Творческое наследие А.В. Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины ХХ века (04.04.2011)

Автор: Малацай Людмила Владимировна

Малацай Людмила Викторовна

Творческое наследие А. В. Никольского

в контексте русской хоровой культуры

первой половины ХХ века

Специальность 17.00.02 – музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва, 2011

Работа выполнена на кафедре теории и истории музыки Орловского государственного института искусств и культуры

Научный консультант:

доктор искусствоведения

ведущий научный сотрудник

Государственного института искусствознания

Рахманова Марина Павловна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения

профессор кафедры истории музыки

Российской академии музыки им. Гнесиных

Заболотная Наталия Викторовна

доктор искусствоведения

профессор кафедры мастерства актера

Высшее театральное училище (институт)

им. М. С. Щепкина

Пожидаева Галина Андреевна

доктор искусствоведения

ведущий научный сотрудник Российского

института истории искусств

Серегина Наталья Семеновна

Ведущая организация: Саратовская государственная консерватория (академия)

им. Л. В. Соболева

Защита состоится ______________2011 года в 15час. 00 мин. на заседании Диссертационного совета Д 210.012.01 в Российской академии музыки им. Гнесиных по адресу: 121069, г.Москва, ул. Поварская, д. 30/36

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки им. Гнесиных

Автореферат разослан « » 2011 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор искусствоведения И. П. Сусидко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Отечественная музыкальная культура первой половины ХХ века – явление сложное, многообразное и неоднозначное, до настоящего времени не до конца осмысленное и оцененное. Этот период характеризуется стремительными взлетами, активным художественным поиском, приведшим к расцвету многих направлений, теорий, концепций, композиторского и исполнительского мастерства.

Музыкальная палитра культуры только тогда заиграет всеми своими красками, когда в ней будут озвучены все без исключения «партитуры времени» и все голоса в них. Александр Васильевич Никольский (1874–1943), чье имя постепенно возвращается из запасников истории, – убедительно проявивший себя «голос хоровой партитуры». Его обширное творческое наследие принадлежит к тем художественным явлениям, без которых невозможно представить панораму исканий и достижений отечественной хоровой культуры первой половины ХХ века. Творческий облик человека, созидавшего в бурное переломное время, представляется ныне цельным. Феномен колоссальной активности личности на протяжении всей жизни заставляет по-иному оценить и многие моменты биографии композитора. Россия богата родниками, питающими большие реки. Подобно роднику, Александр Васильевич – многогранный, органичный, внутренне организованный человек – внес свою лепту в дело развития хоровой культуры.


загрузка...