Модернизация российского военного образования в условиях информационного общества (03.10.2011)

Автор: Тарская Ольга Юрьевна

Объектом исследования является военное образование как социальный институт.

Предмет исследования – условия и факторы, концептуальные конструкты модернизации военного образования в вузах Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании культурно-информационной парадигмы и определении основных направлений модернизации российского военного образования в условиях формирующегося информационного общества.

Задачи диссертационного исследования:

– определить теоретико-методологическое содержание культурно-информационной парадигмы модернизации российского военного образования в условиях информационного общества;

– осуществить историко-социологический анализ развития военного образования в России и выявить основные тенденции;

– проанализировать парадигмальные модели его реформирования в прошлом и настоящем;

– интерпретировать содержание и социальные механизмы информационного воздействия на сознание субъектов в процессе образования;

– раскрыть сущность «информационной личности», выявить роль медиаобразования в ее формировании в условиях информационного общества;

– выявить тенденции эволюции российского военного образования в контексте развития информационной культуры в обществе за последние пятнадцать лет;

– сконструировать инновационную модель культурно-информационной парадигмы модернизации российского военного образования в условиях информационного общества;

– разработать и апробировать информационно-технологический инструментарий оценки качества образования в новых социокультурных условиях функционирования военных вузов;

– обосновать теоретические выводы, разработать практические рекомендации по информационному обеспечению образовательного процесса в военных вузах.

Методологические основы и теоретические источники диссертационного исследования.

В исследовании использована традиционная, классическая для социологической науки, а также неклассическая методологическая база, включающая общенаучные и частнонаучные методы исследования, обусловленные информационной революцией. В частности, применена методология социальной информациологии, включающая социокоммуникативный и социально-информациологический методы исследования реальной и виртуальной действительности. При рассмотрении эволюции российского военного образования в периоды формирования, становления и развития Вооруженных Сил России, обострения в ряде стран информационных войн использован метод «асимметричной информации», а также историко-социологический метод, которые позволили анализировать материал в фактологической последовательности с вычленением и обоснованием внутренних периодов в определенных хронологических рамках. Логика раскрытия темы заставила сделать экскурс в эпохи, предшествующие избранному для изучения периоду, для того чтобы прояснить основания и опыт развития российского военного образования.

Методы анализа и синтеза имеют следующую специфику применения. Метод анализа позволил вычленить и обосновать социокультурные аспекты развития военного образования в современном российском обществе. Метод синтеза позволил создать на основе теоретических представлений и собранного эмпирического материала целостную картину развития культурно-информационной составляющей модернизации военного образования в России. Структурно-функциональный подход позволил рассмотреть информационную политику как скоординированное взаимодействие элементов, составляющих сложную структуру и обусловливающих выполнение определенных функций в рамках общественного целого. Социально-информациологический подход, включающий в себя совокупность «парадигм исследования информационных процессов», позволил проанализировать социальные процессы во взаимодействии с массовыми информационными процессами, а самое главное – информационные отношения в контексте субъект-субъектных отношений в военной образовательной системе. С точки зрения методологии исследования наиболее важным оказался системный подход (Д. Истон, Н. Луман, Л. Фон Берталанфи), который позволил представить целостную картину генезиса военного образования, рассмотреть систему его модернизации и вычленить проблемы, связанные с формированием духовной, нравственной и самоорганизующей составляющих этого процесса. Кроме того, он позволил сконструировать модель культурно-информационной парадигмы модернизации военного образования применительно к условиям его интеграции в мировое образовательное и информационное пространство. Помимо названных методологических источников, в качестве методологической базы исследования выделена синергетическая парадигма (Г. Хакен), позволяющая анализировать новые социальные явления, обусловленные «информационной цивилизацией» (Р. Абдеев), и которая, с расширением функций средств массовой коммуникации, в современных условиях значительно возрастает.

Теоретическими источниками исследования послужили концепции, положения и гипотезы, представленные в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых-социологов, исследующих образовательные системы в единстве коммуникации и информации, вопросы государственного управления сферой военного образования, проблемы, связанные с модернизацией социальной сферы, информационным и коммуникативным обеспечением модернизационных процессов. В работе использовано научное наследие классиков социологической мысли М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, а также труды зарубежных и отечественных ученых, заложивших фундаментальные социологические основы исследования пространства образования.

В диссертации использовались: теория организации социологического исследования профессионального образования и управления профессиональной подготовкой и повышением квалификации специалистов (С.Я. Батышев, А.А. Беляева, А.Г. Соколов, А.И. Китов, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, А.А. Орлов, Н.И. Шевченко, В.Д. Щадриков, Ф.Р. Филиппов); основные положения социологии образования, социологии организаций (О.В. Долженко, И.А. Зимняя, В.Т. Лисовский, В.Б. Миронов, В.Я. Нечаев, А.А. Овсянников, А.И. Пригожин, В.Н. Ярская).

Особую роль при написании диссертации сыграли труды ученых, посвященные проблемам соотнесения понятий и самого содержания таких феноменов, как «коммуникация», «информация» и «культура профессионализма» в контексте формирования культурно-информационной парадигмы модернизации российского военного образования и информационного обеспечения функционирования военных вузов в современных российских условиях. В диссертации использовался категориальный аппарат социологии, социальной философии, социальной психологии.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты авторских социологических лонгитюдных исследований, проведенных в 2004–2010 гг. в военных вузах Приволжского федерального округа. Для определения единиц опроса использовалась случайно-шаговая выборка. В результате выборочную совокупность за 2004–2010 гг. составили 1 684 респондента, в том числе 153 преподавателя, 87 командиров, 1 416 курсантов разных курсов Саратовского военного института ВВ МВД РФ, Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков, 28 преподавателей Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. В процессе исследования обработано 1 948 тестов, более 2 500 анкет и материалов интервьюирования и собеседований, проведен контент-анализ периодических источников печати, отражающих проблемы, связанные с модернизацией военного образования за последние пять лет.

Источниковую базу исследования дополняет вторичная социологическая информация: данные социально-политических исследований Института социологии РАН, ВЦИОМ, ФОМ, Фонда «Экспертиза», Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург), Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, Центра информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. Кроме того, для вторичного анализа были использованы данные социологических обследований в военных вузах разных регионов страны. Важным информационным ресурсом обладает «Левада-Центр», в частности мониторинг «Почему россияне не хотят служить?» (1998–2007 гг.). Наряду с этим анализировались результаты социологических исследований, выполненных различными коллективами аналитиков в регионах России. Другими источниками информации послужили государственные и ведомственные документы: Указы Президента РФ, «Военная доктрина Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ 5 февраля 2010 г.; Федеральный закон «Об образовании», Приказы МО РФ, а также материалы дискуссий по проблемам модернизации образования, выступления руководящих кадров министерств и ведомств, отраженные в периодической печати.

Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов обеспечило возможность проведения всестороннего и объективного анализа предмета изучения, решения исследовательских задач.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Информационная революция, тенденции мирового развития, связанные с процессами информатизации общества, обусловливают существенные изменения в системе образования, в том числе военного образования, и актуализируют единство культурного и информационного детерминизма в управлении процессами модернизационных изменений в обществе. Эти тенденции предъявляют новые требования к выпускникам высшей военной школы: наличие мобильности, способности быстро адаптироваться к новым условиям; наличие коммуникабельности и толерантности при межкультурном взаимодействии; высокого уровня готовности к социальному и политическому выбору; постоянная потребность в повышении информационной культуры. Исходя из этого, институциональная логика модернизации современного российского военного образования видится в следующем: формулирование проблемы, разработка и обоснование концепции модернизации – определение основных практических направлений модернизации – организация информационной политики, позволяющей оказывать существенное влияние на сознание масс, участвующих в модернизационных процессах, – формирование мотивов поведения. Поскольку известными атрибутами постиндустриального общества являются информация и знания, существенное значение приобретает мотивационный фактор как результат военного образования и воспитания «информационной личности».

2. Переход высшего военного образования на совершенно новую основу, связанную с информационной революцией и соответствующую современным требованиям, требует нового концептуального обоснования. Современная образовательная политика России строится с учетом тенденции вхождения общества в новую мировую культурно-информационную среду на основе единства закона ментальной идентичности и общецивилизационных законов. Поэтому необходимо разрабатывать новые теоретико-методологические подходы к развитию военного образования, отвечающие вызовам информационных революций, такие, чтобы при соответствии современным требованиям не утрачивался и накопленный российской наукой потенциал, поскольку, наряду с экономико-политическим ресурсом, один из важнейших и фундаментальных ресурсов заключен в бессознательном использовании требований объективного закона ментальной идентичности, заключающегося в достижении единства исторической, политической, экономической, социальной, религиозной, идеологической и коммуникативной идентичности. Это является главным глубинно-психологическим и историко-эволюционным ресурсом модернизации системы образования.

3. В информационном обществе формируется новая парадигма культуры – массовая культура, культивируемая (по А.С. Панарину) масс-медиа; кроме того, актуализируется информационная культура (П.Н. Киричек). Они требуют разработки адекватной парадигмы – культурно-информационной. Концептуализация культурно-информационной парадигмы модернизации военного образования базируется на историко-социологическом анализе традиций, современного состояния и перспектив научного осмысления проблем подготовки военных кадров в условиях построения гражданского общества в России, мировых глобализационных и информатизационных процессов, определения их влияния на развитие российского военного образования. Именно подготовленность к практическому самопожертвованию русского офицера различных поколений, которое неоднократно вершилось в истории русского народа, и есть условие и причина социального авторитета и значимости военного образования в России.

4. Историко-социологический подход есть следование природе взаимодействий в системе «власть – образование – общество». В нашем случае – «власть – военное образование – общество». В процессе этих взаимодействий четко прослеживаются попытки сохранить наследственность военных знаний, обеспечивающую живую связь поколений и не менее живую связь традиций русского офицерства. На современном этапе развития информационного общества явно просматривается необходимость формирования у военных специалистов, наряду с технической подготовленностью, нравственно-интеллектуальной, коммуникативной составляющей, в целом информационно-коммуникативной культуры. Вследствие этого методология исследования требует разработки адекватной парадигмы – культурно-информационной. Таким образом, речь идет о создании новой информационно-коммуникативной среды.

5. Появление нового объекта исследования – информационного общества, развитие новых общественных отношений – коммуникативно-информационных детерминировали соответствующую логику исследований. Информационная цивилизация породила новый тип войны – информационной, что обусловливает потребность в исследовании модернизации военного образования в контексте обеспечения информационной безопасности. В этих условиях институциональная логика модернизации военного образования как главного актора обеспечения национальной безопасности России видится в системном анализе, обращении к отечественным традициям и российской ментальности, а технологии подготовки кадров – в учете как наработок современной отечественной науки, так и зарубежного опыта. Сегодня необходима особая система подготовки управленцев военных образовательных систем, обеспечивающая их вооружение современными информационными технологиями. Таким образом, в рамках социологии должно активно формироваться новое направление науки – информациология управления, поскольку всякое управление, по сути, есть информационное управление.

6. Понимание военного образования как открытой социальной системы закладывает механизмы внутреннего и внешнего социального контроля над соблюдением принципа социальной целесообразности проектируемых изменений, создает предпосылки для придания системе управления признаков самоорганизующихся (самообучающихся) систем. В образовательных учреждениях продуктивной является особая система коммуникации – система взаимоконтроля и самоконтроля, а доминирующей функцией в процессе информационного управления становится социальный, профессионально грамотный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). По сути, речь идет о медийном образовании как инструменте формирования информационной культуры, которое служит базой для новых коммуникативных отношений внутри образовательной системы, обусловленных демократизацией общественных отношений.

7. Модернизационные процессы любой социальной, политической, экономической и других сфер жизни общества всегда были и будут подвержены определенным силам инерции в контексте объективного процесса коммуникативно-информационной борьбы между «консерваторами» и «прогрессистами». Наиболее инерционной является система образования, и особенно система военного образования, в которой существует ряд ограничений, обусловленных спецификой военной службы. При этом одни ограничения способствуют саморазвитию образовательной системы, другие – препятствуют данному процессу. Недостаточно сформированные коммуникативные умения и в целом информационная некомпетентность субъектов военного образования оказывают негативное воздействие на социальную мотивацию к учебе и службе. В результате формируется социально-информациологическая аномия, связанная с ценностной дезориентацией в СМИ и потерей информационной идентичности, которая напрямую влияет на рейтинг доверия к самим процессам модернизации военного образования. В этих условиях для обеспечения продуктивности, авторитета и качества военного образования наиболее целесообразными представляются как содержательно-дидактическое, так и методическое, а также информационно-управленческое направления модернизации в соответствии с условиями вхождения России в мировое информационное пространство и построение информационного общества.

8. Концептуальная модель культурно-информационной парадигмы модернизации военного образования как инновационной системы основана на отечественных традициях и содержит требования новой информационной эпохи, связанной с выходом на новый тип войны – войны информационной. В связи с этим отечественное образование, и особенно военное, должно быть ориентировано на обеспечение информационной безопасности. Исходя из этого, культурно-информационная составляющая этой модели включает в себя: высокий уровень информированности всех субъектов образовательного процесса о целях и результатах образования, требованиях к специалистам; высокое качество самих целей образовательного процесса, рациональность их выбора и интегрированность в мировое образовательное и информационное пространство; заинтересованность всех субъектов в повышении качества образовательного процесса; активное участие субъектов управления в коммуникативной и информационной деятельности; наличие соответствующих информационно-коммуникативных технологий, повышающих уровень коммуникативной управленческой деятельности и контролируемость результатов, наличие у участников образовательного процесса информационной культуры.

9. Информационно-технологический инструментарий, позволяющий оценить качество подготовки специалистов в военном вузе в рамках предлагаемой концептуальной модели, основывается на следующих положениях. Во-первых, продуктивность работы военного профессионала, способного осуществлять свою деятельность в условиях информационного общества, целесообразно оценивать по двум главным параметрам: уровню сформированности информационных умений и степени устойчивости позиции по отношению к обществу, военной профессии, жизненному успеху в условиях информационных войн. Во-вторых, выпускник военного вуза должен обладать определенной степенью устойчивости к воздействиям средств массовой коммуникации, то есть иметь сформировавщуюся и развитую систему социальных отношений. Содержания этих положений должны стать предметом анализа или самоанализа со стороны субъектов образовательного процесса.

Предлагаемый информационно-технологический инструментарий обеспечивает достижение субъектами военного образования определенных вершин в образовательной или профессиональной деятельности. Кроме того, он является одним из главных условий формирования у участников образовательного процесса информационной культуры.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– теоретически обоснована и предложена новая концептуальная модель культурно-информационной парадигмы модернизации российского военного образования применительно к условиям его интеграции в мировое образовательное и информационное пространство;

– доказано, что информационная революция актуализирует единство культурного и информационного детерминизма в управлении процессами модернизационных изменений в обществе;

– обосновано, что в качестве известных атрибутов постиндустриального общества в виде информации и знаний существенное значение приобретает мотивационный фактор как результат образования и воспитания «информационной личности»;

– получено обоснование объективной необходимости информационного обеспечения процесса модернизации военного образования с целью устранения разрывов в уровнях общественного сознания;

– раскрыто действие механизма коммуникативно-информационной идентичности в реализации реформы военного образования;

– выявлено отставание информационного обеспечения процесса функционирования военных вузов от практической модернизации военного образования;


загрузка...