.Внутренняя структура профессионального мира, изменяясь под влиянием новых тенденций, выдвигает на первый план новые актуальные системы, центральное место в которых занимает компетенция. В свою очередь, содержание ключевых компетенций, интерпретированных с позиций музыкального образования, пересекается с содержанием современных направлений образования, обеспечивающих высокий уровень подготовки педагога-музыканта, таких, как осуществление непрерывного образования, развитие эстетического опыта, взаимодействие различных видов искусства, метод игрового моделирования, осуществление сотворчества педагога и учащихся.

3.Компетентностный подход является необходимым условием построения динамической модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта, а одним из важнейших условий развития личностной компетенции является восприятие педагогического процесса как искусства, где в качестве необходимых составляющих выступают интуиция, творческое отражение действительности, озарение, экспромт, а также постоянное осознанное обращение к опыту великих педагогов прошлого, способность к постоянному самосовершенствованию и освоению инновационных педагогических технологий.

4.Специфика профессионально-образовательной среды вуза музыкально-педагогического факультета вуза, в котором происходит формирование профессиональной культуры будущего педагога-музыканта заключается в сложном взаимодействии общеобразовательных и специальных музыкальных дисциплин, в сочетании научного и художествееного подходов, характерных для педагогики искусства, а также в особом эмоционально наполненном психологическом режиме работы студентов, продиктованном их артистической, исполнительской деятельностью.

5.Творческое общение, являясь непосредственной содержательной характеристикой музыкально-исполнительского процесса, с одной стороны, создает его эмоциональный фон, а с другой – является тем целым, частью, стороной которого выступает музыкально-исполнительская деятельность. Одним из педагогических условий реализации творческого общения в процессе исполнительской деятельности дирижера-хормейстера является направленность общения на воплощение интерпретации хоровой партитуры, в процессе которого осуществляется коллективное участие в создании творческого продукта, которое должно обогащать исполнителей эстетически, что невозможно без широкого культурного контекста, значительного эстетического опыта, приобретение которого является одной из важнейших задач музыканта и того учебного заведения, в котором происходит его обучение.

6.Наиболее эффективным методом формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта является системное взаимодействие научного и художественного подходов в образовании при доминирующей роли проектно-творческих инновационных технологий, основанных на творческом общении, выступающим и как содержание образования, и как условие создания особого культурного образовательного пространства, характеризуемого как продуктивное, и находящегося под влиянием компетентностного подхода.

В Приложение включены примеры музыкально-педагогического творчества студентов, опросники и тесты, фотоматериалы, авторская программа по развитию творческого общения будущих педагогов-музыкантов.

Дальнейшее изучение этой многогранной проблемы может быть продолжено в направлении развития творческого применения динамической модели развития профессиональной культуры педагога-музыканта, описанной и исследованной в данной работе.

В списке привлеченной к тексту диссертации литературы 253 работы. По содержанию исследования соискателем опубликовано 36 работ общим объемом 89,7 п.л., в том числе, в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации. Среди них:

Монографии

Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. Монография. – М.: Издательство Ас-Траст, 2008.- (11 п.л.).

Статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации

Грибкова О. В. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе дирижерско-хоровой подготовки //Музычнае i тэатральнае мастацва: праблемы выкладання. – Минск: РУП «Выдавецтва “Адукацыя i выхаванне”», №3, 2008. - С 16-23 (0,5 п.л.).

Грибкова О.В. Модель формирования профессиональной культуры будущих педагогов музыкантов в процессе хормейстерской подготовки //Педагогическое образование и наука. - Научно-методический журнал Международной академии наук педагогического образования. - №11, 2009. - С. 62-69. (0,5 п.л.).

Грибкова О.В. Средства аудиовизуального контроля студентов в процессе хормейстерской практики //Культурная жизнь Юга России: Региональный научный журнал. - Краснодар, 2009, №1(30). - С. 43-47 (0,4 п.л.).

Грибкова О.В. Творческое саморазвитие личности будущего учителя музыки как педагогическая проблема //Музычнае i тэатральнае мастацва: праблемы выкладання. – Минск: РУП «Выдавецтва “Адукацыя i выхаваннне”», № 7, 2009. – С. 38-45 (0,5 п.л.).

education.ru /AE-magazine/.

education.ru /AE-magazine/.

Грибкова О.В. Качество как базовый принцип и критерий эффективности организации профессиональной подготовки студентов в современном вузе //Научные проблемы гуманитарных исследований: ежемесячный научный журнал. – Пятигорск, 2010

Грибкова О.В. Роль компетентностного подхода в процессе становления профессиональной культуры будущего педагога музыканта //Среднее профессиональное образование. Москва, 2010

Грибкова О.В. Профессиональная культура как интегративное качество личности будущего педагога-музыканта //Вестник Московского городского педагогического университета. Москва, 2010

Учебные программы

Методическое пособие по дирижированию для студентов внебюджетного отделения. - М.: МГОПУ 1999. - (2,5.п.л.).

Грибкова О.В. Методические рекомендации по пению, дирижированию, сольфеджио и основному музыкальному инструменту (в помощь абитуриентам, поступающим на музыкально-педагогический факультет). – М.: МГПУ 2004. – (5.п.л.).


загрузка...