Концептуальная модель оптимизации здравоохранения в области охраны здоровья населения (на примере Новосибирской области) (03.10.2011)

Автор: Цыцорина Ирэна Адольфовна

3.4. Уровень безопасности населения;

3.5. Уровень психической безопасности населения (наличие постоянных стрессов);

3.6. Уровень физической активности населения;

3.7. Доступность качественной медицинской помощи;

3.8. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия;

3.9. Доступность качественных продуктов питания;

3.10. Доступность качественной питьевой воды;

3.11. Уровень охраны труда на производстве;

3.12. Уровень природоохранных мероприятий;

3.13. Уровень предотвратимой и условно предотвратимой смертности;

3.14. Уровень здоровья населения.

4. Целевые показатели

4.1. Медико-демографические показатели

4.1.1.Средняя продолжительность жизни (лет);

4.1.2. Средняя продолжительность предстоящей жизни (лет);

4.1.3. Средняя продолжительность жизни после установления диагноза хронического заболевания (лет);

4.1.4. Рождаемость населения (на 1000 населения);

4.1.5. Общая смертность населения (на 1000 населения);

4.1.6. Естественный прирост (убыль) населения (на 1000 населения);

4.1.7. Младенческая смертность (на 1000 населения);

4.1.8. Материнская смертность (на 100000 рожденных живыми).

4.2. Показатели предотвратимой смертности населения (на 1000 населения)

4.2.1. Болезни органов кровообращения;

4.2.2. Новообразования;

4.2.3. Травмы, отравления и другие последствия внешних причин;

4.2.4. Инфекционные и некоторые паразитарные болезни:

4.2.4.1. Туберкулез;

4.2.5. Смертность в трудоспособном возрасте:

4.2.5.1. Болезни органов кровообращения:

4.2.5.1.1. Ишемическая болезнь сердца;

4.2.5.1.2. Инсульт.

Заключение

Проведенное исследование позволило определить, что реализация приоритетных направлений снижения предотвратимой смертности населения; внедрение профилактической модели здравоохранения на муниципальном уровне; реализация концептуальной модели оптимизации регионального здравоохранения в области охраны здоровья населения позволят снизить уровень предотвратимой смертности, повысить эффективность мероприятий по охране здоровья, профилактике заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни населения, и формированию здорового образа жизни, организации оказания медицинской помощи и как следствие, уровень общественного здоровья.

1.Проведенное научное исследование эффективности и результативности системы здравоохранения Новосибирской области за 2001 -2008 гг. на основе анализа статистической информации позволило выявить неуклонный рост потребности населения в СМП (на 25,2%) и стационарном лечении (на 3,5%). Число посещений в АПУ на одного жителя практически не увеличилось и профилактическая работа на уровне ПМСП мало эффективна - это подтверждается низким уровнем своевременного выявления онкологических заболеваний (лишь 48,4% выявленных онкологических заболеваний имели I - II стадии, при том, что уровень запущенности злокачественных новообразований в IV стадии составляет 24,8% и этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту).

2. Результаты экспертной оценки текущего состояния и перспектив развития здравоохранения позволили установить низкий уровень ресурсного обеспечения медицинской помощи: обеспеченность современным медицинским оборудованием - 46% и информационно-техническими ресурсами - 44% (ПМСП – 28% и 33% соответственно), современными медикаментами – 67% (ПМСП – 54%), квалифицированным медицинским персоналом – 76% (ПМСП – 66%). При этом доступность медицинской помощи для населения в целом составляет 75% (ПМСП - 81%), уровень ее качества - 60% (ПМСП – 48%), финансирования - 55% (ПМСП – 40%). Эффективность существующей организации оказания медицинской помощи в целом составляет 3,5 балла (ПМСП – 3,2). Таким образом, ПМСП является наиболее доступным для населения, достаточно востребованным, но самым низким по ресурсному обеспечению, эффективности организации и уровню качества видом медицинской помощи, что требует разработки принципиально новых инвестиционных и организационных подходов.

3. В основе высоких показателей смертности населения лежат условно предотвратимые причины, такие как болезни органов кровообращения, травмы, онкологические заболевания, отравления и другие воздействия внешних причин. Их доля в общей структуре смертности составляет 82% и представляет собой неуклонно растущий тренд. Так с 2001 по 2008 годы смертность от болезней органов кровообращения возросла на 11%, от новообразований – на 6%. Результаты экспертной оценки показали, что эффективная организация мероприятий по профилактике заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни населения, охране здоровья, рационализации образа жизни и совершенствованию медицинской помощи населению, реализованные в комплексе, позволяют снизить смертность населения в разных возрастных группах на 25 - 50%.

4. Экспертная оценка организационных и инвестиционных аспектов снижения предотвратимой смертности населения показала, что основными проблемами в здравоохранении, оказывающими влияние на предотвратимую смертность, являются несвоевременное обращение больных за медицинской помощью различного уровня (интегральная оценка степени влияния составила 49%) и организационные дефекты (степень влияния 40%). Наибольшее влияние на изменение показателя предотвратимой смертности оказывают доступность (67%), своевременность (64%) и качество оказания медицинской помощи (63%). Инвестиции, позволяющие снизить предотвратимую смертность населения, на этапах оказания медицинской помощи здравоохранения распределились таким образом, что наиболее эффективными из них следует считать инвестиции в ПМСП (амбулаторно-поликлиническую помощь) с показателем эффективности 11,1%. При этом инвестиции в скорую медицинскую и стационарную помощь значительно менее эффективны (СМП – 3,3%, стационарная помощь – 7,8%).

5. Проведенное исследование позволило научно обосновать приоритетные направления снижения предотвратимой смертности населения, заключающиеся в расширении работы с населением по повышению ответственности за собственное здоровье и своевременной обращаемости за медицинской помощью, а также, необходимости повышения эффективности организации здравоохранения в области охраны здоровья населения, доступности, своевременности и качества медицинской помощи, инвестировании в медицинские кадры и материально-техническую базу здравоохранения (преимущественно в ПМСП). По данным социологического опроса и экспертных оценок влияние здорового образа жизни и эффективной организации системы здравоохранения, в том числе в области охраны здоровья населения, на снижение уровня смертности населения достигает 48% и 41% соответственно.

6. Внедрение профилактической модели муниципального здравоохранения повышает эффективность мероприятий по профилактике заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, и способствует формированию здорового образа жизни населения. Внедренная в Новосибирской области профилактическая модель муниципального здравоохранения (на примере г.Бердска) является эффективной. Результатом функционирования предложенной модели явился рост числа посещений в поликлинику на одного жителя, в том числе с целью профилактики на 15%. Как следствие, достигнуто снижение уровня запущенности злокачественных новообразований на 2,3% при росте этого показателя в целом по Новосибирской области на 1,3%, снижение уровня госпитализации населения г.Бердска на 18%, на фоне противоположной тенденции в регионе (+3,5%).

7. Реализация концептуальной модели оптимизации регионального здравоохранения в области охраны здоровья населения (межведомственное взаимодействие здравоохранения с другими социальными институтами, мероприятия, направленные на снижение уровня предотвратимой смертности, реализация региональных целевых программ, модернизация и структурная реорганизация здравоохранения, мониторинг эффективности системы охраны здоровья населения) позволяет повысить эффективность системы здравоохранения в области охраны здоровья населения, снижения предотвратимой смертности, профилактики и формирования здорового образа жизни населения. Разработанная и внедренная в Новосибирской области модель регионального специализированного центра (на примере ДВЦ), как элемент концептуальной модели оптимизации регионального здравоохранения в области охраны здоровья населения (раздел структурной реорганизации здравоохранения) повышает эффективность использования медицинских ресурсов в субъекте РФ в сфере превентивной диагностики и оказания специализированной медицинской помощи. Оценка эффективности деятельности ДВЦ подтверждается высокой степенью охвата детского населения специализированным скринингом (39953 детей за учебный год) и превышением результативности регламентированных профилактических осмотров в 5,2 раза по выявлению донозологических нарушений осанки и деформаций позвоночника у детей.


загрузка...