Концептуальная модель оптимизации здравоохранения в области охраны здоровья населения (на примере Новосибирской области) (03.10.2011)

Автор: Цыцорина Ирэна Адольфовна

Первый уровень (социальный) профилактики заболеваний, обусловленных образом жизни, представлен учреждениями и организациями культуры, физической культуры и спорта, образования, молодежной политики, общественными организациями и СМИ. Основными направлениями работы являются формирование позитивной установки у населения на: внимательное отношение к своему здоровью; формирование адекватной модели социального и физического поведения; отказ от вредных привычек.

Второй уровень (медико-социальный) представлен муниципальными ЦЗ, основным направлением работы которых является определение уровня здоровья населения, профилактика заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, формирование и поддержание здорового образа жизни, включая потребность в своевременном информирование медицинских работников о своих проблемах.

Рис. 1. Профилактическая модель муниципального здравоохранения

Третий уровень (медицинский/немедицинский) представлен двумя подуровнями: ПМСП (муниципальные АПУ); медицинской и немедицинской помощью (подростковые центры, центры охраны репродуктивного здоровья, геронтологические центры, негосударственные организации).

Основными направлениями работы муниципальных АПУ являются регулярное обследование, учет, диспансерное наблюдение и лечение больных заболеваниями, в значительной мере обусловленными образом жизни.

В связи с этим нами обоснована целесообразность организации в крупных муниципальных образованиях самостоятельных ЦЗ (рис. 2) и новые задачи, стоящие перед ними:

- санитарно-гигиеническое воспитание населения;

- оказание консультативно-оздоровительной помощи населению по вопросам индивидуальной профилактики заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни;

- выявление среди населения поведенческих факторов риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний и их коррекция;

- организация и проведение совместно с территориальным центром медицинской профилактики обучения медицинского персонала ОВП методам оказания медицинских профилактических услуг населению;

- участие в информационном обеспечении специалистов и населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

- работа со СМИ по вопросам охраны здоровья и профилактики заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни у населения;

- проведение медико-социальных опросов медицинских работников и прикрепленного населения по вопросам профилактики заболеваний, удовлетворенности и потребности в профилактической помощи, формированию здорового образа жизни.

Рис. 2. Схема взаимодействия муниципального центра здоровья

с заинтересованными социальными институтами по вопросам профилактики

заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни населения.

В соответствии с направлениями деятельности, стоящими перед АПУ нами обоснована необходимость их структурной реорганизации. В структуре муниципальных АПУ создаются подразделения, занимающиеся проведением оздоровительных и профилактических мероприятий с прикрепленным к ним населением.

Основным направлением реорганизации муниципальных АПУ является повышение структурной эффективности на основе создания в АПУ следующих структурных подразделений:

- информационного (регистр больных и/или заболеваний), основной задачей которого является ведение диспансерного учета;

- профилактического, основной задачей которого является профилактика заболеваний, в основном связанных с образом жизни.

Основным направлением оптимизации здравоохранения в сфере охраны здоровья населения на муниципальном уровне являются профилактика и лечение отдельных заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, и проведение оздоровительных мероприятий.

Нами в течение 2004 – 2008 гг. проведен эксперимент по внедрению разработанных и предложенных организационных форм (моделей) оказания населению внебольничной помощи в г. Бердске Новосибирской области.

В то время, как за изучаемый период времени в Новосибирской области произошло снижение показателя числа посещений на одного жителя, в муниципальных районах – его увеличение на 7,1% в 2006 году и отсутствие динамики в 2008 году, в г.Бердске этот показатель вырос на 15,0% (((2=2240, р<0,001), при этом уровень госпитализации в г.Бердске на 1000 населения снизился на 18,3%; по области показатель вырос на 3,5%, по муниципальным районам - снизился на 16,2% ((2=0,03, р=0,87). Запущенность злокачественных новообразований (IV стадия), в г. Бердске снизилась на 2,3%, по области показатель вырос на 1,3%, по муниципальным районам – вырос на 2,0% ((2=7,66, р=0,006).

Таким образом, внедрение разработанных и предложенных организационных форм оказания населению амбулаторно-поликлинической помощи в экспериментальном районе (г.Бердск Новосибирской области) показало их эффективность (повысилась доступность профилактической помощи).

Проведенное исследование позволило обосновать приоритетные профилактические направления оптимизации здравоохранения на муниципальном уровне:

- расширение профилактических функций действующих ЦЗ и создание самостоятельных ЦЗ (районных и межрайонных);

- структурная реорганизация АПУ с созданием подразделений профилактической направленности;

- организация ОВП на базе АПУ, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц за счет дополнительной подготовки кадров;

- перепрофилизация амбулаторного приема за счет дополнительной подготовки кадров по специальностям, определенным приоритетной региональной программой модернизации здравоохранения.

В шестой главе представлено обоснование концептуальной модели оптимизации регионального здравоохранения в области охраны здоровья населения, сформированное на основе проведенного исследования (табл. 15):

Предложенная концептуальная модель оптимизации системы здравоохранения в сфере охраны здоровья населения в качестве основных направлений включает:

- межведомственное взаимодействие здравоохранения с другими социальными институтами;

- мероприятия, направленные на снижение предотвратимой смертности населения;

- реализацию долгосрочных региональных целевых программ, направленных на профилактику заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни населения;

- структурную реорганизацию здравоохранения;

- модернизацию здравоохранения;

- мониторинг эффективности системы охраны здоровья населения.

Для формирования эффективно функционирующей системы здравоохранения в области охраны здоровья населения на региональном уровне требуются механизмы повышения степени влияния органов управления здравоохранением на медико-социальную и демографическую ситуацию в субъекте РФ и взаимодействие управленческих структур. Это требует оптимизации деятельности органов управления здравоохранением регионального уровня, определения приоритетов, задач и функций управления здравоохранением в области охраны здоровья населения.

Основная задача, стоящая в организации государственного управления социальным комплексом, состоит в создании эффективного проектного управления. Решением данной задачи достигается реальное наделение регионального органа управления здравоохранением полномочиями управления взаимодействием органов государственной власти по реализации целевых программ и проектов, имеющих интеграционный характер.

Целью региональной политики здравоохранения в области охраны здоровья населения является подготовка проектов документов и предложений по вопросам охраны здоровья населения для главы администрации субъекта РФ, которые реализуются в виде нормативных правовых актов, мониторинг мероприятий и анализ их эффективности, в том числе финансовой.


загрузка...