Совершенствование общеэкономического метода исследования микрохозяйствования (04.04.2011)

Автор: Лебедев Константин Николаевич

1.1. Экономическая теория конца XIX – начала ХХ в. об общенаучных методах исследования и особенностях их применения в экономическом исследовании

1.2. Анализ особенностей использования общенаучных методов в экономическом исследовании в экономической теории ХХ в.

1.3. Методы системного подхода Л. Берталанфи

1.4. Общенаучные методы экономического исследования в менеджменте, теории организации и исследовании систем управления

Глава 2. Определение границ применимости общенаучных методов в экономическом исследовании

2.1. Общенаучные методы

2.2. Особенности процессов, изучаемых в экономике, и типы их исследования, влияющие на метод

2.3. Границы применимости в экономическом исследовании общенаучных методов

Глава 3. Эволюция организмической модели объекта экономического исследования

3.1. Органицизм в экономической науке от ранних стадий развития до середины ХХ в.

3.2. Модель объекта исследования в общей теории систем

3.3. Теоретическая модель объекта исследования в менеджменте, теории организации и исследовании систем управления

Глава 4. Формирование теоретической модели объекта экономического исследования как организмической контрмодели

4.1. Контрпримеры организмической модели в экономическом исследовании

4.2. Теоретическая модель объекта экономического исследования как контрмодель организмической модели

Глава 5. Модернизация организмической теории фирмы на основе усовершенствованного общеэкономического метода исследования микрохозяйствования

5.1. Когнитивное «поле» деятельности по управлению на фирме

5.2. Структура деятельности по управлению на фирме

5.3. Деятельность менеджеров

Заключение

Библиография

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность исследования, определена степень разработанности проблемы, установлены объект, предмет, цель и задачи исследования, выделены основные положения, выносимые на защиту, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы, приведены сведения о ее апробации.

В главе 1 «Эволюция представлений о системе общенаучных методов и границах их применимости в экономическом исследовании» рассматриваются представления о системе общенаучных методов и особенностях их использования в экономическом исследовании в экономической теории конца XIX – начала ХХ в., экономической теории ХХ в., системном подходе Л. Берталанфи, менеджменте, теории организации и исследовании систем управления.

Исследования по данной проблематике началась в экономической теории в порядке разработки ее предмета и метода в работах Дж. Э. Кэрнса, Дж. Н. Кейнса, А. Маршалла, К. Менгера, Г. Шмоллера, А. И. Чупрова, А. А. Мануилова, М. И. Туган-Барановского и др. Они опирались на результаты исследований Дж. С. Милля из области метода социальных наук. Их пик пришелся на последние десятилетия XIX в. (данные разработки далее именуются традиционной методологией). Выделялись и исследовались на предмет специфики применения в экономике такие общенаучные методы, как наблюдение, эксперимент (эмпирические методы), научные методы индукции и дедукции, математический и статистический методы (методы вывода зависимостей). Специфика их применения выводилась из особенностей изучаемых процессов и характера их исследования (для методов вывода зависимостей).

К наблюдению относились получение исследователем фактов, лично и из других источников, классификация и вывод эмпирических законов. Фактически шла речь о возможностях такого типа наблюдения, как внешнее наблюдение (наблюдение со стороны).

Были выделены два типа эксперимента – научный и социально-экономический (различаются главными целями: у 1-го – научная, у 2-го – практическая).

Методы индукции и дедукции имели принципиально иную трактовку. В настоящее время они трактуются в формально-логическом духе: индукция – как обобщение нескольких одинаковых частных случаев, а дедукция – как применение подобных обобщений для изучения неизвестных случаев (фактически индукция – метод вывода эмпирических законов, а дедукция – их применение). В традиционной методологии под индукцией понимался вывод научных законов непосредственно от фактов, а под дедукцией – их вывод на основе ранее полученных выводов. Их определения давались в духе Дж. С. Милля: индукции – как сравнения двух случаев, сходных между собой во всех отношениях за исключением того, что в одном из них присутствует известная причина, отсутствующая в другом (фактически речь шла об одном случае – до и после воздействия причины); дедукции – как мысленного вычисления следствий нескольких причин.

Математический метод трактовался как выражение посылок и результатов исследования в виде математических символов (кривых, уравнений, неравенств и др.) и как математические операции с ними, статистический метод дополнительно включал наблюдение.

Такой метод, как анализ (расчленение на части) не выделялся и его возможности не исследовались.

Трактовки общенаучных методов не позволяли провести четкие грани между методами, плохо передавали их содержание. Не были выделены важнейшие типы общенаучных методов – внутреннее наблюдение, индукция переноса, индукция внутреннего наблюдения, их возможности не рассматривались.

Пределы применимости общенаучных методов были исследованы только в отношении производственных процессов и в отношении процессов-объектов исследования, т.е. полученные выводы не распространялись на процессы управления и процессы внешней среды процессов-объектов исследования.

Целенаправленно выделялись 4 особенности: 1) множественность причин (условий и факторов), 2) совместное действие факторов, 3) постоянное изменение причин, 4) их взаимовлияние (особенности «сложных» явлений). Стихийное отражение (вне перечня) получили еще 4 особенности: 5) масштабность во времени, 6) изучаемые в экономике процессы в значительной мере выступают результатами сознательных действий людей, 7) наличие у социальных компонентов объектов, осуществляющих процессы, и у социальных объектов их внешней среды определенных интересов, 8) уникальность конкретных процессов. Их формулировки были не точны. Не все особенности, влияющие на метод, были выделены.

Содержание понятия «характер исследования» не раскрывалось. Стихийно выделялись лишь некоторые черты характера (типы) исследования, влияющие на его метод (см. табл. 4).

Не изучались возможности методов вывода зависимостей при исследовании процессов будущего, в точном исследовании, исследовании эффективных процессов и механизмов процессов, исследовании многофакторных зависимостей.

Было установлено, что внешнее наблюдение неприменимо для изучения сложных процессов из-за множественности причин, не позволяющей установить все их условия и факторы, и одновременного действия факторов, не позволяющего на основе наблюдения отделить следствие одного фактора от следствий других. Отмечалось, что оно применимо для изучения производственных операций и несложных совместных работ (простых процессов).

Отмечалась ограниченность эксперимента в экономике, объяснявшаяся тем, что элементы объектов, осуществляющих экономические процессы, и объекты их внешней среды имеют определенные интересы, множественностью причин и одновременным действием факторов. Указывалось, что научный эксперимент может быть использован для изучения простых процессов, что в редких случаях для изучения сложных процессов (например, деятельности фирмы) может быть использован социально-экономический эксперимент. Границы эксперимента не были объяснены непосредственными ограничителями (высокой стоимостью и др.).

Был сделан вывод, что основывающееся на данных внешнего наблюдения индуктивное исследование сложных экономических процессов невозможно, в связи с чем метод экономической теории является преимущественно дедуктивным, что индукция может быть использована для изучения производственных операций и несложных работ (простых процессов) с внешней стороны.

Представления о возможностях математического и статистического методов отражены на рис. 1. Не были исследованы границы их применимости для изучения процессов уровня фирмы и ниже.

Рис. 1. Представления о возможностях в экономическом исследовании математического и статистического методов в традиционной методологии


загрузка...