Методология принятия управленческих решений в деятельности негосударственной коммерческой медицинской организации (04.07.2012)

Автор: Калмыков Андрей Александрович

Системный анализ обращений граждан позволил снизить количество жалоб до минимума.

Рис. 1. Динамика посещений пациентами ОАО «Лечебный центр» в различные дни недели, выходные и праздничные дни в 2006 - 2010 г.г(%)

Увеличение численности прикрепленного контингента, внедрение новых высокотехнологичных медицинских методик, рост конкуренции на рынке медицинских услуг требуют постоянного усовершенствования организационно-функциональной структуры учреждения. В силу указанных причин, структура ОАО «Лечебный центр» изменялась к 2008 году в соответствии с необходимостью оптимизации деятельности в новых условиях. В составе ОАО «Лечебный центр» были организованы новые структурные подразделения (отдел перспективного развития, отдел обслуживания материальных ценностей и др.). С целью повышения качества обслуживания пациентов увеличена численность сотрудников регистратуры на 20%, а системное изменение штатного расписания ОАО «Лечебный центр» обеспечивает качественное обслуживание застрахованных пациентов.

По результатам мониторинга дополнены стандарты медицинских услуг, регламентирующие вид и объем клинических исследований по договорам добровольного медицинского страхования с учетом предложений высказанных в ходе социологических исследований.

Таблица 7.

Динамика некоторых показателей деятельности ОАО «Лечебный центр» в 2006-2010 годах

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

Число посещений на 1000 прикрепленного контингента 1231 1258 1306 1321 1374

Средняя длительность лечения (в днях) 6,5 6,3 6,0 5,8 5,7

Число оказанных услуг на законченный случай 6,3 6,5 6,6 6,6 6,8

Число лабораторных исследований на 100 посещений 58 51 45 49 48

Число исследований методами функциональной диагностики на 100 посещений 113 115 118 120 119

Число рентгенологических исследований на 100 посещений 39 45 51 50 52

Данные мониторинга позволили провести ежеквартальные целенаправленные проверки контроля доступности медицинских услуг и качества организации медицинской помощи. В целях организации системного взаимодействия данные полученные при использовании мониторинговой информационной системы позволили установить диалог с представителями страховых компаний и подготовить предложения по внесению изменений в части уточнения номенклатуры медицинских услуг и сервисного сопровождения.

Организация предоставления медицинских услуг позволяет не только увеличивать число, предоставляемых медицинских услуг негосударственной медицинской организацией ОАО «Лечебный центр», но и обеспечивать высокий качественный уровень медицинской помощи (таблица 7).

Динамика некоторых показателей лечебно-диагностической деятельности свидетельствует о сокращении сроков обследования и лечения, снижении числа лабораторных исследований при увеличении рентгенологических и ультразвуковых исследований.

Основой совершенствования медицинского обслуживания пациентов ОАО «Лечебный центр» являются организационные и сервисные мероприятия. В 2006-2011 гг. было приобретено оборудование и новейшие технологии, которые позволили провести оснащение и замену устаревшего оборудования ряда отделений ОАО «Лечебный центр».

Рис.2. Темпы роста рентабельности ОАО «Лечебный центр» в 2003-2010 годах (100% - рентабельность в 2003 году)

Реализация предложений по результатам социологических опросов оказывает существенное влияние на наполняемость бюджета и финансово-экономическую устойчивость негосударственной коммерческой медицинской организации ОАО «Лечебный центр», обеспечивая привлекательность организации для населения (рис.2).

В составе прикрепленного контингента ОАО «Лечебный центр» 4,5% составляют пациенты, прикрепленные по программе обязательного страхования. Рентабельность ОАО «Лечебный центр» позволяет при предоставлении медицинских услуг по программе обязательного медицинского страхования предоставлять пациентам безвозмездную субсидиарную помощь, и они пользуются теми же технологиями обследования, лечения и сервисными услугами, которые доступны застрахованным по программе добровольного медицинского страхования.

Управление деятельностью негосударственной коммерческой медицинской организацией ОАО «Лечебный центр» имеет ряд существенных особенностей, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Без учета отзывов пациентов и мониторинга качественных и количественных параметров деятельности сложно обеспечить финансово-экономическую устойчивость негосударственной коммерческой медицинской организации и предоставить пациентам медицинские услуги высокого качества.

В заключении диссертационной работы обобщены полученные результаты, сформулированы выводы и представлены практические рекомендации.

Уровень общей и первичной заболеваемости среди прикрепленного населения ОАО «Лечебный центр» значительно ниже, чем среди населения г. Москвы. Среднее многолетнее значение общей заболеваемости взрослого населения г. Москвы составляет 1362,9±90 случаев на 1000 населения соответствующего возраста, а среди прикрепленного населения ОАО «Лечебный центр» - 1002,2±60 ‰ (р<0,05). Такое различие обусловлено, в том числе и значительно меньшим удельным весом лиц в возрасте старше 50 лет в общей численности контингента ОАО «Лечебный центр».

Показатели финансово-экономической деятельности позволяют считать, что ОАО «Лечебный центр» эффективно использует методы социологических исследований для совершенствования организации лечебно-диагностического процесса, расширения ассортимента медицинских услуг и сервисного сопровождения, что позволяет обеспечить постоянный приток обслуживаемого контингента и финансово-экономическую устойчивость организации. В течение последних пяти лет в ОАО «Лечебный центр» численность прикрепленного населения увеличилась в 2,3 раза. Себестоимость диагностических услуг снизилась на 23,4±2,3%, скорой помощи - на 10,3±1,1%, реабилитационных услуг – на 17,5±1,4% в сопоставимых ценах.

Особенность оказания лечебно-профилактической помощи прикрепленному населению в ОАО «Лечебный центр» характеризуется следующими показателями: функция врачебной должности на 25,2±2,3% ниже, чем в городских поликлиниках (р<0,05), при этом среднее время обслуживания 1 пациента на 41,2±3,5% выше (р<0,05); диспансерными осмотрами охвачено 92% прикрепленного населения; активные вызовы составляют 7%. За последние 5 лет в ОАО «Лечебный центр» средняя длительность лечения 1 пациента снизилась на 12,3%, число лабораторных исследований на 100 посещений сократилось на 17,2%, а число исследований методами функциональной диагностики и рентгенологических исследований на 100 посещений увеличилось на 5,3% и 33,3% соответственно.

Результаты медико-социологического опроса пациентов ОАО «Лечебный Центр» выявили высокую оценку уровня медицинского обслуживания. Респонденты из числа прикрепленного контингента, оценку «отлично» поставили 43,2%, оценку «хорошо» (56,6%). Основное влияние на положительное формирование мнений пациентов оказало, наличие современного оборудования (94%), удобный график приема (87,4%), сервисное сопровождение медицинских услуг (65,3%). Медицинский персонал оценивает уровень организации медицинской помощи в ОАО «Лечебный центр» как высокий в 74,2% случаев. Результаты опроса сотрудников свидетельствуют о заинтересованности и поддержке преобразований, улучшающих деятельность медицинской организации. Условиями преобразований являются: обеспечение финансово-экономической устойчивости негосударственной медицинской организации, оснащение новейшим оборудованием, непрерывное повышение квалификации персонала.

Принятие управленческих решений в деятельности негосударственной медицинской организации необходимо осуществлять на основе оценки данных мониторинга финансово-экономических показателей, мониторинга показателей здоровья контингента, использования оборудования, данных социологических опросов пациентов и медицинских работников. На основе оценки полученной информации определяются приоритеты, оцениваются риски и принимаются управленческие решения с последующей оценкой их эффективности. Технология принятия управленческого решения в деятельности ОАО «Лечебный центр» включает в себя сочетание как субъективных оценок по данным опросов пациентов и медицинских работников, так и объективных оценок финансового положения организации, изучения рынка медицинских услуг, показателей заболеваемости, востребованности медицинских услуг, а так же улучшения процессов оказания медицинской помощи.

6. Данные социологических исследований должны быть исходной информацией для изучения возможностей рынка и потенциальных рисков на рынке медицинских услуг для своевременной и адекватной оценки направлений реорганизации медицинской помощи населению и проведения маркетинговых исследований.

7. Организация финансового менеджмента в негосударственной коммерческой медицинской организации возможна на основе медико-социологических исследований.

8. Принятию управленческих решений в деятельности негосударственных коммерческих организаций должен предшествовать мониторинг основных показателей лечебно-диагностической, финансово-экономической деятельности, данных социологических опросов пациентов и медицинских работников, определение приоритетов развития, проведение маркетинговых исследований и оценка рисков внедряемых медицинских услуг.

практические рекомендации

1. Руководителям негосударственных коммерческих медицинских организаций рекомендовать использование мониторинга основных показателей лечебно-диагностической, финансово-экономической деятельности и данных социологических опросов пациентов и медицинских работников для привлечения пациентов на рынке медицинских услуг.

2. Целесообразно внедрять в работу негосударственных коммерческих медицинских организаций систему медико-социологического мониторинга, что обеспечит оперативное принятие управленческих решений при оптимизации финансово-экономической деятельности.

3. С целью обеспечения финансовой устойчивости негосударственных медицинских организаций рекомендуется создавать интегрированную базу данных медико-экономического и социологического мониторинга на основе автоматизированной системы, обеспечивающей контроль и управление лечебно-диагностическим процессом и финансовыми ресурсами в оперативном режиме.

4. Принятию управленческих решений в деятельности государственных (муниципальных) медицинских учреждений должны предшествовать социологические опросы пациентов и медицинских работников, на основании которых определяются приоритеты развития лечебно-диагностического процесса в медицинском учреждении.

Список работ, опубликованных

по теме диссертации

1. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Загуляев В.А., Калмыков А.А., Кудрявцев Ю.Н., Курданов Х.А., Кучма В.Р., Московченко И.В., Степанова С.Н., Фурсов С.Е., Шамарин В.М., Щепин В.О.. Формирование здорового образа жизни (медико-социальные аспекты).- М., «Медицина», 1988, 191 с.

2. Миндлин Я.С., Калмыков А.А., Утенков А.В. Больные хроническими заболеваниями: образ жизни, состояние здоровья, профилактика и организация медицинской помощи.- М., «Медицина», 1991, 206 с.

3. Артюхов И.П., Мельников Е.Г., Мельников Г.Я., Калмыков А.А., Сенченко А.Ю. Функции и задачи стратегического маркетинга в рамках реализации стратегии развития рынка платных и сопутствующих медицинских услуг. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здравоохранение и бизнес», 17 декабря 2004 года, Красноярск.- С. 24-26.


загрузка...