Модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров (04.05.2010)

Автор: Станкевич Петр Владимирович

сочетание разнообразных форм обучения (лекция, семинар, практические занятия, коллоквиум, домашние задания и др.);

преимущественное использование асинхронной и «нелинейной» организации учебного процесса;

единица трудоемкости студентов в образовательном процессе - зачетная единица (кредит);

оценка знаний обучаемых - балльно-рейтинговая система.

Таким образом, вариативно-модульная профессионально-образовательная программа обучения бакалавров и магистров представляет совокупность учебных модулей (содержание естественнонаучного образования), которые были связаны между собой и расположены в определенном порядке. Именно учебный модуль выступал как программа обучения, индивидуальная по содержанию, формам, средствам, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого.

и практики, определяющие содержание: общенаучное, психолого-педагогическое, методическое, естественнонаучное) и элементы (дидактические единицы учебных курсов или дисциплин), направленные на формирование профессиональных (специальных) компетенций.

Разработанные модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров в системе подготовки специалиста высшего профессионального естественнонаучного педагогического образования на основе вариативного и модульного подходов имеют следующую структуру:

учебное содержание основной образовательной программы разделено на модули (основной, поддерживающий, организационный и коммуникативный, специализированный, переносимый);

учебное содержание модулей распределено на различные уровни, то есть модульные единицы (учебные дисциплины и курсы) и модульные элементы (отдельные дидактические единицы учебных дисциплин и курсов, входящие в модуль).

Определено содержание моделей естественнонаучного образования бакалавров и магистров в системе подготовки специалистов высшего профессионального уровневого педагогического образования:

первая составляющая – общенаучные, фундаментальные (естественнонаучные) и частично общепрофессиональные (психолого-педагогические) знания в системе подготовки на 1 и 2 курсах обучения бакалавров;

вторая составляющая - профильные/предметные (естественнонаучные) и частично общепрофессиональные (методические) знания в системе подготовки на 3 и 4 курсах обучения бакалавров.

третья составляющая - специальные/предметные (естественнонаучные) и общепрофессиональные (педагогические и методические) знания в системе подготовки на 5 и 6 курсах обучения магистров.

В качестве важного условия успешной естественнонаучной подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования рассматривается соответствие общей логике построения образовательного процесса, которая заключается в следующих положениях: определение студентами сущности педагогической деятельности в области естественнонаучного образования и ее ценностных характеристик; построение и реализация индивидуально-образовательного маршрута на основе выбора содержания учебных элементов (модульных единиц); формирование методических и предметных (естественнонаучных) знаний в контексте требований к профессиональной деятельности педагога в области естественнонаучного образования.

Общая логика организации учебного процесса в условиях экспериментального обучения на уровнях бакалавриата и магистратуры нацелена на формирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся.

В четвертой главе «Эффективность реализации моделей содержания естественнонаучного образования в системе уровневого естественнонаучного педагогического образования» раскрыты методология, логика организации и проведения методического исследования, содержание эксперимента, описаны использованные методы сбора и обработки полученных результатов.

Особенности решаемой проблемы, требования, предъявляемые к научно-педагогическому исследованию в области методики обучения естествознанию (уровень профессионального образования), позволили определить ключевые направления проведения обучения на основе разработанного нового содержания. Эксперимент включал:

- обоснование, конструирование и включение в систему высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования моделей содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» на основе современных теоретико-методологических подходов;

- использование набора оптимальных форм, методов и средств обучения;

- проверку и диагностику результативности экспериментальной методики реализации содержания естественнонаучного образования в процессе подготовки специалистов высшего профессионального уровневого естественнонаучного педагогического образования на основе модульного и вариативного подходов.

В процессе экспериментальной работы обучение проводилось по двум вариантам. При первом – обучение осуществляли с применением разработанной автором методики, обладающей следующими специфическими чертами: вариативно-модульным построением содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров, организацией индивидуально-ориентированного процесса обучения в системе зачетных (кредитных) единиц, балльно-рейтинговой системой оценивания знаний студентов. Второй вариант стал развитием первого и отличался от него внедрением и апробацией в содержание специализированных магистерских программ инновационных образовательных модулей: «Технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической)», «Технологии социального ориентирования человека в глобальном информационном пространстве», «Технологии взаимодействия человека с высокотехнологичной информационной средой».

Придерживаясь логики организации педагогического эксперимента, были выделены психолого-педагогические и методические условия реализации содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров на основе компетентностного, модульного и вариативного подходов:

выделение и конструирование содержания естественнонаучного образования на основе единства социально-гуманитарного, общенаучного, общепрофессионального, профильного (предметного) и специализированного блоков учебного материала, обеспечивающих совокупность взаимосвязанных между собой учебных модулей и расположение их в определенном порядке в основных образовательных программах на всех уровнях высшего профессионального естественнонаучного педагогического образования;

соблюдение логики развития общепрофессиональных и предметных знаний, их научной интерпретации, углубления и конкретизации содержания основных понятий (дидактических единиц), на основе которых формируются естественнонаучные знания в контексте подготовки по изучению предметного (фундаментального, профильного и специализированного в области естествознания) содержания и специфики естественнонаучного образования;

разработка экспериментальной методики на основе системного, компетентностного, вариативного, интегративного, индивидуально - ориентированного и модульного подходов по реализации содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование», в которой рассматривались модули не только в качестве законченного блока информации, но и как программа обучения, индивидуально-ориентированная по содержанию, формам, средствам, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого;

использование при отборе естественнонаучного содержания экспериментальных разноуровневых вариативно-модульных профессионально-образовательных программ следующих специфических принципов: комплексности, междисциплинарности, многоуровневости, единства интеграции и дифференциации, модульности, самостоятельности, социальной обусловленности, функциональности знаний, профессиональной направленности, педагогического профессионализма, фундаментальности, многопрофильности, «базисной дисциплины»;

использование инновационных технологий: асинхронное и «нелинейное» построение учебного процесса; определение времени на освоение учебного содержания (система зачетных (кредитных) единиц); комплексное сочетание современных методов, форм, средств обучения и балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов, активизирующих учебную работу студентов, их мотивацию к постоянному самоконтролю и планированию своей учебной деятельности, повышению успеваемости по реализации своего индивидуального образовательного маршрута.

создание алгоритмического описания по усвоению элементов содержания, знаний, умений, ценностей, норм и правил в вариативно-модульной профессионально-образовательной программе в качестве предпосылки самообразовательной деятельности студентов и формирования потребностей самообразования бакалавров и магистров на получение самостоятельных знаний через систему самостоятельной работы.

Разработанная система критериев дала возможность оценить не только результаты подготовки бакалавров и магистров, но и эффективность её содержания, организации учебного процесса, их соответствие целям естественнонаучной подготовки специалиста в системе уровневого высшего профессионального естественнонаучного педагогического образования. К ним относятся такие качественные и количественные характеристики учебного процесса: как качество обучения (качество профессорско-преподавательского состава; материально-техническая база, обеспеченность учебно-методическими и дидактическими материалами образовательного процесса, информационный и библиотечный ресурсы и др.), затраты времени на усвоение учебного содержания (зачетные единицы или кредиты), числовыми показателями успеваемости студентов (балльно-рейтинговая система).

На этапе констатирующего эксперимента было получено подтверждение целесообразности предложенных в диссертации идей разработки содержательных модулей:

понимание педагогической и личностной значимости естественнонаучного образования студентами и преподавателями университета;

недостаточная готовность профессорско-преподавательского состава к организации и проведению асинхронного и «нелинейного» образовательного процесса подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования к профессиональной деятельности в средней школе на основе компетентностного подхода;

недостаточное внимание к формированию фундаментальных и специальных естественнонаучных знаний в контексте содержания подготовки педагогов в области естественнонаучного образования;

недостаток методической и учебной литературы для проведения асинхронного и «нелинейного» учебного процесса (неполное оснащение учебных дисциплин и курсов естественнонаучного цикла учебно-методическими комплексами).

Объектом экспериментального исследования являлся процесс естественнонаучной подготовки бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» в педагогическом вузе. В эксперименте приняли участие более 350 бакалавров РГПУ им. А.И. Герцена и его Дагестанского филиала, а также более 60 магистров РГПУ им. А.И. Герцена (с 2001 по 2009 годов).

Для проведения педагогического эксперимента были разработаны: учебно-методическое обеспечение образовательного процесса естественнонаучной подготовки бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» в условиях экспериментального обучения и измерительные материалы, которые включали анкеты, тестовые материалы, контрольные задания, технологические карты учебных дисциплин, определены дидактические единицы естественнонаучного содержания основных образовательных программ бакалавров и магистров.

Отличительной чертой экспериментального обучения являлась асинхронная и «нелинейная» организация учебного процесса на основе компетентностного, вариативного и модульного подходов. В контрольных группах учебный процесс был организован по традиционной «линейной» системе.

Для количественного и качественного сравнительного анализа экспериментального исследования автором были вычислены следующие статистические показатели, отраженные в материалах таблицы № 1.

Таблица № 1

Статистические результаты естественнонаучной подготовки бакалавров и магистров по направлению


загрузка...