Формирование профессиональной компетентности студентов высшей школы в процессе иноязычной подготовки (03.10.2011)

Автор: Варникова Ольга Васильевна

– психолого-педагогические исследования (В.И. Андреев, С.Я. Батышев, Л.С. Выготский, Г.Н. Григорьев, В.В. Давыдов, В.В. Зазвягинский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Г. Ивошина, Е.А. Климов, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, И.П. Смирнов, С.Д. Смирнов, D. Rolf, H. Gruber, A. Renkl и др.);

– теории и концепции личностного становления человека как активного субъекта, преобразующего мир и себя (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Н.А. Бердяев, С.Г. Вершловский, А.А. Деркач, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, B. Bernstein и др.);

– исследования по проблемам педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин и др.);

– исследования закономерностей профессионального становления будущего специалиста (О.А. Абдуллина, Н.Е. Астафьева, Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.П. Беляева, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин, В.В. Сериков, А.Н. Ходусов, И.С. Якиманская и др.);

– современные концепции содержания образования (Н.Д. Гальскова, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, П.Н. Осипов, О.Н. Пономарёва, В.В. Сафонова, В.Д. Шадриков и др.);

– концепции индивидуализации, контекстного и продуктивного обучения, профессионализации обучения, творческого саморазвития (В.В. Беспалько, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.М. Митина, А.М. Новиков, Т.А. Платонова, В.В. Сериков, В.В. Сохранов, Е.Н. Шиянов и др.);

- концептуальные и дидактические аспекты обучения взрослых (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, С.И. Змеев, A. Riedl, A. Schelten, G. Reinmann-Rothmeier, H. Mandl, S. Schollweck и др.);

- гуманитаризация и гуманизация образования, в том числе и посредством изучения иностранных языков (С.В.Кускова, С.Н. Митин, М.С. Митрюхина, О.В. Немирович, Е.С. Полат и др.);

- методика преподавания иностранных языков в профессиональной сфере и формирование иноязычной компетенции (Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, И.А. Цатурова, Е.Н. Юрина и др.);

- теория и методика обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, Г. Лозанов, А.А. Миролюбов, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, И.В. Рахманов, С.Ф. Шатилов, С.К. Фоломкина, В.С. Цетлин и др.);

- теория обучения иноязычному профессионально - ориентированному общению (Г.В. Асташова, О.Ю. Афанасьева, Е.С. Орлова, Т.С. Серова и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования был реализован комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту и предмету исследования. Теоретические: анализ социально-философской, лингвистической, психологической, педагогической литературы и нормативных документов; метод системного анализа профессионально-образовательного процесса в высшей школе; метод концептуального описания содержания образования; синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, концептуальное моделирование. Эмпирические: педагогический эксперимент, включённое наблюдение, тестирование, анкетирование и интервьюирование студентов; анкеты, модифицированные для конкретных условий (Н.П. Красикова «Студенты о профессиональной подготовке»; Н.В. Кузьмина, А.А. Реан «Изучение факторов привлекательности профессии»; Т.И. Ильина «Мотивационная анкета»); психодиагностические методики (О.В. Шевченко «Карта наблюдения за уровнем сформированности коммуникативной компетенции»; В.П. Симонов «Карта профессионально-значимых качеств преподавателя»; Н.В. Басова «Образ-характер преподавателя и студента», «Оценка качества преподавания», «Преподаватель глазами студента»); педагогический эксперимент; графические и табличные интерпретации данных. Методы математической и статистической обработки эмпирических данных: ранжирование, графические и табличные интерпретации данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (здесь и далее - ПГУАС). Вузы России по образованию в области транспортно-технологических машин и транспортно-технологических комплексов. Исследованием (2001-2011 гг.) были охвачены студенты, магистранты и аспиранты строительного института (здесь и далее - ИСИ ПГУАС), факультета управления территориями (здесь и далее - ФаУТ ПГУАС), автомобильно-дорожного института (здесь и далее - АДИ ПГУАС), института экономики и менеджмента (ИЭиМ ПГУАС). Отдельные аспекты диссертационного исследования выполнялись в рамках сотрудничества с коллективами преподавателей и студентов Пензенской государственной технологической академии, Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, Московского автомобильно-дорожного института, Пензенского института развития образования, Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, университета экономики, техники и культуры (HTWK) Лейпциг Германия.

Личное участие соискателя: получение научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах; теоретическая разработка основных идей и положений исследования; научное руководство опытно-экспериментальной работой в качестве преподавателя, заведующего кафедрой немецкого языка; научное руководство научно-практической работой студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей по различным аспектам исследуемой проблемы; анализ и обобщение результатов исследования; подготовка, апробация и внедрение методических разработок в практику высшего профессионального образования; составление и рецензирование примерных рабочих программ по иностранному языку для вузов г. Пензы; работа в системе повышения квалификации учителей иностранных языков школ г. Пензы и области; руководство по организации и проведению с изданием сборников статей международных научно-практических конференций студентов, аспирантов, молодых преподавателей и учёных (Россия, Германия, Бельгия, Франция, Швейцария) «Молодёжь Образование Наука» (2007-2011 гг.); работа в качестве исполнителя Договора о сотрудничестве в области образования и науки (обмен студентами, издание научных публикаций за рубежом, совместная научно-исследовательская деятельность, конкурсы студенческих научных работ и др.) между ГОУ ВПО «ПГУАС» и университетом техники, экономики и культуры (HTWK) г. Лейпциг, Германия.

Исследование включало несколько взаимосвязанных этапов

На первом этапе (1997-2001 гг.) осуществлено изучение специальной литературы; определена методология и теоретическая база исследования по проблеме формирования профессиональных умений у студентов технического вуза в России и за рубежом; проанализирован и обобщен опыт деятельности высших учебных заведений по проблемам формирования готовности студентов к профессиональным видам деятельности. Выяснение актуальности и степени разработанности проблемы использования иностранного языка в процессе профессиональной подготовки студентов вузов определило направление исследовательского поиска; разрабатывался понятийно-терминологический аппарат исследования; разрабатывалась концептуальная модель взаимосвязи и соподчиненности профессиональной и иноязычной коммуникативной компетентности.

На втором этапе (2001-2004 гг.) продолжен информационный и научный поиск. Определены цель, объект, предмет и задачи исследования; осуществлялось выявление основных тенденций и приоритетных направлений иноязычной подготовки в высшей школе; разрабатывалась концепция профессионально направленного обучения иностранному языку в техническом вузе; продолжено накопление эмпирического опыта и переосмысление уже имевшегося опыта обучения иностранным языкам в вузе.

На третьем этапе (2004-2007 гг.) проверялась и корректировалась гипотеза исследования; проводилось экспериментальное обучение иностранному языку студентов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, студентов вузов в системе эксперимента; издавались и апробировались учебные пособия по немецкому и английскому языкам, разработанные автором исследования для массового внедрения в практику обучения иностранным языкам в вузе; выявлялись педагогические условия эффективности использования иноязычной подготовки в процессе формирования профессиональной компетентности студентов вузов.

На четвертом этапе (2007-2011 гг.) проводилась систематизация и обобщение полученных результатов исследования; обобщение теоретических положений и формулировка выводов; продолжение внедрения результатов исследования в практику; описание результатов исследования в рукописи диссертации; определение перспектив изучения поставленной проблемы; редактирование, литературное и графическое оформление докторской диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется теоретической обоснованностью ключевых позиций диссертационного исследования, результатами проведённой опытно-экспериментальной работы и личным участием в ней автора диссертации; обеспечена применением методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, объекту, предмету исследования; внедрением полученных результатов в практику работы Пензенского государственного университета архитектуры и строительства и вузов России по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве разработанных автором учебно-методических материалов и учебных пособий с грифом УМО и их положительной оценкой преподавателями.

Научная новизна исследования:

- выявлены и охарактеризованы возможности формирования профессиональной компетентности на основе иноязычной подготовки в высшей профессиональной школе;

- предложен научно-методический комментарий к процессуальной стороне иноязычной подготовки в техническом вузе;

- представлена и обоснована концептуальная модель иерархической соподчинённости профессиональной и иноязычной коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза,

- охарактеризован состав содержания обучения ИЯ в вузе: система лингвистических знаний (когнитивный компонент), опыт способов деятельности и опыт творческой деятельности (деятельностный компонент), опыт эмоционально-ценностного отношения к профессии (эмоционально-ценностный компонент);

- на основе предлагаемого нами принципа свободного выбора обосновано использование стратегий изучения иностранного языка (СИИЯ) обучающимися студентами с целью создания индивидуальной траектории учебного развития, обеспечения высокого уровня личной ответственности за результаты учебного труда;

-выявлены и обоснованы педагогические условия эффективности формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза в процессе иноязычной подготовки.

Теоретическая значимость исследования:

- проведён научный анализ и определены методические составляющие курса многоуровневой иноязычной подготовки в техническом вузе;

- проанализирован опыт языковой подготовки, определены тенденции и приоритетные направления обучения ИЯ в высшей профессиональной школе;

- показано, что приоритетные направления и содержательно-информационное наполнение иноязычной подготовки в техническом вузе осуществляются с учётом специфики профессиональной подготовки в рамках профессионального образования, а также в дополнение к общепринятым формам иноязычной подготовки;

- раскрыта специфика иноязычной подготовки, которая позволяет сформировать у студентов технического вуза умения самостоятельно добывать дополнительные знания по профессии и творчески относиться к процессу овладения новыми знаниями из иноязычных источников, создавать возможность для самообразования, формировать опыт эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в условиях отечественного и международного рынка труда.

Практическая значимость:

- обоснован, апробирован и внедрён учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе в соответствии с программными целями иноязычной подготовки и с учётом следующих педагогических и методических принципов: коммуникативной направленности, интегративности, культурной и педагогической целесообразности, открытости информации о структуре курса ИЯ, о содержании контроля результатов учебной деятельности;

- определены механизмы повышения эффективности иноязычной подготовки студентов технического вуза: дифференцированный подход к обучению ИЯ независимо от начального уровня языковой подготовки; использование иностранного языка как средства формирования профессиональной компетентности; соблюдение принципа содержательно-информационной преемственности иноязычной подготовки на всех этапах обучения;

- выводы и рекомендации по совершенствованию иноязычной подготовки в техническом вузе, опубликованные учебные пособия, словари, тесты, мультимедийные разработки могут быть использованы в различных типах учебных заведений, на разных уровнях иноязычной подготовки в технических и неязыковых вузах; опыт организации процесса обучения ИЯ в техническом вузе может быть учтён в условиях модернизации высшего профессионального образования;

- прогностический потенциал проведённого исследования обусловлен возможностью проведения на его основе научно-исследовательских работ по использованию иноязычной подготовки как компонента профессиональной подготовки в системе непрерывного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились непрерывно по мере их разработки. Теоретические положения исследования изложены в ряде работ, список которых приводится в конце автореферата. Результаты исследования внедрены в практику в виде изданных учебных пособий, монографий, научных статьях общим объемом более 170 печатных листов. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на международных, всероссийских, региональных, внутривузовских научно-практических, научно-технических и научно-методических конференциях, всероссийских форумах: Орел,1999г.; Саранск, 2003г.; Пенза, 1990,1997,2000,2002- 2009гг.; Челябинск, 2007, 2008гг.; Нижнекамск, 2008г., Москва, 2007,2009гг.; на рабочих семинарах с преподавателями, архитекторами, инженерами из Германии и Швейцарии 2007-2010 гг. Серия учебных пособий по немецкому для студентов технического вуза с грифом УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов включены в Перечень учебно-методических изданий, рекомендованных для использования в качестве учебников и учебных пособий. Учебные пособия по немецкому языку с грифом УМО «Транспорт. Автомобили. Дороги», «Die Grundlagen der Autotheorie», «Автомобили: сервис, эксплуатация», «Strassenverkehrs-Ordnung» («Безопасность дорожного движения»), «Немецкий - язык общения», «Учимся говорить по-немецки», «Городской кадастр в России и в Германии», «Дизайн костюма» представлены в Немецкой Национальной библиотеке, Лейпциг, Франкфурт - на Майне, Берлин.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика выпускника, который способен и готов к осуществлению профессиональной деятельности и взаимодействию в профессиональной среде и поликультурном сообществе на основе ценностного отношения к профессии. Формирование профессиональной компетентности происходит при изучении учебных дисциплин (базовых и вариативных). В процессе изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» (базовый блок) продолжается формирование иноязычной коммуникативной компетентности, включающей языковую, речевую, компенсаторную, социокультурную, учебно-познавательную компетенции.


загрузка...