Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование (03.10.2011)

Автор: Власова Оксана Вячеславовна

ВЛАСОВА Оксана Вячеславовна

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

КАК НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТЬ:

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

12.00.01– теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Саратов – 2011

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Югорский государственный университет».

Научный консультант – доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Цыбулевская Ольга Ивановна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук,

профессор

Придворов Николай Антонович

доктор юридических наук, профессор

Глухарева Людмила Ивановна

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Мордовец Александр Сергеевич

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»

Защита состоится 5 декабря 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» (410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, ауд. 102).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права».

разослан «_____» _______________ 2011 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук О.С. Ростова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последние годы в России ввиду ощутимой девальвации и разбалансировки ценностей идет активный процесс поиска приоритетов общественного развития, главное место среди которых по праву должен занять человек. Опорой человеческой личности, ее глубинной внутренней ценностью является достоинство. Это величайшее благо составляет основу независимости и свободы, гордости и чести, влияет на становление и постоянное развитие личности. Достоинство – источник прав человека, свидетельство уровня культуры общества.

Гуманистическая идея ценности человеческой личности, ее достоинства является основой концепции конституционного строя России. Конституция Российской Федерации провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2), «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ч. 1 ст. 21).

Сравнительный анализ международных документов, зарубежного и российского законодательства последнего десятилетия показывает, что идее достоинства человека отводится значительное место. Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины от 4 апреля 1997 года, как и Всеобщая декларация ООН о геноме человека и о правах человека от 11 ноября 1997 года, ориентируют все государства принимать необходимые меры к правовой защите человеческого достоинства. Конституции постсоциалистических государств прямо закрепили данный тезис. Так, Основной Закон Германии (ст. 1) гласит: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти». В Конституции Польши (ст. 30) сказано: «Естественное и неотчуждаемое достоинство человека является источником свобод и прав человека и гражданина. Оно нерушимо, а его уважение и охрана являются обязанностью публичных властей».

Российское законодательство сделало значительный шаг вперед от многовекового неприятия прав человека как реальной самостоятельной ценности, как естественных и неотъемлемых к их признанию и нормативному закреплению в наивысшем конституционном порядке. Но вместе с тем ключевой проблемой остается материальное воплощение провозглашенных Конституцией Российской Федерации положений. Проблема заключается в том, чтобы наполнить правильные слова и лозунги реальным содержанием, не принимать желаемое за действительное.

Актуализирует рассматриваемую тему противоречивая ситуация нашего общества, которая характеризуется разрывом между гуманистическими ценностями, потенциально заключенными в нормативных системах права и морали, с одной стороны, и объективными условиями их реализации – с другой. «Сегодня многие в России сходятся на том, что с честью и достоинством у наших граждан, с самых низов и до самых верхов, мягко скажем – проблемы. Если мы признаем, что право на честь и право на достоинство закреплены конституционно, а в реальности, нет ни того, ни другого, появляется проблема, как сделать так, чтобы граждане и власть имущие этими ценностями располагали».

На современном этапе развития России происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства, совершенствуется механизм реализации прав и свобод. Происходящие транформационные процессы обусловливают необходимость переосмысления многих устоявшихся правовых явлений и ценностей. Важность обращения к нравственно-правовым и политическим свойствам личности подтверждается тем, что именно они могут выступать в качестве одного из важнейших критериев в обосновании характеристики правовой политики. Сказанное в полной мере относится и к категории «достоинство личности».

Тема достоинства приобрела особое нравственное звучание ввиду кризиса духовности в нашей стране, в связи с обострившимися противоречиями между правовыми и моральными регуляторами (О.И. Цыбулевская). Кроме того, необходимо отметить, что исследований общеправового характера, специальным предметом которых являлся бы феномен «человеческое достоинство», в настоящее время явно недостаточно, подавляющее число научных изысканий относится к разряду отраслевых.

Признание достоинства человека и его защита не является сегодня для российского права системной целью общеправового масштаба, а степень изученности социальной и юридической природы достоинства личности неадекватна ее существующей востребованности. «Трудно найти иную тему, к которой проявлялось столь необоснованное пренебрежение, даже презрение. Не потому ли многие россияне забывают о своем достоинстве, безмолвствуют, терпят постоянно повторяющиеся необоснованные унижения, оскорбления со стороны лиц, которые сами лишены человеческого достоинства. Разве человек, позволяющий себе оскорблять другого, не является лишенным достоинства?».

В современных условиях глобализирующегося мира нивелирование достоинства личности – путь к разрушению национальной самоидентификации. Требуются новые подходы к проблемам гуманистического характера, то есть дальнейшее развитие теории прав человека с учетом ее центрального понятия – человеческого достоинства. Права человека – это признание фундаментального качества – достоинства – как основы, на которой зиждутся свобода и равенство. Никакая высшая цель – государственная, религиозная или любая другая – не должна отменять права на признание достоинства человека. Оно абсолютно и с точки зрения нравственности, и с точки зрения права.

Необходима разработка концепции целостности человека, означающая в первую очередь признание высокой значимости его достоинства.


загрузка...