Творческое наследие А.В. Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины ХХ века (04.04.2011)

Автор: Малацай Людмила Владимировна

10. Малацай, Л. В. Братья Калиниковы, А. В. Никольский и русская церковно-певческая культура рубежа XIX – ХХ веков // В. С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции: материалы областной науч.-практ. конф. / отв. ред. И. И. Банникова. – Орёл: ОГИИК, 2006. – С. 87–92.

11. Малацай, Л. В. Музыкальная интерпретация текста Предначинательного псалма в духовном концерте А. В. Никольского // Славянский сборник: Материалы Славянских чтений «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия». Вып. 5. – Орел: ОГИИК, 2006. – С. 224–228.

12. Малацай, Л. В. Роль летних регентско-учительских курсов начала ХХ века, возглавляемых А. В. Никольским, в духовно-музыкальном образовании провинции // Музыкальное образование российской провинции. История – Современность – Перспективы: материалы Межрегиональной науч.-практ. конф / отв. ред. И. И. Банникова. – Орёл: ОГИИК, 2007. – С. 56–63.

13. Малацай, Л. В. «Всенощное бдение» в духовно-музыкальном наследии А. В. Никольского // Путь в большую науку. К 10-летию диссертационного совета: сб. статей. – Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2007. – С. 142–152.

14. Малацай, Л. В. Знание «вокального инструмента» как основа аранжировки (по материалам архивов А. В. Никольского) // Модернизация процесса дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: материалы Международной науч.-практ. конф. / под ред. М. В. Кревсун. – Таганрог: ТГПУ, 2007. – С. 157–164.

15. Малацай, Л. В. Значение исследования А. В. Никольского «Звукоряды народной песни» для развития отечественной музыкальной фольклористики // Народное песенное искусство и фольклорные традиции в современной системе образования: сб. материалов Межрегиональной науч.-практ. конф. / гл. ред. В. М. Щуров. – Орел: ОГИИК, ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2008. – С. 127–132.

16. Малацай, Л. В. Аналитический этюд как начальный этап работы над образом в классе хорового дирижирования (на примере хоров А. В. Никольского ор. 39) // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: сб. науч. трудов: в 2 ч. Ч. I / под ред. М. В. Кревсун. – Таганрог: ТГПУ, 2009. – С. 254–261.

17. Малацай, Л. В. Особенности концертно-исполнительских обработок народных песен А. В. Никольского (о творческой деятельности показательного вокального квартета ГИМНа) // Национальный фольклор и формирование духовно-нравственных ценностей в современном обществе: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. (с международным участием) / науч. ред. А. С. Каргин. – ОГИИК, кафедра народного хорового пения, 2010. – С. 82–89.

18. Малацай, Л. В. Три Литургии А. В. Никольского: проблема соотношения музыки и текста в духовных композициях // Славянский сборник: Материалы VIII Международных Славянских Чтений «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия». Вып. 8. – Орел: ОГИИК, 2010. – С. 167–171.

19. Малацай, Л. В. Значение опыта педагога-композитора А. В. Никольского для организации внеклассной работы // Дирижерско-хоровое образование и исполнительство в XXI. Взгляд молодых ученых: сб. науч. трудов: в 2 ч. Ч. II / под ред. М. В. Кревсун. – Таганрог: Издатель Ступин А. Н., 2010. – С. 144–150.

20. Малацай, Л. В. К вопросу об особенностях обработок народных песен А. В. Никольского // Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития: сб. докладов III Всероссийской (с международным участием) науч.-прктич. конф.: в 2-х т. Т. 2. – Белгород: БГИКИ, 2011. – С. 191–194.

Никольский, А. В. Пение в новой школе // ГЦММК. Ф. 294. Ед. хр. 335. – Л. 3.

Здесь и далее по тексту речь идет об одном из братьев Калинниковых – Викторе Сергеевиче. Василий Сергеевич Калинников в тексте диссертации не упоминается.

Термин «театрализация» для характеристики духовно-музыкальной литературы может применяться весьма условно. Заметим, что музыковед-литургист ХХ века И. А. Гарднер отрицательно отзывался о «театральности» в исполнении духовных композиций (см. его статью «Хоровое церковное пение и “театральность” в его исполнении»). Однако сам Никольский в отзыве на Всенощную С. В. Рахманинова говорит о «картинности изложения» отдельных эпизодов, указывает на эмоционально окрашенное музыкальное прочтение композитором литургического текста. Современные музыковеды (А. И. Кандинский, М. В. Пашкова) все чаще употребляют термин «театральность», подразумевая под ним наличие в духовных композициях изобразительных и выразительных приемов, привнесенных из светской вокально-хоровой и инструментальной музыки.

Определение А. Б. Ковалева // Ковалев, А. Б. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII – XX веков. Специфика жанра и организация цикла [Текст] : дис. … канд. искусствоведения : 17. 00. 02 / Ковалев Андрей Борисович. – М., 2004. – С. 20.

Опыт создания тембризованной партитуры «Вниз падает звездочка с неба» (ор. 25, № 3, 1908 г.) предполагает 13-голосный хоровой состав.


загрузка...