Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования (04.10.2010)

Автор: Гадзаова Людмила Петровна

ГАДЗАОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: 13.00.08 - теория и методика

профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Владикавказ – 2010

Работа выполнена в ГОУ «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»

Научный консультант: – д октор педагогических наук, профессор

Каргиева Замират Каникоевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

Узденова Соня Баймурзаевна,

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный

технологический университет»;

доктор педагогических наук, профессор,

Целых Марина Петровна,

ГОУ ВПО «Таганрогский государственный

педагогический институт»;

доктор педагогических наук, профессор,

Иванов Александр Владимирович,

ГОУ ВПО «Московский гуманитарный

педагогический институт».

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пятигорский государственный

лингвистический университет»

Защита диссертации состоится «_____»__________2010 г. в ____часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

Автореферат разослан «_____» ____________ 2010 г.

Учёный секретарь диссертационного

совета к.п.н., доцент Н.М.Мкртычева

Общая характеристика Диссертации

Актуальность темы исследования. В последние годы предметом достаточно острого научного обсуждения стали духовные ценности общества и объективные причины снижения внутренней культуры российской студенческой молодежи, будущей интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты России. Особую значимость приобретают ее ценностные ориентации, системно-организационные процессы, в которых социокультурные, нравственно-ценностные человеческие отношения и действия становятся второстепенными. В этих условиях все более актуальной становится проблема исследования факторов, способствующих усилению приоритетности духовной культуры, концентрирующей в себе лучший социальный опыт многих поколений людей. Несомненно, процесс овладения необходимыми знаниями, умениями, опытом, личностными нравственно-ценностными качествами затрагивает сферу образования, ее содержание, формы и методы, систему взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Разрешение выше обозначенных проблем невозможно без обращения к идеям духовного содержания и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин), использования воспитательного опыта предшествующих поколений, научно-педагогического потенциала страны и прогрессивных форм организации научных исследований. В связи с этим развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза в этнорегиональной системе образования имеет очевидную теоретическую и практическую ценность, стимулирует реализацию аксиологической функции образования, т.к. определяет содержательную сторону духовной направленности студентов и составляет основу их отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, формирует мировоззрение и жизненную концепцию.

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы свидетельствует о пристальном интересе отечественных и зарубежных исследователей к проблемам:

формирования совокупности интеллектуальных, психологических, нравственных особенностей личности (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, С.Г.Ваниева, А.А.Деркач, Е.И.Казакова, В.А.Кан-Калик, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, А.А.Реан, В.А.Сластенин, В.П.Тугаринов и др.);

социальной психологии и педагогики (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Н.В.Баграмова, Р.Т.Белл, И.А.Богачек, Н.В.Бордовская, П.Я.Гальперин, Н.И.Гез, A.A.Залевская, Ю.М.Жуков, М.С.Каган, Ю.Н.Караулов, В.П.Конецкая, A.A.Леонтьев, Л.М.Митина, Е.И.Пассов, A.A.Реан, А.И.Сурыгин, Д.И.Фельдштейн, Дж.Хабермас, Е.Е.Хатаев, А.Н.Хомский, С.Ф.Шатилов, Г.Г.Юнг и др.);

социокультурного подхода к развитию общества и ценностей в нем, коммуникации как особого вида деятельности (А.С.Ахиезер, Л.А.Беляев, А.А.Бодалёв, В.В.Давыдов, И.И.Докучаева, А.Г.Здравосмыслов, С.Э.Крапивенский, Н.И.Лапин, В.С.Леднёв, А.В.Мудрик, Н.Ф.Наумов, В.Я.Пилиповский, В.М.Полонский, А.С.Федотов и др.).;


загрузка...